Мурманская авиационная компания
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу от 20 сентября 2007 года Дело N А 42-1369/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2007 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Е.А.Фокиной, судей Г.В.Борисовой, Л.В.Зотеевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Ю.Шандаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13 АП-7411/2007) ООО "Мурманская авиационная компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.04.2007 по делу N А 42-1369/2007 (судья К.А.Востряков) по заявлению Мурманской транспортной прокуратуры к ООО "Мурманская авиационная компания" о привлечении к административной ответственности, при участии: от заявителя - старший помощник Северо-Западного транспортного прокурора Попов Д.Э., удостоверение N 148486; от ответчика - Меньшенин К.В., доверенность N 51 от 25.12.2006,
УСТАНОВИЛ: мурманский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО "Мурманская авиационная компания" (далее - Общество) за совершение административного правонарушения, предусмотренного "частью 2 статьи 14.1" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27 апреля 2007 года заявленное требование удовлетворено, ООО "Мурманская авиационная компания" привлечено к административной ответственности на основании "части 2 статьи 14.1" КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей (400 МРОТ).
Суд пришел к выводу, что склады (резервуары) горюче-смазочных материалов (ГСМ), на которых хранится авиатопливо, авиабензин, являются взрывоопасными производственными объектами, для эксплуатации которых необходимо получение лицензии в установленном законом порядке.
Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество ссылается на то, что используемые им склады (резервуары) ГСМ, расположенные на посадочных площадках и предназначенные для авиатопливообеспечения воздушных судов, не могут быть квалифицированы как отдельные взрывоопасные производственные объекты, для эксплуатации которых необходимо получение лицензии. Кроме того, прокурором не доказано, что указанные склады (резервуары) являются взрывоопасными производственными объектами.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель прокуратуры возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной в период с 01 по 12 марта 2007 года Мурманской транспортной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального "закона" от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) в ООО "Мурманская авиационная компания" установлено, что данное Общество осуществляет эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов - складов ГСМ, используемых для хранения авиатоплива, без соответствующей лицензии.
На основании материалов проверки Мурманский транспортный прокурор постановлением от 13.03.2007 возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном "частью 2 статьи 14.1" КоАП РФ, направив его в соответствии с "частью 3 статьи 23.1" КоАП РФ в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Удовлетворяя требования Мурманского транспортного прокурора района, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ООО "Мурманская авиационная компания" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена "частью 2 статьи 14.1" КоАП РФ.
Апелляционная инстанция находит вывод суда правомерным, основанным на материалах дела, исходя из следующего.
В соответствии с "частью 2 статьи 14.1" КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства или без таковой.
"Подпунктом 28 пункта 1 статьи 17" Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено лицензирование деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
Порядок лицензирования указанной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен "Положением" о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 N 18 (далее - Положение).
Согласно "пункту 3" Положения под взрывоопасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), вещества, способные к самопроизвольному разложению со взрывом.
Материалами дела подтверждается и ООО "Мурманская авиационная компания" не оспаривается наличие на балансе Общества складов и резервуаров ГСМ в аэропортах Ловозеро, Умба, посадочной площадке Краснощелье.
Из материалов дела также следует, что 03.06.2005 Обществом получен Сертификат соответствия N ФАВТ 000001434 сроком действия до 03.06.2007 на соответствие требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к следующей сфере деятельности:
-прием, перекачка, хранение, подготовка к выдаче, выдача на заправку и заправка воздушных судов (ВС) авиатопливами, изготовленными по ГОСТ 10227;
-прием, хранение, подготовка к выдаче, выдача на заправку и заправка ВС авиабензином по ГОСТ 1012;
-прием, хранение, подготовка к выдаче и дозирование в топливо ПВК-жидкости, изготовленной по ОСТ 54-3-175-73;
-прием, хранение, подготовка к выдаче, выдача в спецмашины ПОЖ, изготовленной по ТУ 1-595-25-512, спирта этилового ректифицированного по ГОСТ 18300;
-прием, хранение, подготовка к выдаче и выдача продукции в заводской таре, изготовленной в ГОСТ, ОСТ, ТУ согласно утвержденной номенклатуре.
Согласно "статье 1" Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности" промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты ("статья 2" названного Закона).
К категории опасных производственных объектов относятся в том числе объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества. К последним относятся горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах или базах ("приложения N 1", "2" к Закону N 116-ФЗ).
На основании "пункта 1.5" Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России N 33 от 20.05.2003, нефтебазы должны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с "постановлением" Правительства РФ N 401 от 30.07.2004 лицензирование деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
"Пунктом 1.4" Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Гостехнадзора России N 61-А от 18.10.2002, отнесение объектов к категории опасных производственных объектов производится организацией, эксплуатирующей эти объекты, по результатам их идентификации в соответствии с перечнем типовых видов опасных производственных объектов, разрабатываемым Гостехнадзором России.
Приказом Гостехнадзора России N 138 от 19.06.2003 утверждены "Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов" (РД 03-616-03). Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре приведен в Приложении N 1 к указанным Рекомендациям, где указано, что к видам опасных производственных объектов отнесены, в том числе, площадки сливо-наливочного терминала, площадка нефтебазы (склада, парка, комплекса) по хранению и перевалке нефтепродуктов, склад ГСМ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Общество осуществляет деятельность по приемке, хранению и отпуску нефтепродуктов (авиатопливо, авиаГСМ), в связи с чем на основании положений указанных нормативных актов правомерно отнесено к категории опасных производственных объектов.
"Часть 1 статьи 1.5" КоАП РФ гласит, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ, а не часть 1.
В соответствии с "частью 1 статьи 2.1" КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим "Кодексом" или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупный анализ вышеназванных законодательных норм во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами и фактическими обстоятельствами позволил суду сделать правомерный вывод о необходимости получения Обществом лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
Ссылка Общества на наличие у него Сертификата соответствия на аэропортовую деятельность, включающую в себя авиатопливообеспечение воздушных судов, апелляционной инстанцией признается несостоятельной, поскольку соблюдение требований федеральных авиационных правил не освобождает ООО "Мурманская авиационная компания" от обязанности соблюдения федерального законодательства в области промышленной безопасности и, соответственно, получения спорной лицензии.
Таким образом, усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного "частью 2 статьи 14.1" КоАП РФ, суд правомерно привлек его к административной ответственности в пределах санкции данной "статьи".
На основании изложенного и руководствуясь "пунктом 1 статьи 269", "статьей 271" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Мурманской области от 27 апреля 2007 года по делу N А 42-1369/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Мурманская авиационная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий.
ФОКИНА Е.А.
Судьи.
БОРИСОВА Г.В.
ЗОТЕЕВА Л.В.