Россияне подсели на акции магазинов

Соотечественники перестают экономить на еде, но все больше зависят от промоакций магазинов, свидетельствуют данные социологических исследований
Число соотечественников, экономящих на продуктах питания, снижается. Эксперты Sberbank CIB выяснили, что в первом квартале этого года доля экономящего на еде населения сократилась на 6% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), до 64%. Стало меньше и тех граждан, кто при выборе товара ориентируются на более низкие цены — с 73% до 71%.
Средний класс не экономит
Как говорится в исследовании «Потребительского индекса Иванова» («Ивановыми» специалисты считают представителей среднего класса), чаще всего россияне экономят, пользуясь акциями, скидками и т.п. На них «подсели» 59% респондентов. До абсолютного рекорда подскочило число соотечественников, посещающих магазины «исключительно» ради рекламных предложений — их 49%.
Гид покупателя. Советы, которые помогут сэкономить в магазине
«Мы считаем, что российские потребители стали в некотором роде зависимы от рекламных предложений. Это происходит не только из-за спроса, но и из-за предложения», — отмечается в исследовании.
За первый квартал «Иванов» тратил 38,1% своих доходов на еду, в прошлом году — 37,7%. Как отмечают эксперты, к стандартам расходов, какие были в 2013 году, россияне возвращаться не собираются. Если зарплату представителю среднего класса поднимут на 1000 рублей, то на еду он потратит только 18% дополнительного дохода, 14% — на одежду и товары для дома (сейчас — 16% от дохода), 13% — направит на накопления (сейчас — 7%).
Любопытно, что снижение числа экономящих на продовольствии граждан в начале года зафиксировал исследовательский холдинг «Ромир». В материалах социологов говорится, что население адаптировалось к экономическому кризису и научилось отказываться от радикальных способов преодоления финансовых сложностей. Если в 2016 году число соотечественников, готовых экономить даже на продуктах первой необходимости, составляло 66%, то в декабре 2017 года — всего 48%.
«В конце 2017 года восприятие россиянами экономической ситуации в стране значительно изменилось. Причем в лучшую сторону. По состоянию на конец прошлого года о своих ощущениях, что страна пребывает в кризисе, заявили 40 процентов респондентов, тогда как в начале 2016 года таких ответов насчитывалось 71 процент», — подчеркивается в исследовании.
Быстрая музыка и желтые ценники. Как нами манипулируют в супермаркетах.
При этом респонденты холдинга жалуются на рост цен. «Чаще, чем в среднем по выборке, на подорожание товаров и услуг жаловались респонденты старше 60 лет, россияне с низким доходом, жители мегаполисов», — отмечается в обзоре.
А личная инфляция соотечественников в прошлом году, по данным «Ромир», оказалась ниже официальной. И это как раз благодаря участию в промоакциях.
По магазинам
Еще одна интересная цифра — 24% потребителей большую часть покупок делают в одном магазине, но при этом заглядывают в другой, чтобы купить продукт со скидкой. Доля таких «ходоков» по нескольким торговым точкам практически не меняется — в четвертом квартале прошлого года их так же было 24%, а годом ранее — 25%.
54% респондентов «Индекса Иванова» ходят по разным магазинам время от времени.
А в исследовании X5 Retail Group говорится, что покупатели уходят из магазинов формата «у дома» в более премиальные сегменты. Аналитики считают, что это свидетельствуют об улучшении потребительской уверенности. При этом в первом квартале этого года покупатели оставались рациональными и высокочувствительными к промоакциям.