Преступления против сознания детей

Империалисты всех стран стремились и стремятся отнять у народов образование и культуру, так как невежественными людьми намного легче управлять, легче держать их на положении послушных и глупых рабов, необходимых капиталистическому производству. Такое положение существовало и существует во всём мире капитала.
Не были исключением и «передовые и просвещённые» США. Так, в своём отчёте президенту Трумэну за 1950 год министр юстиции США Д. Кларк писал:
«…У нас насчитывается 6 миллионов детей, не посещающих школы, и 3 миллиона никогда не учившихся взрослых»[22].
Но американская олигархия, выжавшая из рабочих за один только 1948 год более 20 миллиардов прибыли[23], усиленно строила церкви. Так, в течение 1949 года их было построено около 2 тысяч, то есть, где-то по 5 церквей в день. В то же время по бюджетному плану минфина США на 1950 год предусматривалось, что 66% (около 130 миллиардов долларов)[24] всех средств пойдёт на «оборону», иначе говоря, на подготовку империалистической войны. А на народное просвещение этим же бюджетом отводилось 0,8 % расходной части (2,1 миллиарда). Ясно, что при таких расходах на образование денег не хватало не только на расширение сети и качества школ и дошкольных заведений, но и на зарплату учителям, ремонт ветхих зданий и на закупку учебников.
Во Франции – до 1968 года и в Великобритании – до 1960 года обязательное среднее образование существовало лишь на бумаге. Любителям генерала Де Голля надо сказать, что этот фашист на посту президента Франции немало сделал для того, чтобы средняя школа давала юным французам минимум знаний, а высшая была бы доступна всего нескольким процентам общества – детям буржуазии и старших государственных чиновников. Французские правительства Кёя и Бидо вели империалистическую войну во Вьетнаме, которая обходилась примерно в 100 миллионов старых франков в день (в ценах 1951 года). В то же время Департамент народного образования получал от казны всего лишь 657 миллионов франков в год (1,8 миллиона в день), чего едва хватало на зарплату административно-учительскому корпусу и оплату коммунальных платежей. По причине острейшей нехватки средств на школу в 1953,1954 и 1955 годах во многих департаментах Франции не производился набор в первые классы. Но за эти же годы на войну в Индокитае было потрачена астрономическая сумма, равная 10,95*1010 старых дореформенных франков.
Как всегда, на разбойничью войну у буржуазного государства деньги есть, а на образование и здравоохранение их нет.
Что касалось Британии, то и лейбористы, и тори объясняли недостаток школьных зданий, учителей, учебников и денег одинаково – и в 1946 году, и спустя 10 лет они всё сваливали на войну: дескать, гитлеровская авиация очень сильно разрушила инфраструктуру острова. Но вермахт не вторгался на остров. Общие разрушения всех британских городов от авиации и ракет были сравнительно невелики и по общему объёму восстановительных работ были сопоставимы с восстановлением двух наших Днепрогэсов. Но Днепрогэс был полностью восстановлен и включён в ЕВС к 1950 году, а лживые английские министры и лорды и в 1956 году сваливали огромный бюджетный дефицит, сокращение на 40% всех социальных расходов – догадайтесь, на кого? На люфтваффе Геринга и подводные лодки Дёница[25]!
На самом деле в эти годы около 50% государственного бюджета Британии уходило на военные заказы (из них примерно половина – концернам США, «Нэшэнэл Дайнемикс», «Беллу» и др.) и на устройство военных баз. Где уж тут накормить, одеть-обуть простой народ!
В период с 1947 по 1956 годы в среднем из каждой тысячи английских ребят 800 были вынуждены бросать учёбу ещё до 14 лет и идти работать. Объективно выходило так, что, будучи отрезаны капитализмом от образования и специальной подготовки, миллионы парней и девушек не могли стать ни инженерами, ни врачами, ни архитекторами – им было суждено на всю жизнь остаться чернорабочими, живыми манекенами, ходячими рекламами, проститутками, преступниками.
В 1951 году корреспондентам газеты «Труд» Зябликову и Лившицу разрешили посетить одну из начальных школ в пригороде Лондона, районе Ричмонд-апон-Темс. Школа помещалась в рабочем квартале, в неприглядном, полуразвалившемся здании старых казарм. Директор школы с горечью сообщил корреспондентам, что большая часть его учеников не смогла продолжить своё образование в старших классах – комиссия по школьному надзору округа Ричмонд провалила подростков на промежуточном экзамене. Ответ на вопрос, для чего это было сделано, наши корреспонденты получили вскоре, но не в комиссии по надзору, а на одном из близлежащих металлообрабатывающих заводов. В цеху у токарных станков работал подросток, а рядом с ним – взрослый рабочий. Как выяснилось из разговора, они делали одинаковую работу, но подросток получал зарплату вдвое меньше взрослого. «Почему так?» — спросили корреспонденты. «Потому что я ученик», — ответил подросток. «Сколько же месяцев ты работаешь учеником?» — «Не месяцев, а лет, — поправил он: — три года». Взрослый рабочий от разговора уклонился, но заметил, что опасается скорого увольнения из-за конкуренции с подростками: хозяевам завода очень выгодно заменять взрослых детьми и подростками на всех возможных участках работы[26].
Вернёмся в буржуазную школу. Чему она учила в 50-е годы? В значительной части школ США и Британии основные естественнонаучные предметы (физика, химия, биология, география) не являлись обязательными для изучения (в современной России дело идёт к тому же: пока что эти предметы учащийся выбирает для экзамена по своему желанию, но тенденция к полному уничтожению естественнонаучного блока вполне ясна). По данным министерства образования США в 1955 году занятия по физике и химии посещало лишь 12% учащихся. Французский журнал «Routier» № 2 за 1950 год в своей редакционной статье прямо выразил суть образовательной политики реакционной буржуазии:
«…для школьников гораздо менее необходимо знать, что вода состоит из водорода и кислорода, чем уметь петь священные псалмы».
Лучше и откровеннее не скажешь: вместо научных знаний о реальном мире буржуазия навязывает детям густопсовую поповщину и мистицизм.
Уже известные нам корреспонденты «Труда», посетившие одну из лондонских школ, спросили у мальчиков из старших классов, что они знают о Менделееве. Юноши недоумённо переглянулись: они ничего не знали о знаменитом химике. О Льве Толстом, Гёте, Гейне, Шиллере и других крупнейших поэтах и писателях они тоже ничего не слышали. Только один паренёк поинтересовался, как поживает господин Пушкин.
Гитлер некогда утверждал, что «…образование только портит молодёжь»[27]. Он требовал, чтобы молодёжь обладала «…силой молодых хищников и крепкими кулаками», чтобы юношей «…не останавливали принципы, когда надо убить кого-нибудь. И если они и украдут при случае часы или драгоценности – плевать на это». Такими и воспитывала детей нацистская школа.
Таких же фашистов желает воспитать из пролетарских детей современный империализм. Все средства идеологического воздействия: СМИ, школа, церковь, реакционные детские организации — «младшие группы» политических партий буржуазии, — всё это направлено на то, чтобы морально искалечить наших детей, воспитать из них орды молодых бандитов, людей без совести и чести, привыкших беспрекословно выполнять все приказы своих хозяев, готовых за деньги на всё. Не только производственные послушные рабы, ограниченные и тёмные, нужны буржуазии, но и послушные палачи и наёмники, которые должны непосредственно душить и подавлять рабов промышленных и рабов других национальностей.
С 1946 года в школах США открыто призывали к новой войне. На уроках географии и истории давались самые хвалебные описания колониальных войн, а на обязательных уроках военной подготовки шла обработка детского и подросткового сознания почти по той же программе, по которой проводились политзанятия с «джи-ай», т.е. с солдатами американской регулярной армии. Учебники и учителя буржуазной школы затемняли и усыпляли классовое сознание детей трудящихся. Детям внушалось, что американцы и англичане должны покорить весь мир и властвовать над ним, ибо они являются высшей, руководящей расой. Американские империалисты объявляли врагами США и неполноценными народами те страны и нации, на которые собирались броситься в своей разбойничьей войне. Сегодня ту же истерию раздувает буржуазия РФ и Украины: украинских трудящихся натравливают на российский пролетариат, а в России то и дело звучат огульные обвинения украинского народа в русофобии. Одна часть единого рабочего класса стравливается с другой и уже бросается в империалистическую войну.
В 1951 году во Франции вышел новый учебник по новейшей истории для 8 класса школы[28]. Этот учебник рекомендовал школьникам на вопрос: «За что вы любите Францию?» — отвечать так: «За то, что она простирается по многим континентам, как колониальная империя», то есть, за то, что французская фашиствующая олигархия сумела захватить земли и богатства других народов и силой оружия удерживает их в своих руках.
