Право и закон

В средствах массовой информации достаточно критики в адрес федерального и местного руководства за те или иные промахи, но чаще всего это критика следствий, а не причин, которые носят, на мой взгляд, системный характер. За последние несколько десятков лет у нас полностью сменилась законодательная база. Нельзя утверждать, что все принятые законы плохие или хорошие, да это, наверное, было бы и некорректной оценкой. Законы должны характеризоваться, прежде всего, постоянством и быть эффективно действующими. В юридической практике существуют такие термины как "мертвый закон" или"мертвая статья". Это значит, что закон или статья практически не действуют. И дело здесь не только в нежелании его применять или исполнять. Так почему же так происходит и в чем причина этого? И здесь мы подходим к другому понятию - "право." В повседневной жизни эти понятия кажутся тождественными, более того, часто и в юридической литературе не учитывается разница между ними. Так что же представляют собой эти понятия, какое из них первично, а какое вторично?. Справочная юридическая литература дает следующие определения этим понятиям:
"Право - это совокупность общеобязательных социальных норм, которая может быть облечена в законодательство."
"Закон - это юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения."
В повседневной жизни мы чаще сталкиваемся с неписаными нормами, складывавшимися веками, которых мы придерживаемся. Отсюда следует, что понятие "право " шире понятия "закон", который можно назвать писаным правом. Поэтому исполнение законов в первую очередь зависит не от принуждения, а от воли большинства населения, которое принимает и признает принятый закон и считает, что он принят во благо. Отсюда можно сделать вывод, что количество принятых законов, которым гордятся наши депутаты, совсем не ведет к улучшению жизни, а скорее наоборот. Новый закон нужен лишь тогда, когда его целью является стимулирование развития общества, а не для решения сиюминутных задач, когда закон назрел и большая часть населения готова его исполнять. При это напрашивается аналогия с пешеходными дорожками в парке, которые целесообразно асфальтировать лишь тогда, когда они уже протоптаны. В противном случае получается то, что мы имеем в нашем законодательстве на сегодняшний день.
Начнем с законов, связанных с приватизацией и ее итогами. Сколько бы раз не принимались решения на высшем уровне, не возвращаться к этой теме и считать итоги приватизации окончательными, собственность, приватизированная в 90-е годы так и не стала легитимной. Отсюда и подход к ней основной массы населения, считающей итоги приватизации незаконными, и новых собственников, понимающих это и вывозящих капиталы за границу. Возьмем печально известный закон 122-ФЗ " О монетизации льгот." Цель данного закона, которая широко декларировалась - это уйти от различных видов натуральных льгот и заменить их денежными выплатами, а в перспективе избавиться от них вообще. Мотивировано это было тем, что льготы получают многие, не нуждающиеся в них. Планировалось в итоге, что мы не будем иметь такое запутанное законодательство и все будет как у них. Получилось как всегда и даже еще хуже, так как цель была сиюминутная: снять с государства бремя расходов и переложить его на население.
Вот еще один пример, законы, связанные с пенсионной реформой. Изначально было понятно, что не существует финансовых инструментов, позволяющих сохранить накопительную часть пенсии. Несмотря на это, соответствующие законы были приняты и с упорством, достойным лучшего применения, началось ее осуществление. Одни только " письма счастья " чего стоили, причем в буквальном смысле этого слова. Итог - реформа провалена, законы не заработали. Хотя безусловно проблема есть и ее нужно решать. В этих условиях явным диссонансом с реальностью выглядят "пенсионные дворцы", в которых "ютятся" соответствующие службы, а ведь это деньги, которых так не хватает, чтобы платить людям достойную пенсию.
Еще одна, так называемая реформа, реформа ЖКХ и принятый Жилищный Кодекс. Мало того, что он ухудшает положение населения, перекладывая на него практически все затраты по ремонту жилья, хотя закон " О приватизации жилищного фонда в РФ" предусматривал ранее иное. Указанный законодательный акт не способствует проведению какой-либо реформы вообще. Остается сделать вывод, что и в данном случае решается лишь тактическая задача: освобождение государства от бремени расходов на обслуживание жилья. .И, наконец, всем известный Налоговый Кодекс. Изменения происходят в нем так часто, что даже суды не успевают за ними. Это, во-первых, говорит о качестве законодательного акта, а, во-вторых, что налоговая политика, несмотря на все широкомасштабные заявления, носит по-прежнему не стимулирующий, а фискальный характер. Погоня в буквальном смысле за копейками, когда рассылаются дорогостоящие извещения о выплате нескольких копеек пени, превращает все это в театр абсурда. При этом существуют назревшие поправки, которые нужно вводить немедленно: изменение плоской шкалы налога на прогрессивную с более высоким порогом налогообложения и др.
Ну, а венцом нашего законотворчества остаются поправки, принятые в свое время в избирательный закон, что с одной стороны, ограничивает наши права, так как убрана графа " против всех",а, с другой, так как исключен минимальный порог явки, снижает легитимность государственной власти, что в нынешних условиях крайне опасно Это связано прежде всего с тем, что страна в условиях ухудшения жизни граждан не сможет в случае необходимости в полной мере мобилизовать их энергию для своей защиты.
Продолжая тему, можно назвать еще много неэффективных законов. И все это по причине, что создавать законы - это большое искусство и создаваться они должны они не сверху, а снизу. Вот,что по этому поводу писал известный русский ученый-правовед Г.Ф. Шершеневич: "Право является элементом общественных отношений и писаное право не может быть произвольно создано, а является результатом потенциального развития общественной жизни... .Поэтому задача законодательства не в измышлении идеального правопорядка, который не может быть осуществлен, потому что не связан и не вытекает из народной жизни, а состоит в исследовании исторических оснований права, данного для лучшего применения его норм."
И еще, чтобы закон эффективно действовал, очень важно соблюдение принципа равенства всех перед законом. В свое время еще Петр l в Указе от 17 апреля 1722 года писал, что " не персоны управляют законами, но законы управляют персонами." Поэтому любые проявления неравенства перед законом - это подрыв государственных устоев, наносящий вред государству аналогичный вреду, связанному с производством фальшивых денег. Подводя итоги следует сказать, что законодательство не должно опережать практику, но не должно и отставать от нее, тормозя развитие страны.
Поддерживаю автора. Считаю,что необходимо также вести ответственность и периодическую отчетность должностных лиц высшего ранга,ответственных за исполнение того или иного закона.
В настоящее время законы принимаются пачками,а как они исполняется: никто не знает и никто за это не отвечает.
С анализом согласен. Особенно с ЖК РФ. Издан по инициативе Путина в конце первого срока правлени. Фактически это закон на вывод государства из под ответственности за качественное оказание услуг в сфере ЖКХ. Хваленая путинская реформа ЖКХ, с плановым ежегодным повышением тарифов, опустила всех жителей РФ на грань выживания - до 80 % оплата ЖКХ от дохода семьи.
80 % смешно. Не выдумывайте. Оформляйте субсидию. Не идут оформлять только те, чьи доходы выше намного но показать их они не могут или не хотят. Чтоб налоги не платить. А потом мы Путина ругаем за реформы его. Народ сам стремится жить как в Европе. И смотрит на неё без конца. Но только в Европе менталитет другой, им в голову не приходит он налогов уклониться, а у нас мозг направлен на то как бы их не платить. Страна с таким менталитетом жить как в Европе жить не может априори. И не надо никого винить, давайте начнём с себя.
Граждане России имеют право жить лучше как в Европе. Как минимум - Германии и Италии (проиграле в войне СССР). Но Путин и Ко установили себе и близким уровень жизни как в Европе. Можно сравнить зарплату президента и канцлера Германии. А про людей забыли, причем умышленно. В Германии МРОТ 1200 евро (около 70 тыс руб), минимальная ставка оплаты труда 10 евро в час. Мин. пенсия больше МРОТ. Оплата ЖКХ 120 евро (10 % от МРОТ). Это если про Европу. А про субсидии, это отдельный разговор. А именно: оплата за ЖКХ идет в частные карманы, а субсидия от государства, из казны, из налоговых сборов. В какой стране мира такой абсурд есть. И этот абсурд создал Путин. И у него в плане усугубление этого абсурда - признание ошибки реформы ЖКХ ему не по силам.
При оформлении субсидии нужно,чтобы не было задолженностей,а чем её оплачивать?з/п не позволяет всё сразу оплачивать.
Если в квартире зарегистрированы взрослые дети, да даже внуки, но не проживают, в субсидии откажут. Нужны справки о доходах детей, доказательства от соседей не принимаются. Мои попытки оказались безуспешными.
Но Петр1 первый прав на все сто процентов.Равенство перед законом должны быть у всех не в зависимости кто ты простой гражданин или чиновник.А то получается закон есть-но есть и лазейка для кого то в нем.И часть большая законом больше похоже что они не обработаны более чем не доработаны.
У нас действующая правовая база разрослась до свыше двухсот тысяч правовых актов федерального уровня и свыше 2 миллионов (!) подзаконных актов. Разобрать в этом сонме уже не могут сами "зачинщики" - депутаты и их юристы-помощники. Наблюдается прямая зависимость количества нормативных актов от количества чиновников в стране - вот кто придумывает и требует соблюдения, иначе нельзя - сократят, лишат кабинета и других чиновных благ. Это все иллюстрирует неэффективность нашего государственного устройства. Я 15 лет проработал руководителем муниципального учреждения. Я как-то спросил своего главного бухгалтера (очень умного мужчину, который начал работать бухгалтером сразу после школьной скамьи): кто это все придумывает? Уже ничего не понятно. Он ответил: "Придумывает тот, кто сам никогда это не исполнял".
А пока, будет наблюдать, когда вся эта "мудристика" достигнет сингулярного скачка, может тогда что-то проясниться.
С уважением, кандидат педагогических наук Юрис Королев
Хороший комментарий, спасибо.
Для того, видимо, и придумывают, чтобы нельзя было исполнить.
В Гражданский Кодекс Наполеона за 200 лет внесено не более 20 поправок, в Гражданский Кодекс Российской Федерации за неполные 20 лет внесена не одна сотня поправок. Налоговый Кодекс Российской Федерации в среднем остается неизменным всего ПЯТЬ (!) дней.
По вопросу качества законов.
"В случае неявки свидетеля или эксперта по вызову нотариус сообщает об этом в народный суд по месту жительства свидетеля или эксперта для принятия мер, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. (Основы законодательства РФ о нотариате. Действующая редакция)".
Вы не знаете где у нас народный суд?
Можно только предположить ,что царь то хороший ,свита подкачала.Всегда вопрос,кто делал анализ представляя на утверждение закон ,кто считал прибыль и риски.
Опять бояре с дворянами в сговор вступили а царь не слухом и не духом.
почему только предположить?
Короля - играет свита Не нами придумано.
Как то Вы скромно перебиваетесь комментарием на комментарий. Нет чтобы со всей пролетарской прямотой заявить свое мнение. Но все равно спасибо.
Нас за пролетарскую прямоту скоро под белы рученьки...
Ещё и "Слепой" !