ГОСКОНТРАКТ И ЗАКОН: ЛОГИЧНАЯ ТЕОРИЯ И ГОРЬКАЯ ПРАКТИКА
Специально для ИА REX юрист Ирина Лиманская прокомментировала ситуацию с услугами по госконтракту.
На сегодня оказание услуг по госконтракту является одной из самых обсуждаемых в экспертном юридическом сообществе тем — как и недобросовестное исполнение самих госконтрактов. Насколько часто встречается практика недобросовестных заказчиков? Нарушают ли они какие-либо законы или обязательства? Как бороться с такими недобросовестными заказчиками госконтрактов? Это коррупция и отмывание бюджетных средств? На эти вопросы корреспонденту ИА REXответила юрист Ирина Лиманская.
Заключение государственного контракта на оказание услуг при условии финансирования данного контракта за счёт областного бюджета регламентируется положениями Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Гражданский кодекс РФ, так же как и вышеуказанный Федеральный закон, не даёт преимущества государственным или муниципальным бюджетным организациям по исполнению своих обязательств согласно заключённым контрактам.
Ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определяет сферу действия данного закона следующим образом — настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее — размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ст. 3 указанного закона — 1. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также — федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также — нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Согласно ст. 422 Гражданского кодекса РФ — 1. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ — 1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
2. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно ст. 74 Бюджетного кодекса РФ — 1. В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
2. Контроль за соблюдением указанных в пункте 1 настоящей статьи условий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ — Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 Гражданского кодекса РФ — Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 314 Гражданского кодекса РФ — 1. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Согласно ст. 779 Гражданского кодекса РФ — 1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 781 Гражданского кодекса РФ — 1. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, действующее гражданское законодательство предусмотрело весь спектр взаимоотношений между Заказчиком и Исполнителем определенной услуги, в нашем случае — оказание услуг информационного агентства. При заключении указанного контракта в областном бюджете в обязательном порядке предусмотрена статья расходов именно по оплате заключенных контрактов и денежные средства в бюджет заложены. Другой вопрос в том — куда и на какие цели выделенные денежные средства тратятся, и почему они не направляются на оплату заключенных контрактов.
На практике по исполнению государственных или муниципальных контрактов такие случаи встречаются редко, в связи с тем, что расходование бюджетных средств контролируется и имеет непосредственную статью расходов, куда данные средства должны быть направлены. Однако это не говорит о том, что отсутствуют случаи злоупотребления своим должностным положением руководителей подразделений и направление бюдже 6 тных средств на другие нужды.
Гражданским законодательством предусмотрена ответственность недобросовестных заказчиков и исполнителей, от уплаты неустойки за просрочку оплаты оказанных услуг, процентов за пользование чужими денежными средствами, до расторжения контракта и взыскания убытков. Однако на практике исполнители не доводят такие дела до судов, а послушно сидят и ждут оплаты по контрактам, что и дает основание бюджетным организациям пользоваться такой расстановкой дел. Ведь наши российские организации, предприятия не желают «портить отношения» с государством или муниципалитетом, потому что в будущем могут «не выиграть» тендеры или аукционы на заключение определенных государственных контрактов. Это и есть наша российская действителшьность взаимодействия госорганов и предпринимателей, независимо от отрасли работы. Коррупция это или отмывание бюджетных средств — сказать невозможно, об этом могут знать только те, кто очень близко находится рядом с этими средствами. Коррупция в данном случае, думаю, неприменима, а вот «откаты» на что-то другое, оплата по другим, не предусмотренным изначально бюджетом, контрактам — возможно. Хотя в нашей действительности кажется слова «коррупция» и «откаты» стали братьями-близнецами.
В заключение могу сказать только одно — законы у нас есть, они хорошие, но вопрос в том, кто и когда их будет исполнять?!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: