ВАРИАНТЫ ВЗЫСКАНИЯ ДЕНЕГ ПОСЛЕ ДТП С ПРИЧИНИТЕЛЯ ВРЕДА
Если виновник аварии не хочет возмещать вред в добровольном порядке, то необходимо действовать следующим образом.
Итак, ваш автомобиль получил серьезные повреждения и у вас на руках имеется справка о ДТП, справка о виновности в этом происшествии противной стороны, отчет об оценке ущерба, причиненного вашему автомобилю, или т.н. калькуляция. Виновник же ДТП категорически отказывается выплачивать причитающиеся вам деньги.
Владелец пострадавшего в ДТП автомобиля может действовать по нижеследующим сценариям:
1. Восстановить машину на СТО или в гараже.
2. Не ремонтировать машину до получения денег.
3. Продать машину.
Вопрос: можно ли ремонтировать или продавать машину до вынесения решения суда?
Решение этой проблемы зависит от формулировки иска, с которым потерпевший автовладелец обращается в суд.
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности ли имуществу гражданина (Ю.Л.), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под вредом понимаются убытки, в состав которых в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ входят:
1. Фактически понесенные расходы;
2. Затраты, которые потерпевший должен будет понести в будущем для восстановления своего права (при этом закон вовсе не обязывает потерпевшего понести эти расходы);
3. Утрата или повреждение имущества (реальный ущерб);
4. Упущенная выгода.
Стоимость фактически понесенных расходов м.б. как больше, так и меньше итоговой величины ущерба, указанной в калькуляции.
Варианты:
1. Ремонт произведен в автосервисе, имеются доказательства, подтверждающие фактически понесенные расходы. Сумма, затраченная на ремонт превысила величину ущерба, указанную в калькуляции. В данном случае владельцу следует предъявлять иск о взыскании фактически понесенных расходов. Доказательства: чеки и акт осмотра ТС с перечнем повреждений, которые указал эксперт-оценщик.
2. Автомобиль еще не отремонтирован, фактические расходы не понесены. В этом случае его владельцу следует предъявить ответчику иск о взыскании предполагаемой стоимости восстановительного ремонта, которая указана в калькуляции, т.е. использовать второй вариант.
3. Автомобиль отремонтирован в гараже или продан. Необходимо предъявить иск о взыскании ущерба, причиненного повреждением имущества (а не о взыскании стоимости восстановительного ремонта!).
Истец должен заранее знать, какую именно оценку заказывать у эксперта-оценщика. Ведь если в названии его отчета будут фигурировать слова «оценка стоимости восстановительного ремонта», то истцу не останется ничего другого, кроме как потребовать на основании данного отчета взыскать стоимость этого самого ремонта. И тут потерпевший попадает в ловушку, приготовленную для него ответчиком: ему нужно будет каким-либо образом подтвердить расходы, фактически понесенные на восстановительные работы.
Для того, чтобы этого не произошло, необходимо заказать оценку стоимости ущерба, причиненного повреждением автомобиля. Соответственно отчет эксперта будет носить название «Отчет об оценке стоимости ущерба, причиненного повреждением автомобиля».
Обосновывать свои исковые требования истец в данном случае будет следующим образом:
1. Имуществу истца были причинены серьезные повреждения;
2. Эти повреждения находятся в прямой причинно-следственной связи с противоправным поведением ответчика;
3. Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ повреждение имущества является реальным ущербом и входит в состав убытков;
4. В соответствии со ст. 1064, а также ч. 1 ст. 15 ГК РФ убытки подлежат возмещению в полном объеме лицом, их причинившим, т.е. ответчиком;
5. Для оценки причиненного ущерба истец обратился к услугам независимого оценщика;
6. Согласно договору с оценщиком объектом оценки являлась величина стоимости ущерба, т.е. повреждений, нанесенных автомобилю;
7. Ответчик был надлежащим образом извещен о месте и дате осмотра поврежденного автомобиля;
8. Ущерб был оценен, и его итоговая величина составила определенную цифру в рублях;
9. Истец основывает свои требования на итоговой цифре отчета независимого оценщика, который в полном соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ с использованием методик, утвержденных Минтрансом РФ, оценивал стоимость ущерба от повреждений.
Может лучше обсудить практику по таким делам. Я бы с удовольствие посмотрел на решение, где суд взыскал по калькуляции или по фактическим затратам, а не по стоимости восстановительного ремонта с учетом износа. Было у меня одно такое дело с взыскание по калькуляции, но честно там по делу никто не боролся с другой стороны, решение было заочное, а взыскана была совсем не обоснованная в моем понимании сумма, поскольку поврежденный автомобиль 10-летней давности виновник ДТП в моем понимании не должен ремонтировать без учета износа запасных частей. Если есть обратная практика, то прошу ее выложить, желательно не заочные решения, поскольку заочки на нереальные суммы и странные требования я видел и получал не мало.