Ефремов Иван Владимирович
Ефремов И. В. Подписчиков: 195

Как заставить работать УК в сфере ЖКХ?

1 435 дочитываний
316 комментариев
Эта публикация уже заработала 136,40 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее значимых отраслей. Оно охватывает все социально-экономические аспекты обеспечения, сохранения и нормального протекания жизни в населённых пунктах.

В масштабах страны основной задачей развития жилищно-коммунального хозяйства является разработка и совершенствование методов и комплекса мероприятий системы жилищно-коммунального обеспечения с учётом нынешних условий развития современного рынка. В связи с этим приоритетными направлениями в жилищно-коммунальной сфере являются повышение качества жизни населения посредством повышения качества и надёжности жилищно-коммунальных услуг и обеспечения их доступности для населения.

Я расскажу, о ключевых аспектах взаимодействия собственников жилья в МКД с управляющими компаниями: какие конфликтные ситуации чаще всего возникают, как они разрешаются в претензионном и судебном порядке, кому жаловаться на бездействие управляющей компании и как это правильно сделать.

Ключевые аспекты взаимодействия собственников МКД с управляющей компанией

Часто между управляющими компаниями (далее по тексту - УК) в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - ЖКХ) и собственниками многоквартирного дома (далее по тексту - МКД) возникает много противоречий и споров, а именно: ненадлежащее содержание и ремонт общего имущества МКД, ненадлежащее оказание жилищно-коммунальных услуг, бездействие и не принятие мер на обращения собственников МКД.

Большинство жильцов многоквартирных домов годами платит достаточно приличные суммы УК и при этом совершенно даже не вникают и не знают обязанностей, возложенных на УК действующим законодательством. Такое незнание и неосведомленность, как правило, приводит к тому, что УК недобросовестно исполняет свои обязанности по управлению МКД. А вот если собственник будет обладать знаниями и пониманием, что входит в обязанности УК, это поможет отстаивать свои законные права и интересы при некачественном оказании жилищно-коммунальных услуг УК.

Необходимо не забывать, что отношения, которые складываются между собственниками в МКД и УК регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ). Кроме того, как и для других видов услуг, в жилищно-коммунальной сфере распространяются действия определенных и специальных норм и правил, а именно: это Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые утверждены Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 г.; Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с нарушением сроков, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. Указанные нормативно-правовые акты, а также некоторые другие акты являются правовой базой, в соответствии с которой собственники и управляющая компания заключают договор управления.

В соответствии со статьей 162 ЖК РФ, договор управления МКД должен содержать подробный перечень услуг и работ по содержанию общего имущества дома, а также коммунальных услуг, предоставляемых УК. И если эти услуги предоставляются не в полном объеме, ненадлежащего качества, либо с нарушением обязательных сроков, собственники могут предъявить УК претензию.

Любая деятельность по управлению МКД имеет определенные цели и задачи, так управление МКД осуществляется в целях обеспечения:

  • благоприятных и безопасных условий проживания граждан;
  • надлежащего содержания общего имущества в МКД;
  • решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком МКД.

Хотя при этом очень часто УК создаются исключительно из корыстных коммерческих побуждений для получения прибыли, а не для того, чтобы реально помогать собственникам следить и поддерживать в надлежащем состоянии МКД. Жильцы сталкиваются с бездействием управляющей компании ЖКХ в завидным постоянством. Отсюда и огромное количество вопросов юристам: «Как написать жалобу на управляющую компанию?» «Как подать в суд на управляющую компанию ЖКХ?» и др.

Если вы являетесь собственником жилого помещения в МКД, то по логике вещей вы должны быть заинтересованы в том, чтобы УК качественно и добросовестно осуществляла свою деятельность по управлению МКД. На практике же вся бурная деятельность обычно ограничивается эмоциями. Основная масса собственников вообще ссылаются на то, что: не разбираются в этом, нет времени на это, да и попросту бесполезно всё это, но все же есть единичный процент тех, кому действительно не безразлично текущее положение вещей. Такие люди занимают более решительную и настойчивую позицию, обращаясь напрямую в УК, разъясняя свою позицию и выставляя те или иные обоснованные претензии, аргументируя свои требования, приводят факты и доводы.

Наверное, каждый собственник задавался хоть раз вопросом, а почему МКД содержится в таком ненадлежащем состоянии, качество оказания коммунальных услуг также вызывает массу вопросов.

Только не всегда собственник МКД обладает достаточными познаниями и умением в области ЖКХ, а также не совсем представляет весь алгоритм действий как поступить, в той или иной ситуации – как написать жалобу на управляющую компанию, как подать иск и т.д.

Как заставить работать УК в сфере ЖКХ?

Бездействие управляющей компании – что делать?

Рассмотрим самый простой претензионный порядок разрешения назревших проблемных вопросов между жильцами МКД и управляющей компанией в досудебном порядке, который может быть осуществлен следующим образом.

Запишитесь по телефону на встречу и лично расскажите руководителю УК, заранее подготовьте вопросы, какие именно претензии у вас к УК с приведением доводов и аргументов, чтобы не быть голословным. Так, вы можете самостоятельно (к примеру, если имеется совет МКД и председатель совета МКД) обследовать результаты проведенного ремонта вашего дома, в случае недочетов, зафиксировать недостатки проведенных работ и составить соответствующий акт, к нему приложите обязательно фотографии с разных ракурсов. Бывает и так, что руководитель УК не владеет реальной обстановкой и положением дел, слепо доверяя отчетам своих подчиненных. Необходимо помнить и это важно, что итогом личного обращения должно быть официальное и документально подтвержденное намерение исправить ситуацию и решить проблемный вопрос.

В случае, если руководство УК отказывается идти на диалог и всячески избегает встреч, пишите письменную претензию. Напомним, что она составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в УК, а второй с отметкой (дата, № входящий) о принятии официальным лицом остается у заявителя. Подать претензию имеете право, как в письменной форме (лично), так и в электронной форме через официальный сайт УК (интернет-приемную), где также должна быть информация с адресом электронной почты.

Следует помнить, что исходя требований Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов», где исполнитель (УК) обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа. Поэтому если жильцом написана жалоба на управляющую компанию ЖКХ, ответ обязательно должен быть получен.

Итак, в жилищно-коммунальной сфере два основных контрольных органа - Государственная жилищная инспекция и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Как написать жалобу на управляющую компанию в жилинспекцию и прокуратуру?

Основные функции по надзору и контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства бесспорно лежат на государственной жилищной инспекции. Для начала составляйте заявление (жалобу) в государственную жилищную инспекцию (приложите к заявлению (жалобе) копию обращения в УК или скриншот). Государственная жилищная инспекция в течение 30 дней должна сформировать комиссию и направить ее для проверки указанных в обращении нарушений. Если доводы и факты подтвердятся, то УК будет привлечена к административной ответственности.

Реалии жизни таковы, что порой и проверки государственной жилищной инспекции не приносят желаемого результата, а УК продолжает бездействовать и нарушать ваши права, в таком случае не затягивайте с решением, обжалуйте в прокуратуру действия (бездействия) и не принятия мер государственной жилищной инспекции.

Согласно Федеральному закону № 2202-1 «О Прокуратуре в РФ» от 17.01.1992 г. прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением других законов. В рамках этого направления своей деятельности она должна проверять работу государственных органов, должностных лиц и коммерческих организаций. Своим заявлением в прокуратуру сигнализируете о нарушении действующего законодательства, которое выражено в бездействии не только УК, но и контролирующего надзорного органа в сфере ЖКХ (государственной жилищной инспекции).

Обратиться в прокуратуру также можно тремя способами: первый это - личный прием у прокурора (он занесет ваши претензии и доводы в карточку), второй это – через интернет-приемную, и третий это – заказным письмом через почту России.

Как показывает практика и личный опыт, о результатам прокурорской проверки обязательно выносится представление или постановление в отношении УК.

Разрешение проблемных вопросов в судебном порядке

Рассмотрим основные аспекты разрешения проблемных вопросов в судебном порядке.

Собственники многоквартирного дома являются потребителями коммунальных услуг, а также услуг по эксплуатации, содержанию и ремонту общего имущества. И они могут защищать свои права всеми легальными способами, в том числе, через суд. И это, пожалуй, самый эффективный способ, но не всегда приносящий желаемый результат. Помните, что бездействие УК нарушает права жильцов, вытекающие из Закона РФ «О защите прав потребителей», а также договора управления МКД. Согласно процессуальному законодательству с иском о защите прав потребителей могут обратиться как отдельные граждане, так и их общественные объединения (например, совет МКД).

Дела о защите прав потребителей рассматриваются в суде (в зависимости от цены иска). Иск может быть подан как по месту нахождения МКД (истца), так и по месту нахождения УК (ответчика). Составляется он в письменной форме, в двух экземплярах (копия для ответчика) с приложением всех имеющихся письменных доказательств.

Главное при написании иска - четко сформулировать свои требования.

В суде вам предстоит доказать, что УК обязана была выполнить ту или иную услугу (доказывается договором), но не сделала этого, либо сделала, но с нарушением установленных законом требований к качеству этой услуги, либо сроков ее исполнения (акты комиссий, экспертизы, фотографии). Также в предмет доказывания входит факт обращения в УК, как исполнителю услуг с просьбой устранить допущенные ей нарушения (письменная претензия, государственную жилищную инспекцию, обращение в прокуратуру).

Если представленных сторонами письменных и других доказательств недостаточно, суд может назначить строительную или иную экспертизу.

Затем суд выносит решение. Если оно в вашу пользу, УК обязана его исполнить, а также (если вы об этом просили) возместить все судебные расходы.

Таков алгоритм действий, направленных на то, чтобы заставить эффективно работать УК. Бороться за свои права можно и это похвально, но порой проще расторгнуть отношения с недобросовестной УК и передать дом в управление другой организации. Решение об этом принимается собственниками на общем собрании многоквартирного дома.

Из личного опыта могу порекомендовать собственникам в МКД, обязательное условие для эффективного взаимодействия с УК – это организация инициативной группы, далее проведение общего собрания собственников в МКД с целью: принятия решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме и принятия решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 ЖК РФ, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Актуальная ли затронута проблема в данной публикации

Проголосовали: 149

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

316 комментариев
Понравилась публикация?
13 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 316
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Хорошая публикация.Но практически борьба с ветряными мельницами.

+44 / -3
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
27.06.2018, 11:33
Ставрополь

В статье настолько общая информация, что в результате на практике не отвечает за исполнение своих функций ни жил. инспекция, ни прокуратура, а суды просто футболят и мурыжат( Пройдено, проверено, безрезультатно Их всех там организовали не с целью помощи населению и кормят за это неплохо Зачем конфликтовать и ставить свое теплое местечко под удар?

+36 / -1
картой
Ответить

Годами можно писать жалобы , получать отписки и подшивать их в папочку...

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Проверено, так и есть.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Каааак? Да ЖЭКА РЭФЭ и полоумные правила к нему сжечь на Красной Площади, а инициаторам лохотрона в жилищно-криминальной сфере бесплатные путевки в Сибирь.

+26 / -3
картой
Ответить

Спасибо за доверие, но кормите своих лохотронщиков сами. В Сибири своих дельцов хватает, к тому же и природные ресурсы высасываются в пользу Москвы. И не надо считать Сибирь отхожим местом для столичного региона. Пусть каждый вдыхает пары собственного производства.

+15 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

А с чего Вы решили,что все идет в Москву? Все идет в карманы чиновникам и правительству. Мы тоже здесь, не как сыр в масле катаемся.

+6 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

Людмила РПишет 26.06.2018 в 21:42
Каааак? Да ЖЭКА РЭФЭ и полоумные правила к нему сжечь на Красной Площади, а инициаторам лохотрона в жилищно-криминальной сфере бесплатные путевки в Сибирь.

Опять у этой Людмилы Р. из г. Москвы( она же Гражданин РФ пол. жен.) одни лозунги и призывы!!! Ничего конкретного для воплощения её стенаний и кликушеств в жизнь... Выпускание пара на кухне и ничего более...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я очень за вас всех рада, только одного понять не можете, что талмуд ЖК РФ писан не для Москвы или Сибири, а для всей России-матушки, также и полоумные правила к нему. Ведь никто даже не удосужился ознакомиться с этими детективным бульварным чтивом, а кричите все во все горло, даже не вдаваясь в подробности, что идиотов сделали из всех.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Господин Рыльков, идите учите арифметику, у меня не лозунги, а четкое разъяснение за кого держит моих сограждан жилищно-криминальный спрут.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)

Публикация познавательная,но бороться надо сообща,а не одному.Берутся деньги за текущий ремонт,в год 12000,а ремонта не проводится и все молчат.

