Презумпция доверия полиции — общественное мнение предписанное законом
Внесенный в Государственную Думу законопроект депутатами от Единой России, числе которых и небезызвестная Яровая, уже прославившаяся своими специфическими законодательными инициативами, по сути означает попытку введения в нашей стране принципа полицейского государства, что прямо противоречит основополагающим конституционными принципам правового государства.
Это с первого взгляда не ясно, поскольку не раскрыт сам смысл введения такого правого понятия как презумпция доверия. Потому как в юридической теории такое понятие как презумпция доверия отсутствует вообще. Содержание имеющегося понятия презумпция указывает на распределение обязанностей по доказыванию. То есть отсутствия обязанностей по доказыванию того, на что наложена презумпция. Однако двусмысленное прибавление к этому понятию слова доверие, вроде бы как вводит новый правовой термин, содержание и применение которого не раскрывается. Однако в правоприменительной практике, он несомненно будет истолкован как презумпция законности действий сотрудников полиции. А это прямо противоречит уже существующим законодательным принципам презумпции деятельности органов власти.
Так как в настоящий момент именно на государственных органах лежит прямая обязанность доказывания законности своих действия при возникновении об этом спора. То есть, по сути авторы законодательной инициативы, хотят ввести исключение из этого принципа именно для полиции, что вообще убирает все препятствия на пути полицейского произвола. Когда им не придется заботиться о каких то основаниях для осуществления мер полицейского принуждения. Потому как сама по себе такого рода презумпция означает, что их действия будут расценены как правомерные априори. И это разумеется, вызвало негативную реакцию среди юридического сообщества.
Вообще, поскольку такая инициатива не касается напрямую какого либо судебного процесса, так как законопроектом пока не водится каких либо изменений в процессуальный закон, как например относительно презумпции невиновности в уголовном и административном процессе, а так же касательно обязанности доказывания государственными органами законности своих действий и решений в гражданском и арбитражном, она открывает более широкие перспективы, чем просто судебный процесс. Хотя, разумеется, непосредственно затронет и его, водя уже на официальном уровне неформально существующее правило доверия судей сотрудникам полиции при рассмотрении дел.
По сути же оно направленно в первую очередь на общественное мнение и средства массовой информации. Относительно которого этот принцип может только означать прямой запрет обсуждать на предмет законности громкие дела, связанные с произволом полиции. Как, например то, которое и явилось поводом для такой законодательной инициативы. То есть когда в следующий раз, какого нибудь мальчика, мирно на улице читающего стихи, среди бела дня схватят и поволокут орущего в кутузку, как отъявленного ворюгу, то вы не вправе будете осуждать подобные действия с точки зрения их не правомерности. Так как полицейские у нас будут априори правы. А если они не правы, то смотри закон о презумпции доверии полиции.
Вообще стремления насильно заткнуть рот общественности уже давно видна на примере многочисленных дел за по статье 282 УК РФ, когда людей за обычный репост, каких то материалов в интернете привлекают к уголовной ответственности. Здесь же на законодательном уровне хотят запретить в принципе общественное мнение по вопросам законности действий полиции. Как будто оно не совокупность личных мнений, а некая обязанность перед государством, законодательное предписание думать и высказываться только законом разрешенным образом.
А как вы думаете, оправдано ли введение принципа презумпции доверия полиции?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Действия полиции по факту уже - законны - Право обеспеченное законом что то делать, а не согласен обжалуй.
Вот если бы обязать полицейских Императивно сразу отчитываться о содеянном (или о бездействии) незамедлительно (допустим 3 дневный срок) в противном случае УК РФ, в этом есть смысл.
действия полиции по факту уже законны, это что то новое, точнее именно к этому и стремятся. Вообще при обжаловании этих действия именно на полиции пока лежит обязанность доказывания законности своих действий, а не на том кто жалуется. Странно слышать такое от юриста.
Законны? Да вы бредите? Ежегодно регистрируется более 60 тысяч преступлений, совершаемых сотрудниками полиции! Да Вы почитайте приказы МВД! Они даже с грамматическими и синтаксическими ошибками!!
А что нового все в вполне очевидно или мы живем с вами в разных странах.
Полиция совершает действия (бездействия), а если не согласен обжалуй . Вы имеете в плане доказывания в суде, про это речь я не вел.
обжаловать разумеется можно, но это не делает их действия законными, именно на них лежит обязанность доказывания законности
Но это не значит, что нельзя говорить о незаконности. Имееть законную силу еще не значит быть законным.
На практике к сожалению, "презумпция доверия" к полиции часто встречается, например при обжаловании в судебном порядке постановлений о привлечении к административной ответственности. На мой взгляд, конечно, такая ситуация в большей или меньшей ставит в неравные условия стороны судопроизводства и дополнительно её закреплять в законе - не нужно.
Да если будет кто то обжаловать (безусловно будут доказывать законность), а так постановление вынесли - оно законно, пока не обжалуешь, действия по факту законны - пока не обжалуешь.