Страхование при получении кредита
Едва ли не каждый кредитный договор содержит условия о страховании. Вызвано это тем, что ряд прибыльных для банков комиссий контролирующие органы запретили. Это комиссии за ведение ссудного счета, рассмотрение кредитной заявки, выдачу кредита, досрочное погашение кредита и т.д.
Устоявшаяся судебная практика в части взыскания комиссий ударила по прибыли банков и последними был найден новый способ удорожания кредита.
Необходимо отметить, что "добровольное" страхование допущено в сферу кредитования с молчаливого согласия Банка России. Последнему выгодно поддерживать высокий уровень прибыльности кредитных операций банков.
"Для одобрения кредита необходимо застраховать свою жизнь. Это правило банка" Подобные высказывания работников банка я слышу постоянно. Часто возникают скандалы. Заемщик прочел кредитный договор, договор страхования, посчитал, пришел в ужас и... Тот же самый менеджер говорит "Страхование исключительно добровольное, отказаться от страховки можно через три месяца. Жаловаться - ваше право".
Как отказаться от страховки?
В этом деле главное не наломать дров. Сперва надо внимательно изучить документы, и понять, как связан Банк и страховая, списал ли банк комиссию за подключение к программе страхования, или навязал прямой договор страхования непосредственно со страховой компанией. Как списаны деньги со счета - в безакцептном порядке или платежным поручением. Важные документы - это полисные условия, или правила страхования (в зависимости от услуги).
Если договоры заключены буквально "вчера", то шансы на возврат страховой премии возрастают. Некоторые правила страхования или полисные условия предполагают возврат страховой премии полностью, если обратиться с соответствующим заявлением в течение 3-х недель (условно). Тут надо понимать, к кому обращаться - в банк или страховую. В нашем случае это страховая компания (если премия полностью перечислена ей).
Если кредит не новый, то страховая точно ни чем не поможет. В этом случае надо ориентироваться на Закон РФ О защите прав потребителей, и доказывать, что услуга страхования была банком навязана.
Начинаем с претензии к Банку, в которой нужно изложить вкратце обстоятельства навязывания услуги и конкретное денежное требование. Претензию надо отнести в банк, а на втором экземпляре поставить отметку о получении. В удовлетворении претензии откажут, или попросту проигнорируют. Это нормальная практика.
Далее, готовим исковое заявление в суд. Тут важно не ошибиться в размере требований. Не стоит забывать о неустойке (3% в день от заявленных требований), потребительском штрафе 50%от взысканного, моральном вреде и ст. 395 ГК РФ. Сумма исковых требований как правило в 3 раза больше суммы страховой премии.
Самое сложное - определить основания требований. Этот вопрос сугубо индивидуальный, зависит от множества факторов. Если удастся доказать в суде, что услуга страхования навязанная - суд взыщет с банка приличную сумму.
Я взыскивал 90 000/300 000 (пример для пропорции).
Писать заявления в страховую об отказе от страховки не стоит. Договор они расторгнут, а деньги вернуть не получится. При наступлении страхового случая такое заявление будет основанием для отказа в выплате.
Судебная практика по возврату страховок разная, примерно 60/40 не в пользу заемщика.
Но есть очень важный положительный момент. У ЛЮБОГО банка можно отсудить страховку, и судебная практика это подтверждает. Анализ практики показывает, что удовлетворении исковых требований зависит от конкретных обстоятельств дела и КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: