Работодателей обяжут докладывать о работниках в МВД
В Сочи работодателей обяжут предоставлять правоохранительным органам информацию обо всех новых сотрудниках. Об этом сообщается на сайте администрации города.
Соответствующее решение было принято на заседании антитеррористической комиссии. По мнению участников встречи, полиции необходимо знать о принимаемых на работу сотрудниках, прежде всего о приезжих из других городов.
«Не думать о том, кого вы нанимаете на работу, сейчас колоссально опасно. Мы живем в очень напряженное время. И сейчас это необходимость. И ни в коем случае даже в голову себе не берите то, что можно без оформления, без трудового договора брать на работу», — заявил глава администрации Сочи Анатолий Пахомов.
Он отметил, что требование будет распространяться на компании вне зависимости от их организационно-правовой формы. Уже сейчас в местных фирмах работают комиссии по «предотвращению неформальной занятости», специалисты которых ведут «пофамильный учёт всех работников предприятий, сопоставляют его с отчислениями в налоговую, пенсионный фонд».
Интересно, каким образом они обяжут? Будет ли соответствующее постановление или распоряжение главы администрации или это так и останется на уровне решения антитеррористической комиссии?
Но уже сейчас видно, что власти превышают свои полномочия. Ни в федеральном, ни в краевом законодательстве нет соответствующей нормы, обязывающей работодателей сообщать правоохранительным органам информацию о новых сотрудниках. Думается, что это поле деятельности прокуратуры. Именно она в рамках общего надзора согласно ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" должна будет дать правовую оценку принятым решениям и актам органов местного самоуправления.
Что касается оформления трудовых договоров работодателями, то это прямая обязанность работодателя согласно Трудовому кодексу РФ.
Организация взаимодействия и координация деятельности на территории города Сочи территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, общественных организаций (в рамках компетенции) по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений - одна из задач этой комиссии (п. 2.1 Положения об антитеррористической комиссии г. Сочи от 9 февраля 2007 г. N 216).
Поэтому указанное решение комиссии соответствует данной задаче, т.к. получение указанной информации может служить профилактике терроризма.
Кроме того, обязанность оформлять сотрудников официально предусмотрена ТК РФ и за нарушение этой обязанности установлена административная ответственность. ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому информация о найме сотрудников может также быть у Гос. инспекции труда, прокуратуры, Центров занятости (которые работодатель должен уведомлять о вакансиях), пенсионного фонда и др. Поэтому возможно также взаимодействие в этой сфере и с этими органами, а не только с работодателями.
Как известно, полиция хочет контролировать все больше и больше сфер, изначально не подконтрольных ей по законодательству. Теперь полиция конкретно города Сочи решает осуществлять контроль за трудовой деятельностью, когда для этих мероприятий предусмотрена Трудовая инспекция.
Обязанность оформлять сотрудников официально трудовым договором предусмотрена ТК РФ, и за нарушение предусмотрен штраф, налагаемый органами Трудовой инспекции. Поэтому данные поползновения являются ничем иным как "топтанием на месте", поскольку нагружать полицию лишними функциями считаю лишним. Принесут ли какие плоды данные указания в плане антитеррористической деятельности, покажет время. Я лично в этом очень сомневаюсь.
Осталось еще создать Комиссию по невыплаченным зарплатам и нарушению трудовых прав и направлять туда же всю информацию. У Комиссии недостатка в работе точно не будет, если она не пойдет популярным отписочным путем.
Статья 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. 2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.
В настоящее время действует закон о полиции, ст. 13 данного закона позволяет работникам внутренних дел запрашивать информацию, в том числе персональные данные граждан в рамках расследуемых уголовных дел, или находящихся в производстве дел об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.
Изменить данные полномочия возможно только изменив сам закон о полиции в части ее полномочий. Поэтому закон местной власти, расширяющий полномочия полиции, пусть даже в рамках мер по защите от террористической деятельности, может быть оспорен прокуратурой как незаконный, принятый в нарушение закона о полиции.
Кроме того, работодатель не имеет права предоставлять персональные данные работника без их согласия либо без соответствующего запроса полиции - ст.86 ТК.