Сегодня день рождения Владимира Семеновича Высоцкого

Сегодня день рождения Владимира Семеновича Высоцкого – поэта, актера, музыканта. Человека-эпохи. В подлинном (а значит – в редком) значении этих слов. Его фамилия почти не звучала в СМИ при жизни, не фигурировала в учебниках истории, литературы, но в начале 80-х гг. не было ни одного советского человека, который не знал бы что-то о Высоцком. И вот сегодня исполняется 36 лет с момента его ухода. Российские СМИ загодя стали готовить свою аудиторию к этой дате; как всегда, вышло много публикаций, передач о его жизни и творчестве.
А я по ассоциации (и даже по традиции) вспомнил еще двоих: певца, композитора, поэта и музыканта Игоря Талькова, а также писателя Сергея Довлатова (ему в плане признания повезло менее остальных; напомню, он автор таких пронзительных произведений, как «Зона», «Компромисс», «Заповедник», которые, увы, так и не вышли при его жизни в России). Какая связь, спросите вы?
Всех объединяет тот огромный и многогранный талант, которым наделил их Бог, подкупающая искренность и неравнодушие к жизни людей. И какое-то особое самовыражение, которое заставляет дорожить мнением этих художников, в глобальном смысле данного слова.
А ещё все они ушли рано, очень рано. Высоцкий и Тальков, по всей видимости, не достигли своих творческих вершин. А если достигли, то ещё долго могли бы там пребывать, не начали с них спускаться. Довлатов также мог бы подняться выше. Очень хотелось бы, чтобы их творчество продолжалось. А мы приобщались бы к этому творчеству. Но больше всего мне мечтается о том, чтобы они, тридцати и сорокалетние, хотя бы на год перенеслись в наше настоящее. Какие песни и книги родились бы у этой троицы, окунись они в наше бытие? Когда сравнили бы с тем, о чем им мечталось? С тем, что думали о будущем страны, желая изменений в своем настоящем? Что они тогда сказали бы нам о современной России?
Быть может, вот это?
Что за дом притих, погружён во мрак,
На семи лихих продувных ветрах,
Всеми окнами обратясь в овраг,
А воротами - на проезжий тракт?!
Хоть устать я устал, а лошадок распряг.
"Эй! Живой кто-нибудь - выходи, помоги!"
Никого - только тень промелькнула в сенях,
Да стервятник спустился и сузил круги.
В дом заходишь как - всё равно в кабак,
А народишко - каждый третий - враг.
Своротят скулу - гость непрошеный.
Образа в углу и те перекошены.
И затеялся смутный, чудной разговор.
Кто-то песню стонал и гитару терзал.
А припадочный малый - придурок и вор -
Мне тайком из-под скатерти нож показал.
"Кто ответит мне, что за дом такой?
Почему во тьме, как барак чумной?!
Свет лампад погас, воздух вылился.
Али жить у вас разучилися?
Двери настежь у вас, а душа взаперти!
Кто хозяином здесь? - напоил бы вином!.."
А в ответ мне: "Видать, был ты долго в пути.
И людей позабыл - мы всегда так живём.
ТрАву кушаем, век на щавеле,
Скисли душами, опрыщавели,
Да ещё вином много тешились,
Разоряли дом, дрались, вешались..."
"Я коней заморил, - от волков ускакал,
Укажите мне край, где светло от лампад!
Укажите мне место, какое искал, -
Где поют, а не стонут, где пол не покат!"
"О таких домах не слыхали мы,
Долго жить впотьмах привыкали мы.
Испокону мы - в зле да шёпоте,
Под иконами в чёрной копоти!"
И из смрада, где косо висят образа,
Я, башку очертя, гнал, забросивши кнут,
Куда кони несли да глядели глаза,
И где люди живут, и - как люди живут...
Сколько кануло, сколько схлынуло!
Жизнь кидала меня - не докинула.
Может, спел про вас неумело я,
Очи чёрные, скатерть белая!
На многие вопросы современной жизни можно найти ответы в его песнях-стихах.
Да и песни его знают очень многие: юристы и врачи, и жулики и менты, и бойцы в зоне АТО, воюющие по ту и по эту стороны. Поэтому думаю иногда, как могло так случиться, что люди, воспитывавшиеся на одних и тех же книгах, песнях, воюют теперь друг против друга?
Что бы сказал на все это Высоцкий? Даже не берусь предполагать...
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Предлагаю создать тему: кто что не любит (в этой жизни) !?
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрела в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или когда все время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой -
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово "честь" забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья -
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены -
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены -
Я это никогда не полюблю!
Я не люблю манежи и арены -
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены -
Я это никогда не полюблю!
Последняя (заключительная цитата) этой песни, мне напоминает, настоящее и будущее.
Владимир Семенович был для меня - поэт и певец, с большой буквы, очень жалко, что великое творчество стало забываться...
Тут я не согласен. Его творчество не стало забываться. Люди помнят.
Ах, откуда у меня грубые замашки?
Походи с мое, поди даже не пешком...
Меня мама родила в сахарной рубашке,
Подпоясала меня красным кушаком.
Дак откуда у меня хмурое надбровье?
От каких таких причин белые вихры?
Мне папаша подарил бычее здоровье
И в головушку вложил не "хухры-мухры".
Начинал мытье мое с Сандуновских бань я, -
Вместе с потом выгонял злое недобро.
Годен - в смысле чистоты и образованья,
Тут и голос должен быть - чисто серебро.
Пел бы ясно я тогда, пел бы я про дали,
Пел бы я про самое главное для всех,
Все б со мной здоровкались, все бы мне прощали,
Но не дал Бог голоса, - нету, как на грех!
Но воспеть-то хочется, да хотя бы шали,
Да хотя бы самое главное и ТО!
И кричал со всхрипом я - люди не дышали,
И никто не морщился, право же, никто!
1976
Все очень интересно, и такие люди нам нужны. Я только не понимаю зачем сняли фильм "Спасибо, что живой" и там весь фильм муссировали тему наркотиков. Про него нужно снять веселый музыкальный фильм с любовью, красивыми женщинами, машинами, Парижем, в котором в общественном туалете есть надписи на русском языке и его прекрасными ролями в которых он жилы рвал. (без его скандалами в театре из-за ролей)
Да, Вы правы. В фильме "Спасибо, что живой" не отражена тема творчества Высоцкого, не показан характер, нет ни малейшей попытки даже показать работу над его яркими ролями Дон Гуана, Жеглова. Нет ничего. Такое ощущение, что какой-то живой завяленный труп. Жаль, фильм о таком актере и поэте мог бы быть ярче.