Ответственность продавцов и изготовителей автомобилей

Практически каждый автолюбитель сталкивался с проблемой, когда после долгожданной покупки новой авто-ласточки, в течение гарантийного срока, предоставленного на автомобиль заводом-изготовителем или продавцом, ласточка на глазах начинает разрушаться, теряя не только в стоимости, но и не оправдывая телевизионных рекламных роликов завода-изготовителя. Особенно обидно, когда новый авто после пяти-шести месяцев эксплуатации начинает гнить просто на глазах. В этой теме хочется поговорить об алгоритме действий, чтобы "потребитель некачественного авто" наиболее правильно и полно мог использовать права, предоставленные ему ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон).
Начнем с того, что напомним читателю права, на которые он вправе рассчитывать при обнаружении недостатка в автомобиле. В соответствии со ст. 18 Закона, потребитель может выбрать один из нижеуказанных способов восстановления своего нарушенного права:
-потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Причем в отношении технически сложного товара, коим признан автомобиль согласно Постановления Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 17.09.2016) "Об утверждении перечня технически сложных товаров", законодатель установил три обстоятельства, при которых потребитель может воспользоваться вышеперечисленными правами: "В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
1. обнаружение существенного недостатка товара;
2. нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
3. невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков".
Итак, разберем каждый случай. Под существенным недостатком следует понимать неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Недостаток является неустранимым, если имеются основания полагать (и подтверждается заключением специалиста), что его устранение не обеспечит надлежащие потребительские свойства, которые гарантированы изготовителем и продавцом для нового автомобиля данной модели. Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени - недостаток, стоимость устранения которого составляет 50 и более процентов от уплаченной за авто стоимости, либо время на его устранение превысит предусмотренный Законом максимальный срок нахождения на ремонте (более 45 календарных дней). Недостаток, который проявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения - недостаток, который после ремонта в условиях авторизованной сервисной станции (дилера) изготовителя был вновь выявлен.
Потребитель вправе обратиться к изготовителю (уполномоченной организации) и продавцу требования согласно ст. 18 Закона в случае нарушения сервисной станцией сроков нахождения в ремонте - если сданный в ремонт авто сервисная станция не может отремонтировать более 45 дней (срок начинает течение включая дату передачи авто в ремонт).
Для подтверждения невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков у потребителя должны быть в наличии заказ-наряды (с отметками о гарантийном случае), акты приема-передачи автомобиля в ремонт (не менее трех разных узлов и агрегатов в течение хотя бы одного года гарантии, срок ремонта в совокупности более 30 дней). В указанных документах должны быть перечислены узлы и агрегаты, подвергавшиеся ремонту, дата сдачи авто в ремонт, дата окончания ремонта, стоимость запчастей и работ, подпись представителя СТО и печать.
При наличии перечисленных обстоятельств потребитель до окончания срока гарантии должен направить письменную претензию продавцу, изготовителю либо уполномоченной организации. Претензия либо вручается под роспись на втором экземпляре, либо направляется письмом с описью вложения и почтовым уведомлением. Ответ должен быть направлен потребителю не позднее 10 дней с даты получения претензии. В случае необходимости проведения проверки качества автомобиля срок ответа на претензию продляется до 20 дней. В случае отказа или игнорирования претензии потребителя, согласно ст. 23 Закона с даты окончания срока на дачу ответа по претензии начинает набегать неустойка в размере 1% от уплаченной за автомобиль при покупке стоимости.
Наиболее выгодным требованием для потребителя является требование в суд о взыскании с виновника уплаченной за автомобиль стоимости, понесенных убытков, разницы в стоимости между ценой приобретенного и нового автомобиля, неустойки по день фактического исполнения решения суда, компенсации морального вреда и штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом. Ну и плюс судебные расходы (услуги юриста, почтовые и иные расходы).
В судебной практике много примеров, когда суды при правильном построении позиции и действиях истца присуждали к взысканию с продавца авто или его изготовителя от двух до трех (!) стоимостей, уплаченных за автомобиль, при этом в решениях указывается, что именно такие размеры возмещений и компенсаций полностью восстанавливают нарушенные права потребителей.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Это оптимальное решение вопроса, но только вот судебная система наша далека от совершенства.