Решение суда
1246/2013-174367 (2).
Код доступа к материалам дела -
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
21 октября 2013 года.
Дело № А 33-14572/2013 г. Красноярск.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ахметовой С.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «ЖИЛБЫТСЕРВИС» (ИНН 2461015299, ОГРН 1022401953298, г. Красноярск) к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, г. Красноярск) о признании незаконным постановления № 856-ж/13 от 05.08.2013, без вызова лиц, участвующих в деле, установил: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «ЖИЛБЫТСЕРВИС» (ИНН 2461015299, ОГРН 1022401953298, г. Красноярск, далее - Управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, г. Красноярск, далее - Служба строительного надзора, надзорный орган, административный орган) о признании незаконным постановления № 856-ж/13 от 05.08.2013 по делу об административном правонарушении.
Определением от 22.08.2013 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства:
-согласно оспариваемому постановлению № 856-ж/13 от 05.08.2013 в ходе проверки установлено, что Управляющей компанией предоставлены предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий, однако, по мнению административного органа, представленный перечень мероприятий является ненадлежащим, так как разработан для группы жилых многоквартирных домов, в который включены основные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, не указан период проведения указанных мероприятий, а так же не выделены отдельные мероприятия для конкретных жилых домов;
-следовательно, ответчик руководствовался формальными основаниями для привлечения к административной ответственности и не принял во внимание, что заявитель фактически выполнил возложенную на него обязанность, но с незначительным недостатком:
-при этом ответчик не принял во внимание, что в управлении у заявителя находится более 600 многоквартирных жилых домов, которые различаются по этажности и составу общего имущества, однако большинство домов построены по типовым проектам и мероприятия по энергосбережению для домов с идентичным проектом во всех случаях будут.
А 33-14572/2013
2 одинаковыми, а следовательно и затраты на проведения таких мероприятий будут одинаковыми;
-разработка мероприятий по энергосбережению для каждого дома в отдельности не предусматривается действующим законодательством, это значительная и долговременная работа, в результате которой будет составлен план мероприятий, ничем не отличающийся от плана мероприятий по энергосбережению для дома схожего по проекту, в связи с чем Управляющая компания разработала типовой план мероприятий, пригодный для различных домов в зависимости от этажности и состава общего имущества;
-с учетом изложенного, заявитель полагает, что разработка типового плана мероприятий по энергосбережению для домов с одинаковыми характеристиками не нарушает права собственников и не причиняет им ущерба, в силу чего допущенное заявителем правонарушение является малозначительным, а постановление о наложении административного штрафа незаконным.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, представил в материалы дела отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признал, мотивировав свои возражения следующим:
-ежегодные предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности представлены обществом при проведении проверки в виде уведомлений от Управляющей компании собственникам многоквартирных домов по исполнению Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) для 5-ти этажных домов;
-представленный перечень мероприятий разработан для группы жилых многоквартирных домов, в который включены лишь основные (обязательные) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, не указан период проведения указанных мероприятий, при этом не выделены отдельно мероприятия для многоквартирных жилых домов №№ 59, 59 А, 68 по ул. Павлова, также не указано, на какой год разработаны данные мероприятия;
-заявителем не представлено доказательств доведения мероприятий по энергосбережению до сведения собственников многоквартирного дома на общем собрании, а доведение мероприятий до сведения председателя совета многоквартирного дома не является надлежащим доведением;
-следовательно, Управляющая компания не исполнила надлежащим образом предусмотренную законом обязанность;
-довод заявителя о том, что в управлении общества находится более 600 многоквартирных домов, в связи с чем разработка мероприятий по энергосбережению для каждого дома в отдельности является значительной и долговременной работой, не имеет правового значения на том основании, что Управляющая компания выступает в отношениях с собственниками жилых помещений как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности со всеми вытекающими последствиями;
-учитывая, что Управляющая компания на протяжении длительного времени (с 27.11.2009) не предпринимала меры к соблюдению законодательства об энергосбережении, что свидетельствует о ее пренебрежительном отношении к возложенным обязанностям в указанной сфере публичных правоотношений, данное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем административный орган не усмотрел признаков исключительности для освобождения заявителя от административной ответственности в силу малозначительности;
-кроме того, доводы, приведенные Управляющей компанией в заявлении об оспаривании постановления, не были доведены до административного органа ни при проведении проверки, ни при составлении протокола, ни при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности.
А 33-14572/2013
3
Настоящее заявление рассматривается в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «ЖИЛБЫТСЕРВИС» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401953298.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава ООО «Управляющая Компания «ЖИЛБЫТСЕРВИС», утвержденного внеочередным общим собранием участников общества 09.12.2009 (протокол № 2-09), одним из основных видов деятельности Управляющей компании является управление жилым и нежилым фондом, эксплуатация жилого и нежилого фондов.
На основании договоров управления многоквартирными домами от 01.09.2012 №№ 397, 450, от 27.10.2006 № 277 Управляющая компания осуществляет за плату управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Красноярск, ул. Павлова, дд. 59, 59 А, 68 соответственно.
В указанных договорах управления сторонами определен его предмет - оказание услуг и выполнение работ Управляющей компанией по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг.
Согласно пунктам 1.3 и 1.8 приведенных договоров управления (№№ 397 и 450 от 01.09.2012 и № 277 от 27.10.2006 соответственно) стороны обязались при исполнении договора руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации, и иными положениями гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов власти Красноярского края и города Красноярска, а также предписаниями государственных органов, выдаваемыми в адрес собственников помещений или Управляющей компании при осуществлении контрольных проверок деятельности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 06.06.2013 № 453 гжн (с учетом изменений, внесенных приказом от 26.06.2013 № 506 ГЖН), изданного на основании требования прокурора Красноярского края (от 16.04.2013 № 4329) о проведении систематических проверок выполнения мероприятий по ремонту и подготовительным работам жилищного фонда к зиме, надзорный орган в период с 08.07.2013 по 02.08.2013 провел внеплановую выездную проверку на предмет соблюдения Управляющей компанией требований о проведении обязательных в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе в отношении жилых многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Павлова, дд. 59, 59 А, 68.
Во исполнение указанного приказа Управляющей компании 03.07.2013 вручено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки с указанием графика проведения проверки в перечисленных выше домах 10.07.2013, и предложением обеспечить присутствие полномочного представителя при проведении мероприятия по контролю, а также обеспечить представление документов, в том числе, ежегодного перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
А 33-14572/2013
4
В ходе проверки, проведенной в присутствии представителя Управляющей компании ведущего инженера ОТН Дзюба Ю.А., действовавшего на основании доверенности от 18.12.2012 № 537, административный орган выявил нарушения Управляющей компанией требований части 7 статьи 12 Закона об энергосбережении, выразившиеся в представлении предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, разработанных для группы жилых многоквартирных домов, включающих только основные (обязательные) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, без указания периода проведения мероприятий, без выделения мероприятий для многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Павлова, дд. 59, 59 А, 68, Кроме того, указанные мероприятия не доведены Управляющей компанией до сведения собственников помещений в перечисленных выше домах.
Выявленные нарушения отражены в актах осмотра объектов внеплановой проверки от 10.07.2013 №№ 929, 930, 931.
Уведомлением от 12.07.2013 № 929/3 государственный инспектор Службы строительного надзора известил Управляющую компанию о том, что 19.07.2013 в 14 час. 00 мин. в отношении заявителя будет составляться протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по адресу: г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, д. 33, каб. 717. Данное уведомление получено Управляющей компанией и ее исполнительным органом 12.07.2013, что подтверждается штампами получения входящей корреспонденции, проставленными на уведомлении.
19.07.2013 государственным инспектором Службы строительного надзора в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении № 856-ж/13 в отношении Управляющей компании, содержащий сведения о рассмотрении дела об административном правонарушении – 05.08.2013 в 14 час. 10 мин. по адресу: г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, д. 33, 7 этаж, каб. 723.
Указанный протокол об административном правонарушении также получен Управляющей компанией и ее исполнительным органом 19.07.2013, что подтверждается штампами получения входящей корреспонденции, проставленными на протоколе.
Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены 05.08.2013 в отсутствие представителя Управляющей компании.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 05.08.2013 № 856-ж/13, вынесенным заместителем руководителя Службы строительного надзора Кузнецовым А.П., Управляющая компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.16 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Управляющая компания, полагая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1, части 1 статьи 30.9, статьи 30.13 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии со статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о.
А 33-14572/2013
5 привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 указанной нормы установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом проверено наличие полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 1.1 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п (далее по тексту - Положение о Службе строительного надзора) установлено, что Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе региональный государственный жилищный надзор.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о Службе строительного надзора в ее компетенцию входит осуществление регионального государственного жилищного надзора посредством организации и проведения проверок юридических лиц в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений указанными лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно Перечню должностных лиц Службы строительного надзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному Приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 11.09.2009 №182-п, протоколы об административных правонарушениях в области жилищных отношений, предусмотренных частью 5 статьи 9.16 КоАП РФ, вправе составлять государственные инспекторы отделов.
В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 9.16 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители.
А 33-14572/2013
6
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении от 19.07.2013 № 856-ж/13 составлен государственным инспектором отдела надзора за содержанием и эксплуатацией жилого фонда Службы строительного надзора Коротюк И.А.; оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 05.08.2013 № 856-ж/13 вынесено заместителем руководителя Службы строительного надзора Кузнецовым А.П. - компетентными должностными лицами Службы строительного надзора в пределах представленных полномочий.
Проверив процедуру привлечения Управляющей компании к административной ответственности, суд пришел к следующим выводам.
Согласно частям 4, 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Уведомлением от 12.07.2013 № 929/3, полученным Управляющей компанией и ее исполнительным органом 12.07.2013, ответчик известил заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении с одновременным разъяснением прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьями 24.2, 25.1, 25.3, 25.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 19.07.2013 № 856-ж/13 соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, составлен в отсутствие Управляющей компании, извещенной о времени и месте составления протокола об административном правонарушении уведомлением от 12.07.2013 № 929/3, полученным 12.07.2013, о чем свидетельствуют штампы Управляющей компании и ее исполнительного органа, проставленные ими на уведомлении.
Возражения по существу вменяемого административного правонарушения Управляющая компания в административный орган не представила.
Данные обстоятельства подтверждают правомерность составления административным органом протокола об административном правонарушении от 19.07.2013 № 856-ж/13 в отсутствие Управляющей компании, надлежащим образом извещенной о времени и месте его составления и не воспользовавшейся своим правом на ознакомление с протоколом об административном правонарушении и представление возражений по существу вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Постановление от 05.08.2013 № 856-ж/13 по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в отсутствие Управляющей компании, извещенной о времени и месте рассмотрения материалов административного дела протоколом об административном правонарушении от 19.07.2013 № 856-ж/13, полученным 19.07.2013, о чем свидетельствуют штампы Управляющей компании и ее исполнительного органа, проставленные ими на протоколе. Возражения по существу вменяемого административного правонарушения, также как и доказательства в обоснование возражений, Управляющая компания в административный орган не представила, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявила.
А 33-14572/2013
7
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным органом процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении и обеспечении гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, на участие в рассмотрении материалов административного дела и на представление возражений при их наличии.
Установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
В силу части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С 27.11.2009 вступил в силу Закон об энергосбережении, регулирующий отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (статья 1 Закона об энергосбережении).
В статье 2 Закона об энергосбережении дано понятие энергосбережения – это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Данным Законом, в частности, установлено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 7 статьи 9).
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в.
А 33-14572/2013
8 многоквартирном доме утвержден в Красноярском крае постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 № 290-п.
Частью 7 статьи 12 Закона об энергосбережении предусмотрена обязанность лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 29 Закона об энергосбережении).
Административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах, предусмотрена частью 5 статьи 9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа для юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.
Субъектами административной ответственности по данной части названной статьи являются юридические лица, ответственные за содержание многоквартирных домов.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока обязуется помимо оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из материалов дела, Управляющая компания на основании договоров управления многоквартирными домами от 01.09.2012 №№ 397, 450, от 27.10.2006 № 277 осуществляет деятельность по управлению и обслуживанию многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Павлова, дд. 59, 59 А, 68 соответственно.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что предметом указанных договоров управления определены полномочия Управляющей компании по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлению коммунальных услуг.
Согласно пунктам 1.3 и 1.8 приведенных договоров управления (№№ 397 и 450 от 01.09.2012 и № 277 от 27.10.2006 соответственно) стороны обязались при исполнении договора руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства.
А 33-14572/2013
9
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации, и иными положениями гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов власти Красноярского края и города Красноярска, а также предписаниями государственных органов, выдаваемыми в адрес собственников помещений или Управляющей компании при осуществлении контрольных проверок деятельности по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, Управляющая компания является организацией, на которую в силу договоров управления многоквартирными домами и жилищного законодательства возложены функции по обслуживанию и содержанию указанных домов, а также обязанность по соблюдению положений действующего законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания имущества в многоквартирном доме, что соответствует понятию субъекта вменяемого заявителю административного правонарушения.
Согласно подпункту «ж» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания общего имущества), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а подпунктом «и» пункта 11 приведенных Правил к содержанию общего имущества многоквартирного дома отнесено проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Обязанность по разработке и доведению до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий, наступила для управляющих организаций с момента вступления в силу Закона об энергосбережении - с 27.11.2009.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Рассматривая настоящее дело, суд установил, что при проведении проверки 10.07.2013 Управляющая компания представила Службе строительного надзора Уведомления с предложениями от управляющей компании по исполнению Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», содержащие перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Данные Уведомления содержат типовой перечень мероприятий для группы 5-ти этажных жилых многоквартирных домов. Также в Уведомлениях указаны по два дополнительных мероприятия без указания показателей ожидаемого снижения потребления энергетических ресурсов и сроков окупаемости этих мероприятий.
Из текстов Уведомлений усматривается, что они содержат предложение собственникам помещений в многоквартирном доме в срок до 01.08.2013 рассмотреть перечень мероприятий и принять решение, проведение которых способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме.
А 33-14572/2013
10
Уведомления вручены жильцам спорных домов для передачи председателям домовых советов: д. 59 – для передачи в квартиру № 21 жильцу квартиры № 18 Каменевой О.А. 22.06.2013, д. 59 А – для передачи в квартиру № 26 жильцу квартиры № 29 Усовой Е.В., д. 68 – жильцу квартиры № 103 (фамилия неразборчива) (согласно подписям на Уведомлениях).
Указанные Уведомления заявитель расценивает как исполнение возложенной на него Законом об энергосбережении обязанности по разработке и доведению до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Между тем представленные Управляющей компанией перечни мероприятий не соответствует требованиям, установленным частью 7 статьи 12 Закона об энергосбережении и пунктом 11 Правил содержания общего имущества.
Согласно приведенным правовым нормам лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в конкретном многоквартирном доме исходя из состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества этого многоквартирного дома, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий его расположения, с указанием расходов на проведение предлагаемых мероприятий, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов в конкретном многоквартирном доме и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Необходимость осуществления спорных мероприятий в жилых домах, обслуживаемых Управляющей компанией, не зависит от того, выполнены ли в соответствующем жилом доме такие мероприятия полностью либо в части, относится ли данный дом к группе однотипных по этажности домам, а равно есть ли фактическая необходимость в выполнении этих мероприятий.
Перечни мероприятий, представленные Управляющей компании в подтверждение исполнения своих обязанностей, составлены для группы жилых многоквартирных домов, в них включены основные (обязательные) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности без указани.