Оспаривание отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества

5 дочитываний
0 комментариев

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru тел. 24-12-96, факс 24-15-99

РЕШ ЕН И Е г. Иркутск

«24» октября 2011 г. Дело № А 19-12349/2011

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.10.2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24.10.2011 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шубиной Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Купцевич Д.А, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества

«Южное управление жилищно-коммунальными системами» (ОГРН 1063811053272,

Иркутская область, г.Иркутск, ул.Трудовая, 111) к Администрации города Иркутска (664025 г.Иркутск, ул.Ленина, 14) о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества при участии в заседании: от заявителя: Саляхудинов Ю.Ф. – представитель по доверенности от 10.05.2011 г., от ответчика: не явился, извещен, установил:

Открытое акционерное общество «Южное управление жилищно-коммунальными системами» (далее – заявитель; Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Иркутска (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Иркутск, улица Трудовая 111, выраженного в письме заместителя мэра — председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска от 03.05.2011 года № 505-70-8501/11, а также обязании Администрации г. Иркутска рассмотреть заявление Общества от 14.02.2011 г. № 500.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал, указав н а несоответствие оспариваемого отказа Федеральному закон у от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пояснив, что Общество не является крупным предприятием.

Ответчик требования не признал, полагает оспариваемое решение законным.

Дело рассматривается в порядке главы 24 АПК РФ, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

04.07.2006 г. между Администрацией города Иркутска и ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» заключѐн Договор № 7419 аренды нежилого помещения, расположенного на втором этаже жилого дома № 111 по улице Трудовой города Иркутска, площадью 254,2 кв.м., позиции № 13-29 со сроком действия с 01.07.2006 года по 29.06.2007. Указанный договор 04.07.2006 г. зарегистрирован Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Иркутска в книге № 28 за регистрационным № 701/6.

19.07.2007 г. между теми же лицами заключѐн Договор № 7419, согласно которому площадь арендуемых помещений по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, д. 111 увеличилась до 408.4 кв.м.: позиции № 1-12 (1-й этаж), № 13-29 (2-й этаж) со сроком действия с 30.06.2007 г. по 28.06.2008. Договор зарегистрирован Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Иркутска 24.07.2007 г. в книге № 28 за регистрационным № 648/7.

07.06.2008 г. между заявителем и ответчиком заключен и 20.02.2009 г. зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области Договор № 7419, согласно которому Общество арендует помещения по адресу: г. Иркутск, ул.Трудовая, д. 111, общей площадью 408.4 кв.м., позиции № 1-12 (1-й этаж), № 13-29 (2-й этаж) со сроком действия с 29.06.2008 г. по 31.12.2011. 14.02.2011 г. Общество, руководствуясь частью 2 статьи 9 Федеральн ого закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ), обратилось в Администрацию города Иркутска с заявлением о намерении реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.

05.04.2011 г. Обществом в ответ на запрос Администрации от 14.03.2011 г. № 505-70-

4157/11 представлены дополнительные сведения.

В результате рассмотрения обращения Общества заместителем мэра – председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом города Иркутска Третьяковым А.А. принято решение (оформлено письмом от 03.05.2011 г. исх. № 505-70-8501/11) об отказе в выкупе арендуемых помещений, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, 111, в связи с тем, что ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» является крупным предприятием.

Общество, полагая отказ в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, незаконным, а также нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующи х в деле, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественн ым правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более л ет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутств ует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реали зации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Частью 4 названной статьи Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ предусмотрено, что в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранны х юридических лиц, иностранных граждан, общественных и рели гиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридически х лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которы х заключается в практическом применении

(внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшеств ующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации д ля каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшеств ующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующи х категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Как следует из представленных заявителем бухгалтерских балансов (отчетов о прибылях и убытках) за 2008, 2009, 2010 годы, выручка Общества в 2008 году составляла 323837000 рублей, в 2009 году - 35256000 рублей, в 2010 году - 1023664000 рублей. Следовательно, в 2010 года выручка Общества превысила установленные частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ предельные значения. Вместе с тем, согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующи х один за другим.

Заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества направлено Обществом в 2011 году. Следовательно,

Администрации при решении вопроса о том, является ли Общество субъектом малого и среднего предпринимательства, следовало руководствоваться показателями по средней выручке за год за 2009 и 2010 годы.

Учитывая, что в 2008, 2009 годах по объему выручки Общество соответствовало статусу субъекта среднего предпринимательства, показания выручки превысили предельные только в 2010 году, суд, приходит к выводу, что категория Общества не изменилась.

Таким образом, отказ Администрации в реализации преимущественного права в отношении арендуемого Обществом имущества по той причине, что Общество является крупным предприятием, незаконен.

В своих возражениях ответчик указал, что у Общества не возникло преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, в связи с тем, что имущество не находится во временном пользовании заявителя непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ (п.1 ст.3 указанного закона).

Исследовав указанный довод, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года

№ 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества при условии, в том числе, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.

Согласно статье 10 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ, последний вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Первой официальной датой публикации в «Российской газете» является 25.07.2008 года (№ 158), соответственно датой вступления его в силу признаѐтся 05.08.2008 г. Следовательно, Общество должно арендовать испрашиваемое для выкупа имущество как минимум с 05.08.2006 г.

Из материалов дела следует, что ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» в период с 01.07.2006 года по 29.06.2007 арендовало нежилые помещения, расположенные на втором этаже жилого дома № 111 по ул. Трудовой г. Иркутска, площадью 254,2 квадратных метра, позиции № 13-29 на основании договора аренды от 04.07.2006 г. № 7419.

В период с 30.06.2007 г. по настоящее время общество арендует помещения п лощадью 408.4 кв.м.: позиции № 1-12 (1-й этаж), № 13-29 (2-й этаж) на основании договоров аренды № 7419 от 19.07.2007 г., № 7419 от 07.06.2008 г. Договор № 7419 от 07.06.2008 г, действующий в настоящее время, зарегистрирован 20.02.2009 г. в Управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Общество непрерывно в течении двух и более лет подряд (с 01.07.2006 г.) арендует помещения по адресу: г. Иркутск, ул.Трудовая, д. 111, площадью 254,2 кв.м., позиции № 13-29 (2-й этаж), что дает ему преимущественное право на выкуп только этого имущества.

В пункте 8 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской.

Федерации от 05.11.2009 № 134 «О некоторы х вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» разъяснено, что реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не доп ускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.

Как следует из представленных в дело: уведомления Управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области № 08-5897 от 20.02.2009 г., свидетельств о государственной регистрации права собственности Муниципального образования город Иркутск на арендуемые Обществом нежилые помещения по адресу: г. Иркутск, ул.Трудовая, д. 111, помещение площадью 254,2 кв.м. является обособленным нежилым помещением, расположенном на втором этаже, номера на поэтажном плане 13-29, имеет индивидуальный условный номер № 38-38-01/111/ 2006-729 (свидетельство о гос. регистрации права от 09.01.2007 38-АГ № 426289), согласно приложению №5 к Договору № 7419 от 07.06.2008 г. занимает весь второй этаж.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у Общества возникло преимущественное право только на приобретение арендуемого нежилого помещения, расположенного на втором этаже жилого дома № 111 по ул. Трудовой г. Иркутска, площадью 254,2 кв.м., позиции № 13-29.

Вместе с тем, учитывая, что основанием для отказа в предоставлении преимущественного права выкупа арендуемых заявителем помещений явилось то обстоятельство, что Общество является крупным предприятием, суд полагает, что требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской.

Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в п ользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб.

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета (пп.3 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса РФ, пп.1 п.1 ст.333.40).

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Признать незаконным отказ Открытому акционерному обществ у «Южное управление жилищно-коммунальными системами» в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Иркутск, улица.

Трудовая 111, выраженный в письме заместителя мэра — председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска от 03.05.2011 года № 505-70-8501/11, как несоответствующий Федеральному закон у от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ ««Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязать Администрацию города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Южное управление жилищно-коммунальными системами» п утем рассмотрения заявления от 14.02.2011 г. № 500 в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Администрации города Иркутска в пользу Открытого акционерного общества «Южное управление жилищно-коммунальными системами» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Возвратить Открытому акционерному обществу «Южное управление жилищно-коммунальными системами» государственную пошлин у в сумме 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 4167 от 27.06.2011 г. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Подписаться
Донаты ₽

Судья-докладчик в апелляции по гражданскому делу. На что обратить внимание?

Те, кто имел опыт участия в суде апелляционной инстанции думаю не удивятся тому обстоятельству, что практика и теория гражданского судопроизводства -это совершенно разные вещи. Ну, например, никто же не ожидает,...

Судья-докладчик в апелляции по гражданскому делу. На что обратить внимание?

Те, кто имел опыт участия в суде апелляционной инстанции думаю не удивятся тому обстоятельству, что практика и теория гражданского судопроизводства -это совершенно разные вещи. Ну, например, никто же не ожидает,...

Чугунова Анзеля Миноваровна (Анжелика Николаевна по-русски) МОШЕННИЦА

Обратились с моей подругой за помощью к этому юристу в составлении исков и представлении наших интересов в суде в деле с недобросовестных застройщиках (Компания СТРОЙДОМ, г.Сочи). Анзеля охотно взялась за дело.

Сможет ли победить искусственный интеллект предубеждения судей и улучшить судебную практику?

Исследователи решили делегировать часть судебных решений искусственному интеллекту. И пришли к выводу, что ИИ помогает улучшить результаты для обвиняемых за счёт устранения предубеждений, свойственных судьям.

Получивший 11 лет за шантаж Фридмана и Авена экс-депутат вышел на свободу

Выходец из политического эстеблишмента и бывший депутат, осужденный на 11 лет за шантаж фридмана и авена, был недавно освобожден из тюрьмы. Это событие стало причиной оживленных обсуждений в обществе,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы