Жукова Анастасия Сергеевна
Жукова А. С. Подписчиков: 81

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента в 2018 году

54 дочитывания
27 комментариев
Эта публикация уже заработала 4,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В настоящее время особую актуальность приобрел такой вопрос, как проявление должной осмотрительности при выборе контрагента. В 2018 году для этого есть масса эффективных инструментов.

Только собрав полный комплект документов на потенциального партнера, организация сможет доказать, что предприняла все достаточные и разумные действия при выборе поставщика, покупателя или исполнителя. А также это поможет минимизировать риски доначислений в споре с налоговыми органами как на этапе административного обжалования акта проверки, так и в суде.

Избежать любых неприятностей поможет должная осмотрительность при выборе контрагента.

2018 год: какие документы можно затребовать у контрагента

Выбор контрагента при заключении договора – это очень важный шаг. Довольно часто налоговые инспекторы обвиняют фирмы в получении необоснованной налоговой выгоды, в том, что они создают схемы бестоварной реализации продукции через технические компании.

Основным аргументом налоговиков становится отсутствие у фирмы доказательств того, что она проявила должную осмотрительность в ходе преддоговорной проверки контрагентов.

Например, отсутствие деловой переписки и иных документов, подтверждающих общение с потенциальными бизнес-партнерами на этапе согласования сделки.

Поэтому каждая компания должна уделять особое внимание преддоговорной проверке своих партнеров, поставщиков, подрядчиков и т.д.

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента в 2018 году

Этапы проверки контрагентов

Практика показывает, что целесообразно проводить такую проверку в несколько этапов:

1 этап. Запросить у компании заверенные копии учредительных документов

Как правило, это стандартный пакет, в который входят:

  • свидетельства ОГРН и ИНН;
  • действующая редакция устава;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя: решение или протокол о назначении, приказ о вступлении генерального директора в должность, приказ о продлении его полномочий;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • лицензии, допуски СРО, если компания ведет регулируемые виды деятельности;
  • доверенность на представителя, если он подписывает договор.

Стоит отметить, что любая фирма может самостоятельно получить сведения из ЕГРЮЛ на своего контрагента через сайт ФНС России.

Дополнительно к указанному списку документов организация может запросить у своего потенциального партнера:

  • бухгалтерскую и финансовую отчетность за последний год,
  • копию банковской карточки с образцами подписей и оттиском печати.

Данные документы в случае спора с налоговым органом усилят позицию компании, ее доводы о проявлении должной осмотрительности.

2 этап. Проверить компанию через специальные сервисы

Большинство таких сервисов предоставляет ФНС России. Это, к примеру, реестры адресов массовой регистрации, дисквалифицированных лиц, сведений о лицах, в отношении которых суд установил факт невозможности участия в организации.

Проверить контрагента можно через «Вестник государственной регистрации». В нем размещаются сведения о предстоящем исключении недействующих юрлиц из госреестра.

Можно воспользоваться сайтами судов, ФССП, Федресурсом, где отражены юридически значимые сведения о фактах деятельности компаний и ИП, информация о банкротствах, а также реестром недобросовестных поставщиков.

Практика судов подтверждает, что проверка контрагента через официальный сайт ФНС России доказывает должную осмотрительность налогоплательщика (например, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 23 августа 2017 года № Ф 08-5352/2017).

Следует отметить, что на 1 августа 2018 года запланировано начало работы сервиса ФНС России «Прозрачный бизнес». Данный сервис станет еще одним инструментом проверки контрагентов. С помощью этого сервиса организации узнают суммы недоимок и задолженности своих контрагентов по пеням и штрафам, получат данные о налоговых правонарушениях, среднесписочной численности их сотрудников.

3 этап. Проанализировать информацию о компании, размещенную в интернете, проверить ее деловую репутацию.

Решая вопрос о начале сотрудничества с новой организацией, целесообразно посмотреть ее официальный сайт, рекламу, получить отзывы и рекомендательные письма от ее партнеров. В том числе полезно изучить информацию о наличии опыта выполнения аналогичных договоров, проверить деловую репутацию и платежеспособность контрагента (Постановления 9 ААС от 21 мая 2018 года № 09 АП-18025/2018, АС Западно-Сибирского округа от 15 марта 2018 № Ф 04-281/2018).

Все действия лучше зафиксировать документально. Например, сделать скриншоты интернет-страниц официального сайта, указав даты, когда проводился мониторинг.

4 этап. Воспользоваться специальными программами

Плюсы такой проверки – оперативность и наглядность информации о контрагенте, которая представлена в виде единого отчета. Специальные программы дополнительно показывают связи компаний, их руководителей, что также является безусловным плюсом.

Правомерность проверки будущих бизнес-партнеров именно таким способом подтверждают суды: постановления 16 ААС от 25 апреля 2018 года № 16 АП-989/2018, 15 ААС от 6 июля 2017 года № 15 АП-2456/2017.

5 этап. Получить дополнительные сведения о компании-контрагенте

Налоговые органы и суды, обнаружив у организации признаки фирмы-однодневки, проверяют наличие у нее трудовых и материальных ресурсов, подтверждающих, что компания реально существует и может выполнить собственными силами свои обязательства по сделке.

Если вы хотите подтвердить, что при выборе контрагента проявили должную осмотрительность, то целесообразно запросить у потенциального партнера:

  • справки о численности сотрудников для подтверждения трудовых ресурсов;
  • копии договоров аренды;
  • свидетельства о собственности;
  • выписку из ЕГРН для подтверждения материальных ресурсов.

Если такие документы от контрагента получить не удалось, а позже выяснилось, что он не имеет необходимых ресурсов, добросовестный налогоплательщик может привести следующий действенный аргумент в свою пользу: отсутствие у предприятия собственных производственных, кадровых ресурсов само по себе не свидетельствует о фиктивном характере операций. В таком случае у организации остается возможность привлекать необходимые мощности от сторонних компаний.

В отсутствие иных доказательств необоснованная налоговая выгода судом не подтверждается (постановление 9 ААС от 21 марта 2018 года № 09 АП-7457/2018).

Практика показывает, что контролеры, выявляя технические компании, проводят обследование юридических адресов, чтобы подтвердить отсутствие офиса фирмы по адресу регистрации.

Поэтому при посещении офиса контрагента целесообразно сделать фотографии его внутренних помещений и вывесок, где были бы видны наименование организации и другие идентифицирующие ее признаки, а также фото бизнес-центра, в котором расположен офис.

В случае спора главный довод налогоплательщика – это факт расположения компании по указанному адресу в период действия договора. Весомость такого аргумента подтверждается в постановлении 12 ААС от 17 августа 2017 № 12 АП-8472/2017.

6 этап. Проанализировать товарный рынок и коммерческие предложения на нем

В письме от 23 марта 2017 года № ЕД-5-9/547@ ФНС России подчеркнула, что проявление должной осмотрительности при выборе контрагента докажут документы, подтверждающие результаты мониторинга налогоплательщиком соответствующего товарного рынка, оценку потенциальных партнеров, обоснование выбора конкретной организации.

Поэтому принимая решение о сотрудничестве, целесообразно исследовать товарный рынок, ценовые предложения на нем. А результаты такого анализа зафиксировать в письменной форме. Это подтвердит экономическую целесообразность принятого решения о сотрудничестве с конкретной фирмой.

Как правило, налоговые органы анализируют порядок выбора контрагентов, которым пользовался налогоплательщик, оценивают коммерческую привлекательность заключаемых сделок.

7 этап. Сформировать итоговый отчет о проверке контрагента

Главное правило при подтверждении вашей должной осмотрительности – это документальная фиксация всех действий по проверке потенциального контрагента.

Нормативных требований к оформлению результатов проверки фирм нет. Какие документы вправе требовать контрагент при заключении договора, описано выше.

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента в 2018 году

Как оформить отчет о проведении проверки?

В глазах налоговиков плюсом вашей организации будут наличие:

  • локального акта, регулирующего вопросы проверки контрагентов,
  • утвержденной формы документального оформления итогов проверки.

Например, это может быть отчет о проверке контрагента. Результаты проверки можно отразить в юридическом заключении с выводом о целесообразности и безопасности дальнейшего сотрудничества с определенной организацией и оценкой возможных рисков.

Приложением к отчету о проверке или юридическому заключению являются все составленные и полученные в ходе проверки документы, скриншоты, фотографии, деловая переписка сторон, подтверждение личных контактов с сотрудниками фирмы-контрагента.

