PS "Коллектора в шоке" / НАПКА - Пришло время защищать кредитора / Взгляд Коллектора о новом законе, регуляторе и черном рынке взыскания долгов
В середине 2016 года был принят закон о взыскании долгов физлиц, а с начала 2017 года основные его положения вступили в силу. О том, как изменилась жизнь коллекторов с появлением закона, о плюсах и минусах нового регулятора рынка взыскания — Федеральной службы судебных приставов (ФССП) — и вопросах, на которые пока ни у рынка, ни у ФССП нет ответа, рассказал "Ъ" гендиректор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) БОРИС ВОРОНИН.
-C 2017 года вступил в силу закон о коллекторах. Как он изменил рынок?
Закон наложил массу формальных ограничений на взыскателя, но практически не дал ему никаких полномочий.
Вступление в силу закона сделало процесс работы с должником значительно дороже. Компаниям нужно было доработать IT-систему, исправить скрипты по общению с должниками, изменить программу обучения и провести тренинги сотрудников. Поскольку теперь звонить можно реже, простаивает часть операторов, и эти ставки нужно будет либо сокращать, либо доходность бизнеса снизится из-за недозагруженности людей.
Гражданин уже защищен. Последние десять лет идет речь о том, что нужно защитить заемщика, и для этого уже очень много сделано. Закон о потребительском кредите, различные формы договоров, регулирование Банком России, все это формализовано. Теперь дело за какой-то ответственностью, позицию "меня обманули" нельзя занимать бесконечно. Зачастую жалобы должников голословные.
Каждый сотый должник жалуется в различные ведомства, потому что сознательно не хочет платить.
Какой подход выберет ФССП — неизвестно, но практика показывает, что обычно государственный орган упрощает себя работу: на кого больше жалоб, к тому и идем.
-НАПКА также получает жалобы как профессиональная ассоциация, взаимодействуете ли вы по ним с приставами?
-Ассоциация направила в ФССП подборку жалоб за четвертый квартал 2016 года и начало 2017-го.
Но пока мы получили странный ответ, что гражданам, которые жалуются, рекомендуется обратиться напрямую в ФССП. Мы посчитали, что в таком случае правильным будет направлять жалобы в ФССП с копией в Генеральную прокуратуру, чтобы она следила за соблюдением законности, в том числе в части работы ФССП.
-Закон вообще не решает проблемы отрасли, он написан больше для пиара, чем для решения каких-то задач.
-Рынок черного взыскания, как и черного микрофинансирования, обналички или незаконных обменных пунктов, как был, так и останется. Черный рынок взыскания — во многом отражение черного рынка выдачи займов.
-За нарушение закона предусмотрены штрафы компаниям, входящим в реестр, от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. ФССП выписывает протоколы, но они реализуются обязательно через суд. Высшая мера — исключение из реестра. В этом случае компания, по большому счету, теряет бизнес. О самостоятельном взыскании можно забыть.
-За январь - февраль 2017 года в ФССП было подано 842 жалобы. На их основе служба составила четыре протокола и передала их в суд.
-Людям реально стали меньше звонить и больше просуживать.
И неизвестно, что лучше для заемщика — получить несколько лишних звонков или оплатить по суду полную сумму долга плюс пени, штрафы и судебные издержки. Со вступлением в силу закона у агентств снизилась контактность и сбор оплаты в среднем на 15-20%, и это, конечно, повышает число судебных разбирательств. Но, даже имея судебное решение, не так просто работать с плохим должником.
Читать полностью по ссылке: http://kommersant.ru/doc/3242500
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Трудно работать - валите снег чистить, хоть какая-то польза от вас будет. Все равно вы трутни и паразиты, подлежащие немедленному уничтожению.