Как нас убивает капитал (2 часть)

0 комментариев

Казалось бы, это варварство в прошлом, оно ушло и забыто. Ведь сейчас есть совершенная и высокопроизводительная техника, которая может дать такую производительность труда, о которой 70 лет назад и мечтать не могли. Однако нет. Капитализм существует, он ни в чем не изменился — его объективные экономические законы все те же. И он также активно использует рабский труд детей. США, Англия, Индия, Китай, Латинская Америка, Африка… Нет ни одной страны в капиталистическом мире, где бы дети не эксплуатировались самым жестоким образом!

Причина всё та же – детский труд позволяет капиталистам сократить до мизера затраты на рабочую силу, позволяет получать предельно возможные прибыли от замены эксплуатации взрослых рабочих – на беспощадную эксплуатацию их детей. Дети очень удобны в качестве рабов: буржуазии и её государству требуется намного меньше сил и средств на удержание детей и подростков в рабстве, так как наши дети ещё не способны к классовой борьбе, они не могут организоваться и постоять за себя.

А наши взрослые рабочие и работницы всего этого понять не хотят и думают, что все разговоры о детском труде – это дело минувшее, что это большевистские страшилки, или что это зло конкретно их детей не коснётся. Коснётся и уже касается! И защитить пролетарских детей от людоедов и их государства некому, кроме самого рабочего класса. А он пока что дремлет.

Преступления против сознания детей

Империалисты всех стран стремились и стремятся отнять у народов образование и культуру, так как невежественными людьми намного легче управлять, легче держать их на положении послушных и глупых рабов, необходимых капиталистическому производству. Такое положение существовало и существует во всём мире капитала.

Не были исключением и «передовые и просвещённые» США. Так, в своём отчёте президенту Трумэну за 1950 год министр юстиции США Д. Кларк писал:

«…У нас насчитывается 6 миллионов детей, не посещающих школы, и 3 миллиона никогда не учившихся взрослых»[22].

Но американская олигархия, выжавшая из рабочих за один только 1948 год более 20 миллиардов прибыли[23], усиленно строила церкви. Так, в течение 1949 года их было построено около 2 тысяч, то есть, где-то по 5 церквей в день. В то же время по бюджетному плану минфина США на 1950 год предусматривалось, что 66% (около 130 миллиардов долларов)[24] всех средств пойдёт на «оборону», иначе говоря, на подготовку империалистической войны. А на народное просвещение этим же бюджетом отводилось 0,8 % расходной части (2,1 миллиарда). Ясно, что при таких расходах на образование денег не хватало не только на расширение сети и качества школ и дошкольных заведений, но и на зарплату учителям, ремонт ветхих зданий и на закупку учебников.

Во Франции – до 1968 года и в Великобритании – до 1960 года обязательное среднее образование существовало лишь на бумаге. Любителям генерала Де Голля надо сказать, что этот фашист на посту президента Франции немало сделал для того, чтобы средняя школа давала юным французам минимум знаний, а высшая была бы доступна всего нескольким процентам общества – детям буржуазии и старших государственных чиновников. Французские правительства Кёя и Бидо вели империалистическую войну во Вьетнаме, которая обходилась примерно в 100 миллионов старых франков в день (в ценах 1951 года). В то же время Департамент народного образования получал от казны всего лишь 657 миллионов франков в год (1,8 миллиона в день), чего едва хватало на зарплату административно-учительскому корпусу и оплату коммунальных платежей. По причине острейшей нехватки средств на школу в 1953,1954 и 1955 годах во многих департаментах Франции не производился набор в первые классы. Но за эти же годы на войну в Индокитае было потрачена астрономическая сумма, равная 10,95*1010 старых дореформенных франков.

Как всегда, на разбойничью войну у буржуазного государства деньги есть, а на образование и здравоохранение их нет.

Что касалось Британии, то и лейбористы, и тори объясняли недостаток школьных зданий, учителей, учебников и денег одинаково – и в 1946 году, и спустя 10 лет они всё сваливали на войну: дескать, гитлеровская авиация очень сильно разрушила инфраструктуру острова. Но вермахт не вторгался на остров. Общие разрушения всех британских городов от авиации и ракет были сравнительно невелики и по общему объёму восстановительных работ были сопоставимы с восстановлением двух наших Днепрогэсов. Но Днепрогэс был полностью восстановлен и включён в ЕВС к 1950 году, а лживые английские министры и лорды и в 1956 году сваливали огромный бюджетный дефицит, сокращение на 40% всех социальных расходов – догадайтесь, на кого? На люфтваффе Геринга и подводные лодки Дёница[25]!

На самом деле в эти годы около 50% государственного бюджета Британии уходило на военные заказы (из них примерно половина – концернам США, «Нэшэнэл Дайнемикс», «Беллу» и др.) и на устройство военных баз. Где уж тут накормить, одеть-обуть простой народ!

В период с 1947 по 1956 годы в среднем из каждой тысячи английских ребят 800 были вынуждены бросать учёбу ещё до 14 лет и идти работать. Объективно выходило так, что, будучи отрезаны капитализмом от образования и специальной подготовки, миллионы парней и девушек не могли стать ни инженерами, ни врачами, ни архитекторами – им было суждено на всю жизнь остаться чернорабочими, живыми манекенами, ходячими рекламами, проститутками, преступниками.

В 1951 году корреспондентам газеты «Труд» Зябликову и Лившицу разрешили посетить одну из начальных школ в пригороде Лондона, районе Ричмонд-апон-Темс. Школа помещалась в рабочем квартале, в неприглядном, полуразвалившемся здании старых казарм. Директор школы с горечью сообщил корреспондентам, что большая часть его учеников не смогла продолжить своё образование в старших классах – комиссия по школьному надзору округа Ричмонд провалила подростков на промежуточном экзамене. Ответ на вопрос, для чего это было сделано, наши корреспонденты получили вскоре, но не в комиссии по надзору, а на одном из близлежащих металлообрабатывающих заводов. В цеху у токарных станков работал подросток, а рядом с ним – взрослый рабочий. Как выяснилось из разговора, они делали одинаковую работу, но подросток получал зарплату вдвое меньше взрослого. «Почему так?» — спросили корреспонденты. «Потому что я ученик», — ответил подросток. «Сколько же месяцев ты работаешь учеником?» — «Не месяцев, а лет, — поправил он: — три года». Взрослый рабочий от разговора уклонился, но заметил, что опасается скорого увольнения из-за конкуренции с подростками: хозяевам завода очень выгодно заменять взрослых детьми и подростками на всех возможных участках работы[26].

Вернёмся в буржуазную школу. Чему она учила в 50-е годы? В значительной части школ США и Британии основные естественнонаучные предметы (физика, химия, биология, география) не являлись обязательными для изучения (в современной России дело идёт к тому же: пока что эти предметы учащийся выбирает для экзамена по своему желанию, но тенденция к полному уничтожению естественнонаучного блока вполне ясна). По данным министерства образования США в 1955 году занятия по физике и химии посещало лишь 12% учащихся. Французский журнал «Routier» № 2 за 1950 год в своей редакционной статье прямо выразил суть образовательной политики реакционной буржуазии:

«…для школьников гораздо менее необходимо знать, что вода состоит из водорода и кислорода, чем уметь петь священные псалмы».

Лучше и откровеннее не скажешь: вместо научных знаний о реальном мире буржуазия навязывает детям густопсовую поповщину и мистицизм.

Уже известные нам корреспонденты «Труда», посетившие одну из лондонских школ, спросили у мальчиков из старших классов, что они знают о Менделееве. Юноши недоумённо переглянулись: они ничего не знали о знаменитом химике. О Льве Толстом, Гёте, Гейне, Шиллере и других крупнейших поэтах и писателях они тоже ничего не слышали. Только один паренёк поинтересовался, как поживает господин Пушкин.

Гитлер некогда утверждал, что «…образование только портит молодёжь»[27]. Он требовал, чтобы молодёжь обладала «…силой молодых хищников и крепкими кулаками», чтобы юношей «…не останавливали принципы, когда надо убить кого-нибудь. И если они и украдут при случае часы или драгоценности – плевать на это». Такими и воспитывала детей нацистская школа.

Таких же фашистов желает воспитать из пролетарских детей современный империализм. Все средства идеологического воздействия: СМИ, школа, церковь, реакционные детские организации — «младшие группы» политических партий буржуазии, — всё это направлено на то, чтобы морально искалечить наших детей, воспитать из них орды молодых бандитов, людей без совести и чести, привыкших беспрекословно выполнять все приказы своих хозяев, готовых за деньги на всё. Не только производственные послушные рабы, ограниченные и тёмные, нужны буржуазии, но и послушные палачи и наёмники, которые должны непосредственно душить и подавлять рабов промышленных и рабов других национальностей.

С 1946 года в школах США открыто призывали к новой войне. На уроках географии и истории давались самые хвалебные описания колониальных войн, а на обязательных уроках военной подготовки шла обработка детского и подросткового сознания почти по той же программе, по которой проводились политзанятия с «джи-ай», т.е. с солдатами американской регулярной армии. Учебники и учителя буржуазной школы затемняли и усыпляли классовое сознание детей трудящихся. Детям внушалось, что американцы и англичане должны покорить весь мир и властвовать над ним, ибо они являются высшей, руководящей расой. Американские империалисты объявляли врагами США и неполноценными народами те страны и нации, на которые собирались броситься в своей разбойничьей войне. Сегодня ту же истерию раздувает буржуазия РФ и Украины: украинских трудящихся натравливают на российский пролетариат, а в России то и дело звучат огульные обвинения украинского народа в русофобии. Одна часть единого рабочего класса стравливается с другой и уже бросается в империалистическую войну.

В 1951 году во Франции вышел новый учебник по новейшей истории для 8 класса школы[28]. Этот учебник рекомендовал школьникам на вопрос: «За что вы любите Францию?» — отвечать так: «За то, что она простирается по многим континентам, как колониальная империя», то есть, за то, что французская фашиствующая олигархия сумела захватить земли и богатства других народов и силой оружия удерживает их в своих руках.

А вот учебники, составленные правительствами метрополий для колониальных школ, были прямо оскорбительны для порабощённых народов. Негров, китайцев, индусов в них изображали тупыми бандитами, ворами, лентяями и преступниками, а американцев, англичан, французов, голландцев – героями, стараясь убедить детей в истинности отвратительной фашистской расовой теории о том, что существуют «высшие» и «низшие» расы, расы господ и расы прирождённых рабов.

Поскольку в буржуазной школе естественные науки неуклонно вытесняются проповедью фашизма и богословием, постольку постепенно вводятся в процесс обучения телесные наказания. Детей начинают бить за грамматическую ошибку или за неверно решённый пример. Во многих развитых буржуазных государствах телесные наказания в школах существовали до конца 70-х годов 20 века.

Официальным родоначальником школьной палочной системы считается прусский педагог Гербарт, живший 270 лет назад. Фигура весьма колоритная и почитаемая буржуазной философией и социологией. Всю свою «педагогическую» карьеру он с немецкой педантичностью вёл учёт наказаниям. К выходу на пенсию в своих записках этот «великий педагог» насчитал 911527 ударов линейкой, 124010 ударов розгой, 115300 щелчков, 136715 шлепков по детским рукам, 10235 пощёчин, 7925 ударов в ухо, 227633 затрещины библией, молитвенником и учебниками. Его дело очень хорошо прижилось в США, Британии и Франции. Примерно с середины 18 века в школах этих государств непрерывно раздавался свист плётки.

На британской конференции учителей и научных работников в 1952 году директор средней школы из г. Вишоу некий Паркер прямо агитировал своих коллег за розги и «воспитательные» линейки:

«Каждый, кто имел дело с лошадьми, щенятами и маленькими мальчиками знает, что своевременная порка не только не вредит, но и приносит много пользы».

Надо полагать, что скоро теория Гербарта-Паркера будет протаскиваться через общественное мнение и в России — с главным прицелом на то, чтобы узаконить и легализовать избиения и пытки в трудовых лагерях (работных домах) для малолетних и усовершенствовать базис для неограниченного физического насилия против всех возрастов трудящихся.

Во всех буржуазных школах существовали и существуют детские религиозные организации типа «воскресных христианских школ» и т.п. В этих «воскресных школах» попы буквально калечат и разрывают сознание детей: часто в той или иной форме они оспаривают и отрицают тот учебный материал, который излагался накануне на уроках физики, химии, биологии, географии. Иногда длинногривая сволочь прямо не отрицает тот или иной физический закон, но возводит его возникновение и действе к богу. Была и уже есть масса случаев, когда на уроках дети спорят с педагогом – естественником и не хотят признать то или иное материалистическое объяснение факта или явления на том основании, что «нам батюшка давеча говорил, что это совсем не так».

В школе заводилось и заводится по нескольку детских организаций полуфашистского типа: клубы юных ополченцев, полицейских, сыщиков. Например, сегодня под вывеской советской игры «Зарница» буржуазия организует детские военизированные корпуса, идеология которых представляет из себя политически однородную смесь из фашистских уставов «Гитлерюгенда» и положений американских организаций бойскаутов.

В 1960 году в США было издано более 2 миллионов дешёвых детских книг, рассчитанных на детей трудящихся. Эти книжки с большим количеством картинок рассказывают об убийствах, кражах, ограблениях, поджогах, приключениях военных наёмников и т.п. По сути своей эта «литература» являлась учебниками по бандитизму[29]. Не случайно в отчётах министерства юстиции США постоянно отмечался рост детской и подростковой преступности: в период с 1955 по 1960 гг. детьми совершалось в среднем 50–55% всех преступлений[30]. При этом многие буржуазные социологи и философы видели причины преступности не в уродливом общественном строе, не в условиях капиталистической среды и воспитания. Раз за разом они возвращались к давно отвергнутой наукой теории «прирождённой преступности». Задатки преступности, говорили они, обнаруживаются ещё в раннем детстве, и доказательством тому служит, мол, пресловутые гены или то, что игры будущих преступников отличаются от игр «нормальных» детей.

Между тем, дети отображают в своих играх то, что видят и слышат. Если они видят только гангстерские фильмы, кровь и насилие, то нечего ждать, что из детей вырастут настоящие гуманисты и высокоразвитые личности. Если, например, в 50-х годах Ку-клукс-клан вполне легально вербовал своих членов среди 5-6 летних белых американских детей, прививал им нацистскую идеологию и теорию «неограниченного насилия», то можно ли было надеяться, что в играх этих ребятишек не будет имитаций суда Линча, драк и издевательств над чернокожими сверстниками?

2. Охрана труда и техногенные катастрофы.

Рабочая сила при капитализме – всего лишь товар, причём такой товар, цена на который постоянно снижается. Находясь под постоянным прессом безработицы, трудящиеся подвергаются бесчеловечной эксплуатации, их реальная заработная плата ползёт (или стремительно прыгает) вниз, а условия труда становятся всё тяжелее и опаснее для здоровья. Охрана труда, техника безопасности, государственная система предотвращения и ликвидации бедствий и катастроф – все эти привычные для советского рабочего понятия и их материальное наполнение либо полностью отсутствуют в капиталистическом обиходе, либо исчезают и профанируются до пустой бумажки.

Хозяевам предприятий мало дела до судьбы рабочих, до их жизни и здоровья. «Закон» капитализма о человеческой составляющей производительных сил гласит: на место погибших и искалеченных рабочих придут другие – резервная армия безработных велика.

В 1952 году на шахте в Уэст-Франкфорте (штат Иллинойс) произошёл большой подземный взрыв метана. Взрыв и пожар убили и похоронили заживо 135 рабочих. До этого, в 1947 году, в том же угольном районе на шахте «Сентралиа» произошла аналогичная катастрофа, погубившая 111 человек.

Казалось бы, можно было бы сделать выводы и принять меры для дегазации всех работающих шахт. Но нет. На это денег у владельцев шахт не находилось. По факту массовой гибели рабочих на «Сентралии» суд округа Сангамон оштрафовал хозяев угледобывающей компании Western Coal & Mining Company, миллиардера Банна и его компаньонов-мультимиллионеров, аж на 1000 долларов! Таким образом, жизнь каждого погибшего шахтёра буржуазное государство оценило в 10 долларов. После такого наказания Банну и его подельникам оставалось только утереть руки от крови и продолжать свои злодеяния.

Примерно та же ситуация царила на шахтах Донбасса после 1991 года. Особенно выделялись глубокие и газоопасные шахты «им. Засядько» и «им. Скочинского». Там, правда, после массовых убийств рабочих хозяева откупались от их семейств, государство назначало пенсии, давало кое-какие льготы детям и т.п. Но сути дела это не меняло — люди продолжали гибнуть. В период с 1994 по 2012 год на обеих этих шахтах от выбросов, пожаров и взрывов погибло около 400 человек, больше 1000 стали инвалидами. Но Звягильскому, Белому и другим угольным баронам было намного выгоднее периодически платить штрафы и пособия, нежели наладить на своих опасных предприятиях охрану труда и борьбу с выбросами и взрывами. Поэтому уэст-франкфортская, и сентальская, и засядьковская трагедии – не случайность, а закономерный результат всей системы организации труда, основанной на неумолимых законах капиталистического производства. Из закона прибавочной стоимости и его развития – закона максимальной прибыли — прямо следует, что затраты на технику безопасности и охрану труда есть самые нерентабельные затраты для капиталиста, так как они не приносят ему барышей, больше того, эти вложения для капитала прямо убыточны.

По сообщению американского журнала «Engineering»[31], около 200 угольных шахт США официально признаны взрывоопасными, а 18 – вообще внекатегорийными по газу. Это значит, что их владельцы обязаны по закону постоянно проводить комплексные мероприятия по борьбе с выбросами и взрывами метана. Это требует больших сил и средств, но иного способа сберечь подземных рабочих от смерти нет. Но тот же журнал признавал, что никакие серьёзные меры по охране труда горняков не принимаются.

Пользуясь полной безнаказанностью, капиталисты постоянно усиливают эксплуатацию труда, стремясь выжать из каждого рабочего максимум прибавочной стоимости, а вместе с нею – и максимум его человеческих сил. Измученные, изнурённые, доведённые до изнеможения непосильным трудом, рабочие массами гибли от аварий, катастроф и несчастных случаев. «Бюллетень горного департамента»[32] США за 1956 год сообщал, что за 13 лет (с 1930 по 1943 гг.) на всех угольных шахтах Америки было убито, ранено или искалечено 250 тысяч человек. Разумеется, 250 тысяч жертв – это официальные данные правительства, на самом деле погибших и искалеченных рабочих было намного больше. По закону США 1959 года о пенсионном обеспечении[33] пенсии шахтёров, пострадавших на подземных работах, должны составлять не менее 70 % среднего заработка. На самом деле такие пенсии едва дошли до 50 % заработка – и то только после ряда шахтёрских забастовок в 1971–1975 гг.

В истории преступлений американских шахтовладельцев особое место занимает 1951 год. За 10 месяцев этого года на угольных шахтах США было убито, ранено и искалечено 26 тысяч рабочих. Основные причины, можно сказать, привычные и постоянные: взрывы и выбросы метана, пожары, обрушение кровли, разрушение оборудования, электротравмы. Многочисленные комиссии Горного департамента написали горы отчётов, в которых было ясно указано, что взрывов и пожаров можно было бы избежать с помощью хорошо известных мероприятий по предварительной дегазации забоев. Гибель и травмы шахтёров, связанные с оборудованием и техникой, были вызваны предельным и запредельным износом машин. До 30 % жертв было связано с тем, что вместо машин в опасных местах широко использовался ручной труд и слабые деревянные подпорки кровли.

Отчёты Горного департамента США вполне можно было использовать в расследованиях катастроф на донецких шахтах в 1992-2013 годы, только лишь изменив язык и некоторые конкретные детали. Причины гибели людей остались те же. Это неудивительно. Что в Пенсильвании в 50-е, что в Донбассе в 2000-е хозяева шахт требовали от шахтёров только одного: «давай-давай уголь! А иначе – на улицу». Гонка за углём (за хозяйской прибылью) шла почти при полном фактическом игнорировании системы охраны труда и техники безопасности. На бумаге меры безопасности выполнялись, горные инспекции писали предписания и замечания. Но кто кем командует – капитал своим государством, или наоборот? Оказалось, что наоборот. Машины не обновлялись, датчики газа устанавливались на низкую чувствительность, за необходимые остановки добычи для сотрясения, дегазации, ремонта и обустройства лавы рабочих лишали премий, иногда увольняли. Многие понимали, что при таком «давай-давай» может рвануть в любой момент: природа не любит антинаучного хищнического подхода к себе и мстит жестоко. В сентябре 1998 года на шахте им. Засядько взрывом и пожаром убило 68 человек – это был прямой результат хозяйской политики выжимания прибыли любой ценой, сворачивания мер по безопасности, экономии на оборудовании и экономического террора против тех рабочих, кто возмущался смертельными условиями труда.

В 1951 году в английском городке Ардир произошёл мощный взрыв в упаковочном цехе завода взрывчатых веществ. Было убито четыре работницы — все, кто там находился. Журнал «Chemical Trade Journal» № 8, 1951 г., сообщая об этой катастрофе, вскользь говорит о «несоблюдении работницами правил техники безопасности» как о главной и единственной причине взрыва. Но он ни слова не говорит о том, что не может быть никакой техники безопасности и охраны труда там, где от рабочих требуют только одного – работать, как можно быстрее и больше, не обращая внимания более ни на что. Поскорее, поскорее сдать заказ, не глядя особо ни на качество продукта, ни на условия труда, и кинуться за новым заказом, сбивая конкурентов с ног.

Возле Ливерпуля одна строительная фирма ремонтировала дорогу в районе железнодорожного переезда. Хозяева торопили рабочих и заставляли работать посменно, несколько ночей подряд, с экономией на освещение участка работ. В условиях угроз увольнением и спешки переезд был забетонирован в сплошную, без канавок для колёсных реборд. В итоге первый же поезд на этом переезде сходит с рельс. Погибли 18 человек, ранены 40. Бригадир бетонщиков и четверо рабочих, заливавших переезд, арестованы и осуждены. Хозяевам фирмы – по сути, единственным и главным виновникам — штраф в 500 фунтов. Как с гуся вода.

На станции Лидс фирма-подрядчик ремонтировала контейнер, содержавший горючую жидкость. Контейнер взорвался, так как хозяин фирмы приказал рабочим не возиться с полной очисткой его и дегазацией, поскольку фирму ждал ещё один заказ на ремонт. Бригадир и трое рабочих этой фирмы погибли при взрыве. Комиссия установила, что в своей гибели рабочие были «виноваты сами».

А вот события пострашнее. В 1958 году в городе Дипуотер Пойнт, штат Нью-Йорк, на заводе красителей для ускорения химической реакции администрацией было приказано перегреть смесь паранитротолуола с крепкой серной кислотой. В результате бак, в котором происходила реакция, ёмкостью около 2000 литров, взорвался, разрушив цех, убив 58 и искалечив около 100 человек рабочих.

В июне 1949 года на полном ходу «Эдинбургского экспресса» (поезд Лондон – Эдинбург) в одном из вагонов вспыхнул пожар. Пламя быстро перекинулось на другие вагоны. В итоге два вагона выгорели полностью, 6 были повреждены. Сгорело заживо 7 человек, 148 получили тяжёлые ожоги и отравления. Замолчать такой случай правительство «социалиста» Эттли не могло, поэтому была назначена комиссия по расследованию катастрофы. Она выяснила, что пожар начался от «случайно залетевшей искры». Но через случайность часто проявляется необходимость. Может, ничего бы и не произошло, если бы все внутренние стенки вагона не были бы покрыты слоем прозрачного целлюлозного лака, который выглядел очень нарядно, но оказался горючим, как бензин. Из-за испарений огонь по стенкам вагона распространился со скоростью взрыва. Вагоностроительная фирма — филиал компании «Бомбардье», поставлявшая вагоны, заявила на суде, что в лак, согласно требованиям стандарта, должны были вводиться специальные добавки, понижающие его горючесть. Но они не были введены, так как

«…фирма хотела удешевить производство и ускорить сдачу вагонов, после которой она могла рассчитывать на новый большой заказ»[34].

Суд приговорил фирму к восстановлению двух вагонов и штрафу в 1500 фунтов в пользу железнодорожной компании. Семьям погибших и инвалидам ничего, кроме мизерного социального пособия, не дали.

В городе Гулль сильным взрывом был разрушен завод, экстрагирующий масло из бобов какао. Никакой налёт люфтваффе не смог бы вызвать таких жертв и разрушений, как нежелание владельцев завода отказаться от барышей хотя бы на день-два. Техническая причина взрыва была простой и легко устранимой: небольшая неисправность одного из варочных сосудов с мисцеллой – смесью какао-масла с петролейным эфиром. Для ремонта сосуда было необходимо остановить цех и очистить от шлака и мусора всю систему трубопроводов. При этом эфир нужно было предварительно слить в резервные ёмкости и тщательно закрыть все вентили, так как жидкость эта очень летучая и горючая. Но хозяева фирмы, которой принадлежал завод, категорически потребовали продолжать работу и цех ни на минуту не останавливать. И работа продолжилась с неисправным сосудом. Из-за плохой проходимости труб и роста давления сварной шов на баке лопнул, из него хлынула мисцелла и, разлившись по всему цеху, потоком устремилась на заводской двор, где в это время велись сварочные и погрузочные работы. Горячие газы одного из грузовиков воспламенили жидкость, и пламя мгновенно перекинулось в цех, где находились рабочие. В цеху никто ничего не успел предпринять, поэтому один за одним взорвались все четыре сосуда с мисцеллой, каждый ёмкостью по 5600 литров. Получился взрыв, эквивалентный по мощности 3-4 тоннам тротила. Столб огня поднялся на километр. Здания в радиусе 500 метров были повреждены взрывной волной. По официальным данным на заводе было убито 12 рабочих, ранено 32. Об ответственности настоящих виновников этой катастрофы — хозяевах фирмы история умалчивает.

Вернёмся в США. В ноябре 2015 года на фабрике абразивов в штате Миннесота прогремел взрыв газопылевой смеси[35]. Взрыв разрушил шестиэтажное железобетонное здание, убил на месте 11 и ранил свыше 60 человек. Техническая причина взрыва – старая и изношенная система очистки воздуха и пылеудаления. Действительная причина – у хозяев фабрики уже 30 лет «нет денег» на модернизацию этой системы, хотя у фабрики было много заказов и немалая прибыль.

8 убитых, трое «пропавших без вести» — таковы были результаты взрыва на фабрике красителей фирмы «Доу», штат Мичиган. Государственная комиссия штата выяснила, что на этом опасном производстве уже 20 лет, с 1956 года, не проводились мероприятия по охране труда: система газоудаления работала плохо, противогазы были просрочены, средства пожаротушения были ещё довоенного выпуска. Тем не менее, администрация фирмы выступила в местной газете и заявила, что взрыв произошёл вследствие того, что

«…неожиданно ход химической реакции принял неправильное направление».

В гибели рабочих капиталисты обвинили «непослушные молекулы»[36].

Особенностью добывающей промышленности Британии являлось то, что подпочва острова во многих местах была изрезана множеством подземных ходов, штолен и штреков, проложенных в поисках угля и других полезных ископаемых. При этом мощные пласты угля, сланцев и руды уже давно выработаны, и добыча велась в более тонких и близких к поверхности пластах. Это приводило к оседанию земли, которое ломало целые кварталы жилых домов, дороги, рвало кабельные и трубопроводные линии в рабочих посёлках и небольших промышленных городах. Просадки грунта прямо угрожали жизни тысяч простых людей, однако, хозяева шахт мало считались с нарастающей угрозой катастроф и продолжали хищническую разработку поверхностных пластов. На многочисленные протесты жителей правительство плевать хотело. Оно поощряло произвол капиталистов.

Например, небольшой шахтёрский город Уомбуэлл с 20 тысячами жителей более 20 лет находился в прямом смысле в подвешенном состоянии. Шахтные выработки, пролегающие близко к поверхности, приводили к тому, что многие дома целые кварталы были признаны опасными для жизни. Несмотря на многочисленные предписания Горного департамента владельцы шахт категорически отказывались закладывать выработанные пространства камнем, так как это означало для них дополнительные расходы. Когда к руководству одной из шахт обратился мэр города и заявил, что опасность провалиться под землю угрожает всему городу, предприниматели пообещали «рассмотреть вопрос». Вопрос «рассматривался» с 1952 по 1960 год. За это время более 350 рабочих семей остались без крова. Их расселили в фанерные домики, приобретённые на пожертвования, а угольные капиталисты строить новое жильё отказались наотрез, несмотря на решение городского суда, который этот отказ благополучно «съел» и утерся.

(продолжение следует)

Подробнее ➤

Подписаться
Донаты ₽