27 комментариев
Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 27
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Конкретный бред. Государство опять перекладывает свои обязанности и функции на людей, читаем ИП и ЮЛ. Накой х... нужны все эти штаты сотрудников полиции по борьбе с преступностью в сфере экономики? Такие же функции есть и в специальных отделах ФСБ и в других спец.службах????? Ан нет!!! Налоговой прямое указание рвать налоги любой ценой. У моего приятеля ИП тоже, под этим соусом налоговая хотела отжать 2500000 руб. Я отправил в налоговую письмо с просьбой разъяснить чистоту или добропорядочность одной фирмы. Ответ "МЫ ТАКИХ СВЕДЕНИЙ НЕ ДАЕМ ПО ЗАКОНУ" Мы сами не знаем!!!!! Зарегистрированы в законном порядке вот и все что они могли сказать. Если Вы не знаете про фирму и информации не даете какого х... требуете от нас?????? В общем утерлась налоговая.

+22 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Какая дурость!!! Тот, кто это писал, видимо, никогда не работал на действующем предприятии! Когда тебе менеджеры пачками приносят реквизиты компаний, с которыми СРОЧНО нужно сделать договор, потому что они уже договорились, уже идёт сотрудничество, проходить все эти этапы, да ещё и отчёт по ним писать, просто нет времени! А чтобы сидеть и таким образом проверять контрагентов, это надо одного контрагента в месяц иметь, а не 100-150, как часто бывает! И ведь сколько лет уже требования предъявляют, а законодательно их не закрепляют!!! Вопрос - почему?!

+16 / 0
картой
Ответить

Минимум, сведения о контрагенте на сайте ФНС проверить можно и нужно! И для этого совсем немного времени потребуется (минут 10-15, с учетом просмотра сведений).

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

У нас стоит программа 60тр в год

0 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Уважаемая Инна Валентиновна! Статья - не дурость. Во-первых, Ваша точка зрения кардинально изменится, когда компания получит акт ВНП с миллионными доначислениями, в том числе за работу с техническими компаниями. И одним из доводов налоговиков будет отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагента.

Во-вторых, если компания большая, то и штат юристов соответствующий. И явно найдется в нем один специалист, который сможет потратить час рабочего времени на проверку контрагентов. Я работатала "на действующем предприятия" и знаю, что минимальная проверка контрагента займет 10-15 минут, как Вам уже и сказали. В-третьих, если предприятие большое и работает с большим количеством компаний, то у него найдутся в бюджете средства на установку платного сервиса для проверки контрагентов для экономии Вашего времени. В такой программе, зная ИНН компании, Вы получите все сведения о ней за 10 секунд. Удачи Вам в работе и при налоговых проверках.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Вы не поверите! Все что написано в статье пошагово мы делаем. Причем уже очень давно. У нас в штате есть безопасник, который разъезжает по адресам регистрации "нашего" контрагента, берет у арендодателя, который сдал офис "нашему" контрагенту заверенную копию договора (копии договора аренды от контрагента не верим) фотографирует офисные помещения и здание с адресом.

Однако "наш" контрагент (проработали с ним более 3-х лет), тщательно проверенный на ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, не сдал декларацию по НДС, переоформил фирму на сомнительную фирму, заявил письменно в налоговых органах, что фирма оформлена для "отмывания НДС", помахал нам ручкой, прихватив очень приличный аванс. Налоговики заставили нас заплатить НДС, по фактически выполненным работам, восстановить НДС по выплаченным авансам. Контрагенту же пожали руку за сознательность!

Почему контрагента не привлекли за мошенничество?! Или нам этим заниматься?

+15 / 0
картой
Ответить

Что то подобное было у нас зима 18. Предоставили видеозапись подписания договоров, говорили что он машенник,налоговая требовала что бы мы отозвали сф по этим договорам. Допрашивали меня и бух. раз 5. Мы на своем сказали что будем судится. Итог 2 месяца трепали нервы потом отстали. Им безраздницы с кого деньги содрать с него или с нас

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ничего не понял😝

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Пора в фирмах создавать свои разведки, контрразведки. следственные комитеты и т.п.

+13 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Теперь предприниматель должен заниматься частно-розыскной деятельностью, доказывая свою осмотрительность, вместо того, чтобы что-то предпринимать, зарабатывать деньги и платить с них налоги в бюджет?

+8 / 0
картой
Ответить

Налоговая ищет повод отказать вам в ваших деньгах (возврате НДС)

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (27)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы