Права потребителя при возврате товара приобретенного в кредит.
В повседневной жизни при всем изобилие товаров и способов оплаты его стоимости потребитель не редко выбирает оплату в кредит. При этом кредитование потребителя осуществляется банком партнером продавца, представитель которого находится в помещение магазина и (или) офиса.
При этом радость от дорогостоящей покупки (приобретенной в кредит), несмотря на все гарантийные уверения продавца и производителя может быть омрачена выявлением (проявлением) в приобретенном товаре недостатков.
В большинстве случаев потребитель, разочаровавшись в качестве нового товара, требует возврата оплаченной стоимости, данное требование вполне обосновано, однако требование потребителя о возврате стоимости товара приобретенного в кредит нередко встречает ряд трудностей связанных с погашением суммы кредита и уплаты процентов (в том числе дополнительных платежей совершенных банку кредитору), что приводит к ситуации в которой потребитель не получает от продавца полного возмещения понесенных затрат.
С 1 июля 2014 года вступил в силу пункт 6 статьи 24 Закона "О защите прав потребителей" - призванный устранить данную проблему.
Новый пункт 6 статьи 24 Закона "О защите прав потребителей" прямо предусматривает ответственность продавца за все возникшие у потребителя убытки вследствие заключения договора купли-продажи, в том числе из-за заключения взаимосвязанного кредитного договора. Убытки - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).
Действие пункта 6 статьи 24 Закона "О защите прав потребителей" распространяется не только на кредитные договоры, связанные целью предоставления кредита с соответствующим договором купли-продажи, но также на аналогичные правоотношения, вытекающие из договоров любых займов, в том числе договора микрозайма.
Таким образом, при расторжении договора купли-продажи, продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа) (в частности: платежи за оказание смс информирования банка, обслуживание кредитных карт и т.п.).
Требование о компенсации всех произведенных по кредитному договору платежей предъявляется как правило в претензии одновременно с требованием о растяжение договора (уведомлением об отказе от исполнения договора) с приложением документов подтверждающих фактическую оплату указанных сумм. При этом не следует принимать во внимание условия договора купли-продажи которые предусматривают иной порядок возмещение расходов чем предусмотрен пунктом 6 статьи 24 Закона "О защите прав потребителей", так как данные условия в силу положений пункта 1 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" являются (признаются) недействительными, так как ущемляют права потребителей.
По официальному мнению Роспотребнадзора введение новой нормы отвечает общей тенденции усиления ответственности за посредничество на потребительском рынке и позволит повысить эффективность всей системы национальной защиты прав потребителей, которая включает не только федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, но и гражданско-правовые (претензионно-исковые) формы, судебную защиту прав потребителей и т.д., а также реализуемый с участием Роспотребнадзора национальный проект повышения потребительской и финансовой грамотности населения.