А вот учебники, составленные правительствами метрополий для колониальных школ, были прямо оскорбительны для порабощённых народов. Негров, китайцев, индусов в них изображали тупыми бандитами, ворами, лентяями и преступниками, а американцев, англичан, французов, голландцев – героями, стараясь убедить детей в истинности отвратительной фашистской расовой теории о том, что существуют «высшие» и «низшие» расы, расы господ и расы прирождённых рабов.
Поскольку в буржуазной школе естественные науки неуклонно вытесняются проповедью фашизма и богословием, постольку постепенно вводятся в процесс обучения телесные наказания. Детей начинают бить за грамматическую ошибку или за неверно решённый пример. Во многих развитых буржуазных государствах телесные наказания в школах существовали до конца 70-х годов 20 века.
Официальным родоначальником школьной палочной системы считается прусский педагог Гербарт, живший 270 лет назад. Фигура весьма колоритная и почитаемая буржуазной философией и социологией. Всю свою «педагогическую» карьеру он с немецкой педантичностью вёл учёт наказаниям. К выходу на пенсию в своих записках этот «великий педагог» насчитал 911527 ударов линейкой, 124010 ударов розгой, 115300 щелчков, 136715 шлепков по детским рукам, 10235 пощёчин, 7925 ударов в ухо, 227633 затрещины библией, молитвенником и учебниками. Его дело очень хорошо прижилось в США, Британии и Франции. Примерно с середины 18 века в школах этих государств непрерывно раздавался свист плётки.
На британской конференции учителей и научных работников в 1952 году директор средней школы из г. Вишоу некий Паркер прямо агитировал своих коллег за розги и «воспитательные» линейки:
«Каждый, кто имел дело с лошадьми, щенятами и маленькими мальчиками знает, что своевременная порка не только не вредит, но и приносит много пользы».
Надо полагать, что скоро теория Гербарта-Паркера будет протаскиваться через общественное мнение и в России — с главным прицелом на то, чтобы узаконить и легализовать избиения и пытки в трудовых лагерях (работных домах) для малолетних и усовершенствовать базис для неограниченного физического насилия против всех возрастов трудящихся.
Во всех буржуазных школах существовали и существуют детские религиозные организации типа «воскресных христианских школ» и т.п. В этих «воскресных школах» попы буквально калечат и разрывают сознание детей: часто в той или иной форме они оспаривают и отрицают тот учебный материал, который излагался накануне на уроках физики, химии, биологии, географии. Иногда длинногривая сволочь прямо не отрицает тот или иной физический закон, но возводит его возникновение и действе к богу. Была и уже есть масса случаев, когда на уроках дети спорят с педагогом – естественником и не хотят признать то или иное материалистическое объяснение факта или явления на том основании, что «нам батюшка давеча говорил, что это совсем не так».
В школе заводилось и заводится по нескольку детских организаций полуфашистского типа: клубы юных ополченцев, полицейских, сыщиков. Например, сегодня под вывеской советской игры «Зарница» буржуазия организует детские военизированные корпуса, идеология которых представляет из себя политически однородную смесь из фашистских уставов «Гитлерюгенда» и положений американских организаций бойскаутов.
В 1960 году в США было издано более 2 миллионов дешёвых детских книг, рассчитанных на детей трудящихся. Эти книжки с большим количеством картинок рассказывают об убийствах, кражах, ограблениях, поджогах, приключениях военных наёмников и т.п. По сути своей эта «литература» являлась учебниками по бандитизму[29]. Не случайно в отчётах министерства юстиции США постоянно отмечался рост детской и подростковой преступности: в период с 1955 по 1960 гг. детьми совершалось в среднем 50–55% всех преступлений[30]. При этом многие буржуазные социологи и философы видели причины преступности не в уродливом общественном строе, не в условиях капиталистической среды и воспитания. Раз за разом они возвращались к давно отвергнутой наукой теории «прирождённой преступности». Задатки преступности, говорили они, обнаруживаются ещё в раннем детстве, и доказательством тому служит, мол, пресловутые гены или то, что игры будущих преступников отличаются от игр «нормальных» детей.
Между тем, дети отображают в своих играх то, что видят и слышат. Если они видят только гангстерские фильмы, кровь и насилие, то нечего ждать, что из детей вырастут настоящие гуманисты и высокоразвитые личности. Если, например, в 50-х годах Ку-клукс-клан вполне легально вербовал своих членов среди 5-6 летних белых американских детей, прививал им нацистскую идеологию и теорию «неограниченного насилия», то можно ли было надеяться, что в играх этих ребятишек не будет имитаций суда Линча, драк и издевательств над чернокожими сверстниками?