+26 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

А я вам еще рас скажу, в сто первый раз, никаких мутантов под название соПственник "жилья", в правовом поле не существует. И никаких отношений с т.н. УК у меня нет и быть не может. А вы все клюнули не лохотрон и тему замусолили до "нЕльзя"

+13 / -7
картой
Ответить

Людмила Р., опять фулиганите...не по понятиям - это.

+9 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Возьмите в руки ЖЭКА РЭФЭ и сами увидите, что соПственники "жилья" есть только в малограмотной аббревиатуре ТСЖ, а в МКД имеются собственники помещений как жилых, так и нежилых, жилых помещений два вида - это отдельная квартира да комната в коммуналке. Нафулиганили создатели талмуда ЖК РФ и полоумных правил к нему, в последних заголовки будто шизофренники сочиняли. Я уже не единожды цитировала это безумие.

+11 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Собственники нежилых помещений - это комерсы... их надыть доить.

Людмила, к чему вы клоните...

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

ПавелПишет 29.06.2018 в 20:07
Собственники нежилых помещений - это комерсы... их надыть доить.

С какой стати-то? Собственники нежилых помещений имеют такие же права и обязанности, как и собственники жилых помещений.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Людмила РПишет 29.06.2018 в 19:31
Возьмите в руки ЖЭКА РЭФЭ

А кто он такой, этот "ЖЭКА", о котором Вы всё время талдычите? Родственник Ваш? А "РЭФЭ" - это "ЖЭКина" фамилия?!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)
Показать комментарии (316)

Давайте объединимся и подадим коллективный иск! Эта проблема есть в любом МКД, где установлен общедомовой электросчётчик

В нашем МКД стоит общедомовой счётчик не только на отопление и горячую воду, но и на общий счётчик на потребление электроэнергии. То есть, его показания складываются из суммы показаний ВСЕХ электросчётчиков,

Минстрой хочет брать деньги с «‎жалобщиков»‎, если в ходе проверки УК/ТСЖ нарушение не подтвердилось — и другие грядущие новинки в сфере ЖКХ

2 ноября в Калининграде завершился V Всероссийский форум контрольных органов. На нем был озвучен ряд интересных инициатив, в том числе в коммунальной сфере. Одни из них уже начнут работать в следующем году,...

Давайте объединимся и подадим коллективный иск! Эта проблема есть в любом МКД, где установлен общедомовой электросчётчик

В нашем МКД стоит общедомовой счётчик не только на отопление и горячую воду, но и на общий счётчик на потребление электроэнергии. То есть, его показания складываются из суммы показаний ВСЕХ электросчётчиков,

Как увеличить квартиру почти в два раза за счет перепланировки — и признать это законным в суде

Гораздо чаще перепланировки признаются судами незаконными. Но бывают и совсем другие, довольно удивительные случаи. Вот одно из таких дел, на примере которого можно понять, какие факторы важны,...

Оплата деятельности старшего по дому.

Ситуация: многоквартирный дом в домоуправлении Управляющей компании. Известно, что представлять интересы жителей выбирают старшего по дому. Как обстоят дела с оплатой деятельности старшего по дому.

А так было можно? В Нижнем Новгороде возвели многоквартирный дом на дачном участке

Насколько я знаю, у будущих собственников потом порой очень часто возникают проблемы с оформлением такой недвижимости в собственность, а именно - с присвоением индивидуального кадастрового номера квартире.
00:17
Поделитесь этим видео

Частный детсад в квартире разделил соседей на два лагеря: одни были «‎за»‎, другие «‎против»‎. Но выселить садик не удалось даже через суды

В многоквартирных домах нередко возникают споры между жильцами. Так произошло и в одном из домов Новосибирска, где появление частного детского сада в жилой квартире вызвало негодование части жильцов.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы