Коллекторы платят должникам за моральный вред

В 2017 году в России сформировалась судебная практика по практическому применению Федерального закона о взыскании долгов физлиц. Он ввел ответственность кредиторов и коллекторов, и позволил должникам требовать с взыскателей компенсацию причиненного материального ущерба и морального вреда. Примечательно, что суды довольно часто поддерживают должников и заставляют коллекторов платить, даже если ФССП, которая выступает регулятором коллеторских агентств, не нашла нарушений в их действиях.
Журналистам издания «Коммерсантъ» анонимные участники коллекторского рынка рассказали, что должники в последние месяцы стали обращаться в суды значительно чаще и успешнее. Это связано с тем, что теперь иск можно подавать на возмещение морального вреда, а это значительно расширяет сферу возможных нарушений прав граждан. Например, должник может получить моральный вред от коллектора в рамках взаимодействия: если взыскатель ставит его телефон на автодозвон, отправляет несчетные СМС-сообщения, а также проводит незапланированные встречи. Все действия, не регламентированные законом № 230-ФЗ, суды расцениваю, как нарушение прав. А в самом законе указаны очень четкие и понятные правила общения с должником, например, ограничение на звонки и визиты. Также в законе прямо сказано, что взыскатель обязан компенсировать моральный вред должника, причиненный его действиями.
При этом нарушения допускают небольшие МФО и коллекторские агентства. Крупные компании дорожат своим имиджем и средствами, поэтому стараются следовать букве закона. Однако если они и допустят нарушения, компенсировать должникам убытки и моральный вред будет страховая компания. Ведь по нормам закона № 230-ФЗ, чтобы иметь возможность попасть в реестр ФССП коллекторы обязаны застраховать свою ответственность перед должником. Минимальное страховое покрытие в год составляет не менее 10 млн рублей, но оно не защищает коллекторов от уплаты штрафов и возможности исключения из реестра. А вот возмещение морального вреда в такое страховое покрытие по договору страхования можно включить. Руководитель проекта департамента страхования финансовых рисков и ответственности компании «АльфаСтрахование» Иван Бузивский рассказал журналистам, что для получения такой компенсации должнику нужно одновременно обращаться в суд и страховую компанию. Страховщикам нужно направить претензию, в которой следует описать причинно-следственную связь между действиями коллекторов и причиненным вредом. К претензии нужно приложить документы, подтверждающие размер ущерба. Примечательно, что в некоторых случаях страховые компании готовы урегулировать вопросы с должником в досудебном порядке. Но это касается только материального ущерба, за компенсацией морального вреда нужно обращаться сразу в суд. Если иск будет удовлетворен, страховщики готовы выплачивать компенсацию.
В качестве примера успешного взыскания компенсации морального вреда можно привести случай, когда коллекторское агентство пыталось связаться с должником по номеру телефона, принадлежащему третьему лицу. Знакомый заемщика счел свои права нарушенными и обратился в суд, который вынес решение в его пользу и назначил компенсацию. Суммы таких выплат обычно небольшие: за моральные страдания, лечение из-за стресса и порчи репутации должник максимум может рассчитывать на 150 тыс. рублей. Больших выплат в судебной практике по таким искам пока не было.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Любые коллекторские агенства нужно признать незаконными и сажать этих тварей, только в этом случае можно обеспечить порядок и безопасность.
Коллекторов вообще надо запретить. Не, уступку права требования не запретить, конечно...
А вот в законы о МФО и "О банках и банковской деятельности" следует ввести два положения:
1. Запрещается уступка права требования банками и МФО задолженности по займам и кредитам лицам, не имеющим лицензии ЦБ РФ на банковскую деятельность.
2. Запрещается привлекать для взаимодействия с должником лиц, не являющихся штатными сотрудниками банка или МФО.
Когда в 2012 г. вышло первое Постановление Пленума ВС РФ по закону "О защите прав потребителей", судебная практика очень даже стала хорошо защищать потребителей. Чаще всего, это были страховщики, отказывающие или занижающие выплату.
Но не прошло и года, как ВС РФ резко изменил свою практику. И потребители стали получать значительно меньше.
Полагаю, давно пора деятельность коллекторов привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Вместе с тем ,в глобальных изменениях нуждается и система исполнения судебных актов.Иначе долги будут вышибать битами,так эффективнее.