Проблемы международно-правовой помощи по уголовным делам.
Рост преступности в современном мире вынуждает государства объединить свои усилия для защиты общества от противоправных посягательств. Следовательно, возникает необходимость тесного, прочного и постоянного международного сотрудничества.
Правовая помощь по уголовным делам занимает особое место в международном сотрудничестве в области борьбы с преступностью, так как возникают случаи, когда лицо совершившее преступление на одной территории, в дальнейшем скрывается на территории другого государства, либо когда свидетель, потерпевший или другие участники уголовного судопроизводства по уголовному делу, расследуемому на территории одного государства находится за его пределами, а также в некоторых других случаях.
Институт международно-правовой помощи по уголовным делам регулируются нормами различных отраслей права, а именно: уголовно-процессуальным правом, международным правом.
Главной задачей международно-правовой помощи является объединение усилий государств в борьбе с преступностью, совершение действий, способствующих выявлению преступлений, их расследование, судебное рассмотрение и реализацию судебных решений.
На сегодняшний день в международных договорах, а также Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174 ФЗ (далее по тексту – УПК РФ) существуют значительные пробелы, которые требуют своего восполнения.
Например, в УПК РФ отсутствует понятие международной правовой помощи по уголовным делам, однако на доктринальном уровне имеются различные точки зрения относительно данного понятия.
По мнению М.Х. Гельдибаева и В.В. Вандышева международно-правовая помощь – это «особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности участников уголовного процесса при определяющей роли государственных органов различных государств по оказанию помощи друг другу в сфере уголовного судопроизводства» . М.Х. Гельдибаев и В.В. Вандышев не указывают в данном понятие, что международно-правовая помощь осуществляется на основе принципа взаимности.
Существует точка зрения, что международно-правовая помощь по уголовным делам – это «урегулированная международными и национальными нормами деятельность компетентных органов государств и международных организаций в борьбе с преступностью, осуществляемую на основе запросов (поручений) и иностранных государств, содержанием которой является совершение действий, способствующих выявлению преступлений, их расследование, судебному рассмотрению и реализацию судебных решений» . Данная точка зрения полностью отражает сущность международно-правовой помощи.
Таким образом, международно-правовая помощь – это основанная на внутреннем законодательстве, регламентированная международными договорами или на основе принципа взаимности деятельность компетентных органов, международных организаций и должностных лиц по оказанию содействия в собирании доказательств на территории иностранного государства, передаче лица, осужденного в одном государстве для отбывания наказания в другом, вызове участников уголовного процесса, находящихся на территории иностранного государства, выдаче обвиняемого (подозреваемого) для привлечения его к уголовной ответственности, а также производстве иных процессуальных действий.
Проанализировав понятие международно-правовой помощи по уголовным делам можно прийти к выводу, что возникает необходимость закрепить его на законодательном уровне.
Для наиболее полного и всестороннего раскрытия сущности международно-правовой помощи представляется необходимым сопоставить понятия: «международно-правовая помощь по уголовным делам» и «международное сотрудничество по уголовным делам».
Понятие «международно-правовая помощь по уголовным делам» и «международное сотрудничество по уголовным делам» взаимосвязаны, но между ними нельзя поставить знак равенства. Международное сотрудничество по уголовным делам - это широкая по масштабам и разнообразная по формам деятельность компетентных органов, направленная на оказания правовой помощи, в целях борьбы с преступностью. Международно-правовая помощь по уголовным делам подразумевает выполнение отдельных процессуальных действий на основании запросов (поручений) в соответствии с условиями международного договора или на основе принципа взаимности. Таким образом, международное сотрудничество по уголовным делам более широкое понятие.
Исходя, из содержания международных договоров и УПК РФ следует выделить основные виды международно-правовой помощи:
1. Выполнение поручений о производстве отдельных процессуальных действий. При направлении запроса (поручения) необходимо точно перевести его текст и всех прилагаемых к нему материалов на официальный язык, того иностранного государства, в которое они направляются, поскольку о переводе этих текстов на язык государства, которому адресовано поручение, указано в ст. 453 УПК РФ. На практике возникают случаи, когда не соблюдается надлежащим образом техническая сторона оформления запроса.
2. Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации. Главным препятствием для расследования уголовных дел, по которым необходимо получить показания свидетелей и экспертов, находящихся за пределами территории Российской Федерации, является то, что запрашиваемая сторона не имеет реальных механизмов для обеспечения явки указанных лиц. Во многих странах для получения показаний свидетеля, используют видеосвязь (видеоконференция). Необходимо также использовать видеосвязь при совершении отдельных следственных действий. Видеосвязь (видеоконференция) поможет эффективно решить данную проблему.
3. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования. Возникают трудности, когда лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации скрывается за ее пределами и при этом имеет двойное гражданство. В данном случае в отношении лица, имеющее двойное гражданство и совершившего преступление на территории Российской Федерации, материалы уголовного дела следует направлять как в страну, гражданином которой он себя считает, так и в страну, в которой это лицо постоянно проживает. Также перед направлением уголовных дел в компетентные органы иностранных государств с поручением об осуществлении уголовного преследования необходимо произвести все следственные действия, проведения, которых возможны на территории Российской Федерации.
4. Выдача преступника для уголовного преследования или исполнения приговора. УПК РФ содержит, в каких случаях возможна экстрадиция, а в каких нет. Например, экстрадиция невозможна, если лицо подвергается уголовному преследованию из-за политических, религиозных взглядов, принадлежности к определенной группе, расе и т.д. Также при решении вопроса о выдаче лица компетентные органы обязаны обладать письменной гарантией иностранного государства, направившего запрос, что выданное лицо будет преследоваться только за преступление, указанное в запросе.
5. Передача лица, осужденного судом лишению свободы, государству, гражданином которого это лицо является. Передача осужденных предусмотрена двусторонними соглашениями Российской Федерации с Испанией, Кипром, КНР и др. Передача осуществляется по взаимному согласию, в зависимости от конкретного случая.
На сегодняшний день в международных договорах и УПК РФ существуют значительные пробелы, а именно:
1) не определен четкий перечень оснований для отказа в оказании международно-правовой помощи по уголовным делам;
2) не закреплены конкретные сроки исполнения запросов иностранных государств;
3) не закреплены понятия «международно-правовой помощи по уголовным делам» и «международного сотрудничества по уголовным делам»;
4) не определены права и обязанности представителей иностранных государств»;
5) не закреплена возможность создания и деятельность совместных следственно-оперативных групп в целях расследования преступлений, совершенных на территории двух и более государств;
6) не закреплена возможность использование средств видеосвязи (видеоконференции) при производстве следственных и иных процессуальных действий с лицом, который находится за пределами территории Российской Федерации и по уважительным причинам не может прибыть на ее территорию.
Проблема оказания международно-правовой помощи по уголовным делам на сегодняшний день является актуальной не только для Российской Федерации, но и для иностранных государств.
Возникает необходимость совершенствование законодательной базы, определение новых путей для достижения благоприятного результата в области международного сотрудничества.
По статистическим сведениям в 2012 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации в компетентные органы иностранных государств направлено около 2943 запроса о правовой помощи, также направлено около 79 ходатайств об осуществлении уголовного преследования иностранных граждан, совершивших преступления на территории Российской Федерации.