ЦБ предложил новый механизм расчета стоимости ОСАГО

Центральный банк России предложил ввести новый механизм для расчета стоимости полисов ОСАГО. Речь идет о скидках для опытных и возрастных водителей и повышенных ценах для молодежи и новичков, пишет издание «Ведомости».
В регуляторе отметили, что инициатива направлена на более справедливое распределение рисков между водителями разных категорий. При разработке предложения в ЦБ опирались на статистику, согласно которой аварийность опытных водителей старшего поколения невелика.
Скидка для автовладельца старше 49 лет может достичь 34%. Среднестатистический автовладелец 35 лет со стажем более 10 лет сможет при этом получить скидку в 12%, а водитель старше 40 лет со стажем более 14 лет сможет приобрести ОСАГО со скидкой в 24%.
Для молодых и неопытных водителей полис, напротив, может подорожать. Так, для автовладельцев 25 лет со стажем 3–4 года коэффициент поднимется с 1 до 1,52.
Вы согласны с таким предложением ЦБ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
ЦБ идет по неверному пути. Нет никаких оснований для того, чтобы ставить цену полиса в зависимость от возраста. Более того, вопрос о том, что водитель в возрасте лучше управляет автомобилем достаточно спорный. Время реакции в экстренной ситуации, например, с возрастом увеличивается. Статистика, о которой идет речь может не учитывать тот факт что водители в возрасте меньше ездят в целом. Поэтому и аварийность меньше.
Относительно стажа вождения - также показатель далеко не идеальный. Потому что есть реальный стаж, а есть виртуальный. Человек может получить водительское удостоверение давно и либо вообще не ездить на автомобиле, либо ездить крайне редко. Летом на дачу, например. Все знают о так называемых "подснежниках" - водителях которые появляются ближе к лету, забывая навыки вождения за зиму, поскольку зимой они транспортным средством не пользуются.
Единственный правильный критерий, который может быть для снижения или повышения стоимости страховки - аварийность по вине водителя. Если она есть - страховка должна быть дороже, если нет дешевле.
Ранее были предложения о том, чтобы учитывать также и административные наказания по некоторым нарушениям (превышение скорости например). Вот над этим тоже нужно подумать.
Предложение Центрального банка может ограничить право страховых компаний оптимизировать отношение страховых премий к страховым выплатам, для чего проводится постоянный сбор статистики страховых случаев.
В отличие от ОСАГО, тарифы на автокаско не устанавливаются государством, и у каждой страховой компании есть свои программы со своими собственными базовыми тарифами и поправочными коэффициентами. На основе статистики устанавливаются страховые коэффициенты, по которым вычисляется стоимость страхования каско для каждого конкретного случая.
Предпочтение уже сейчас отдаётся взрослым, опытным водителям, семейным автомобилям, способствующим спокойному стилю вождения. Для таких категорий меньшие риск по ущербу и, соответственно, минимальные тарифы на страхование.
Поскольку каждая компания устанавливает свои индивидуальные скидки, ЦБ предлагает эти скидки обобщить, сделать одинаковые для всех страховых компаний при определении стоимости КАСКО. При этом акцент делается на возраст водителей согласно получаемой статистике.
Думаю, что это не совсем правильно.. Тарифы складываются на рынке услуг в зависимости от спроса и предложения. Регулирование тарифов может привести к убыткам компании, что может способствовать уходу их с рынка..
Предложение ЦБ РФ направленно на так сказать наиболее справедливое распределение рисков между водителями. В частности ,повышение коэффициента позволит избежать случаи, когда убыточные клиенты покупают полисы без ограничения числа водителей, чтобы не учитывать свою плохую страховую историю.
Разработанные поправки должны стать инструментом снижения стоимости страховки для старших и опытных водителей и значительного ее увеличения для молодежи. Однако, как изменится ситуация для страхователей на самом деле, такой вопрос остается открытым.
Кто выиграет, а кто проиграет в такой ситуации пока неизвестно. Очевидно, что пока процесс реформирования «автогражданки» не завершится, делать какие-либо прогнозы бессмысленно.
После повышения тарифов ОСАГО и ожидаемого в некоторых регионах увеличения территориальных коэффициентов, фраза «позволят существенно снизить» звучит некорректно и вводит в заблуждение.То есть, предложенная корректировка позволит развернуть ситуацию на 180 градусов: переплачивать-субсидировать будут уже молодые автовладельцы. В этом есть некоторая доля лукавства.
В последние годы число молодых водителей возрастает, многие юноши и девушки получают права, т.к. им это необходимо для работы, а кому-то требуется отвозить ребенка в детский сад, школу, ездить за покупками и т.п. Поэтому возможно, что ЦБ РФ исходил и из возможного увеличения прибыли страховых, если по представленным ему данным видно, что число молодых водителей больше. В этом случае для страховых сразу два плюса - появляется законное право делать меньшую скидку, сокращается число водителей, которые имеют право на скидку в максимальном размере.
Представляется, что предлагаемый ЦБ подход малообоснован, т.к. для страхования прежде всего имеет значение вероятность наступления страхового случая, о чем говорит скорее опыт водителя, о котором можно судить по числу страховых случаев, а не возраст. Возраст сам по себе не свидетельствует об опыте водителя, человек может получить права и в 50 лет, и иметь маленький опыт. Опыт водителя уже учитывается через КБМ (Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). Предлагаемый же новый критерий не представляется необходимым и приведет только к росту цены полиса ОСАГО.