Петр Яковлев: «Количество жалоб на завышение цен резко снизилось»
О том, как осуществляется контроль за ценами в торговых сетях, по каким вопросам петербуржцы чаще всего жалуются в Федеральную антимонопольную службу и почему рынки никогда не умрут, в эксклюзивном интервью корреспонденту 9111.ru рассказал заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Петр Владимирович Яковлев.
– На сайте петербургского УФАС граждане могут пожаловаться на завышение цен? Насколько активно петербуржцы пользуются этой функцией? Наблюдаете ли вы рост числа обращений?
– Пик жалоб пришелся на четвертый квартал 2014 года и первый квартал 2015 года. Потом пошло резкое снижение. Если отсчитывать от даты президентского указа от 7 августа 2014 года о введении режима экономических контрсанкций, то в первые полгода действия этих мер мы получали порядка 100 жалоб в месяц, а сегодня – в районе 15-20. Но люди жаловались не только на продукты питания, но и на товары промышленного потребления. Снижение количества жалоб связано со стабилизацией цен. Рынок отыграл падение, связанное с девальвацией рубля. Надо еще учитывать, что летом продукты питания традиционно дешевеют.
– Жалобы на завершение цен – это самый популярный повод для обращений в ФАС?
– Чаще всего к нам обращаются по вопросу государственных закупок. В основном это участники торгов. В этой сфере есть профессиональные жалобщики, которые зарабатывают этим на хлеб. Граждане же чаще всего жалуются на рост цен.
– Удалось ли выявить случаи, когда рост цен не был связан с объективными причинами – падением рубля и т.д.?
– Таких случаев незначительное количество. Периодически выявляются нарушения в деятельности торговых сетей. Но, понимаете, цены у нас не являются регулируемыми, поэтому их повышение не образует автоматически нарушение закона. Другой вопрос - чем оно вызвано. Приведу пример «Ленты», которая навязывала поставщикам «бакалеи» заключение договоров на оказание маркетинговых услуг. Организации выплачивали за продвижение товаров в среднем около трети от своего товарооборота (15-30%), что в результате отразилось и на конечной стоимости продуктов. Ритейлер привлечен к административной ответственности, штраф – 2 млн рублей.
– Как реагирует ФАС на жалобы о росте цен?
– Чаще всего вся необходимая информация в ФАС России уже есть. Торговые сети информируют нас о ценах на социально значимые товары. Мы также следим за ценами в оптовом звене. Естественно, мы стараемся понять, что послужило причиной их роста.
– Удалось ли ФАС снизить цены?
– Боюсь, что здесь какой-то прямой реакции на работу нашего и любого другого ведомства нет. Предприятия торговли сейчас находятся под пристальным надзором прокуратуры, Роспотребнадзора, Россельхознадзора. Какую-то лепту мы вносим, но говорить, что именно мы снизили цены, некорректно.
– Петербург считается российской столицей торговых сетей – какую долю рынка сегодня занимают ритейлеры в Северной столице?
– Это абсолютно верно. Торговые сети занимают 80% рынка по основным группам товаров – это самая высокая доля ритейла среди всех субъектов федерации.
– В России взят курс на импортозамещение продовольственных товаров, но отечественные сельхозпроизводители, особенно мелкие, часто жалуются на монополизацию рынка и отсутствие возможности реализовать свою продукцию. Насколько серьезно эта проблема стоит в Петербурге?
– Есть объективные критерии, связанные с тем, что многие производители не в состоянии обеспечить должный объем и стабильность поставок по таким ходовым позициям, как, например, картофель. То количество картофеля, которое необходимо торговой сети, ни один поставщик не в состоянии поставить, поэтому формируется оптовое звено, которое аккумулирует предложения фермеров. Полностью запретить «плату за вход», всевозможные бонусы и ретробонусы, как их называют, экономически сложно. Если есть поставщики, готовые платить, торговые сети с ними всегда договорятся и рассчитаются.
– Сельхозпроизводители в том числе жаловались и на то, что закрываются рынки, где они могли продавать свою продукцию без посредников?
– Это, скорее, вопрос к городским властям. Хотя рынки никогда не умрут. Есть группы товаров со значительной долей ручного труда, которые в торговых сетях никогда не будут представлены. Например, качественные соленые огурцы. Супермаркет не может предложить покупателю соленые огурцы домашнего посола, только заводского изготовления в массовом сегменте. То же самое касается сала и других продуктов. Такое предложение всегда будет на рынке.
– В июле 2015 года антимонопольная служба отпраздновала свое 25-летие. Чувствуете ли вы, что роль ФАС в регулировании экономических процессов возросла?
– Да, мы имеем совершенно понятные полномочия, к тому же принято решение об объединении антимонопольной службы и службы по тарифам. Круг компетенции еще вырастет. Мы чувствуем поддержку на самом высоком уровне и, надеюсь, достойно справляемся с поставленной перед нами задачей.