Сальников Анатолий Александрович
Сальников А. А. Подписчиков: 9493
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 22.8к

Как отказаться от дачи показаний по ст. 51 Конституции РФ?

1 704 дочитывания
78 комментариев
Эта публикация уже заработала 153,26 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Любой человек имеет право не свидетельствовать против себя и своих близких – статья 51 Конституции РФ регламентирует это право. Также Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Это право, на мой взгляд, наиболее актуально в административном и уголовном процессах, особенно в уголовном, где на кон подчас поставлена свобода и дальнейшая судьба человека.
Рассмотрим отказ от дачи показаний по ст. 51 Конституции РФ в уголовном процессе.

Начиная с того момента, как человека вызвали в полицию для дачи объяснений по материалам проверки, проводимой в отношении него, он может воспользоваться этим правом и не давать никаких пояснений. И позже на допросах в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, человек может продолжать пользоваться этим правом.

Так нужно или не нужно это делать? Хорошо это или плохо? И когда вообще таким правом лучше пользоваться, а когда лучше про него забыть?

Когда лучше воспользоваться правом не свидетельствовать против себя

На мой взгляд, если человек уверен в том, что против него нет никаких доказательств, то, конечно же, лучше воспользоваться правом не свидетельствовать против себя с самого начала. Поскольку, дав признательные объяснения, а впоследствии – показания, человек сам подскажет следствию, где найти доказательства своей вины. И тогда будет приговор.

А вот если в деле имеются неоспоримые доказательства вины человека, то лучше, конечно, этим правом не пользоваться, а с самого начала дать признательные объяснения, потому что в дальнейшем в приговоре они будут расценены, как явка с повинной.

Этим человек добьется смягчающего обстоятельства – активное способствование раскрытию и расследованию преступления.

Хотя и явка с повинной, и активное способствование раскрытию и расследованию преступления предусмотрены одним и тем же пунктом статьи 61 УК РФ, но нужно помнить, что дача показаний является так же одним из способов защиты человека

Как отказаться от дачи показаний по ст. 51 Конституции РФ?

Как пользоваться статьей 51 статьей Конституции РФ

Если у подозреваемого есть алиби, например, в момент совершения преступления его видели в другом месте, причем масса человек, то понятно, что в этом случае ни о какой статье 51 Конституции речи идти не может.

Кроме того, этой статьей можно воспользоваться как угодно и в любой момент. Например, дать показания о своей невиновности, привести доказательства этому, а потом, на дополнительные вопросы следователя можно не отвечать, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ.

Мне известен случай, когда человеку, благодаря именно статье 51 Конституции РФ удалось избежать суда.

Истекали сроки давности привлечения к уголовной ответственности, человек все время пользовался ст. 51. А под конец, при ознакомлении с материалами уголовного дела он заявил ходатайство о его дополнительном допросе, указав, что желает дать показания. На дополнительном допросе в качестве обвиняемого он выдал много фактов, которые следователь обязан был проверить. Пока шла проверка, сроки давности к уголовной ответственности истекли.

И я сам, и, полагаю, многие из моих коллег-адвокатов пользуются этой статьей в судебных заседаниях с технической точки зрения. Например, когда прошло много времени, подзащитный не помнит деталей и, пользуясь положениями ст. 51, отказывается давать показания. В таком случае в судебном заседании оглашаются показания, данные им на предварительном следствии.

В каждом конкретном случае необходимо тщательно анализировать ситуацию, прежде чем отказываться от дачи показаний, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ.

Также у многих возникают вопросы, может ли свидетель воспользоваться ст 51 Конституции РФ и не давать показания против своих родственников.

Ответим: все те моменты, о которых говорилось выше, можно смело отнести и к тому случаю, когда человек свидетельствует не против себя, а против своих близких родственников.

78 комментариев
Понравилась публикация?
10 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Сальников Анатолий Александрович
Комментарии: 78
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

У нас по делу о поджоге моей машины, на видеорегистратор соседней попали 2 человека. Одного я опознал. Они со своим адвокатом прикрываются ст. 51 и "ехидно" улыбаются - мол доказывайте что это я. Он вообще по делу как свидетель проходит!!! Уже полгода мы пытаемся доказать, что это 100% он! Следствие говорит, что не достаточно доказательной базы! Мы и машину вычислили сами по камерам на которой они скрылись - у них номера видите ли не "читаются" ! Полиция вообще может что-то ?!? Как вообще тогда преступления раскрываются??? Пока за руку не приведёшь преступника с повинной?

+18 / 0
картой
Ответить

для начала - телега в прокуратуру, потом в следственный комитет, затем дать интервью в программе ЧП, а также в другой , где любят "жареные" факты, запустить ролик в ютуб и ваши менты, т.е. понты, ну , в общем - бездельники в погонах, закрутятся со следствием как ужи на сковороде

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

АлександрПишет 21.07.2018 в 12:21
закрутятся со следствием как ужи на сковороде

дожидайтесь

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
23.07.2018, 04:32
Южно-Сахалинск

Приведешь, и что толку???

У меня угнали машину. Через девять месяцев сама нашла, вызвала. ГАИ. Дело было около 18 час.

Объяснения записывали до - 2 часов ночи А под конец говорят - мы машину Вам не отдадим, потому что задержанный является добросовестным покупателем, машину угнал не он.

Только мой звонок в службу Собственной безопасности УВД помог забрать мне мою машину.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Они могут только блогеров ловить в инете и заводить уголовные дела!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

прочитав статью, комментарии и мнения, прихожу к выводу, что и в гражданском процессе действует эта статья: ответчики дают ложные показания, предоставляют сфальсифицированные документы, а суд молчит и не дает никакую оценку этим действиям ответчика

+15 / 0
картой
Ответить
21.07.2018, 07:18
Ростов-на-Дону

Да.и творят, что хотят

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Бывает и такое! Увы! А ст. 51 Конституции не говорит о том, в каком именно процессе разрешается не давать показаний! Следовательно, и на гражданский тоже.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
23.07.2018, 04:28
Южно-Сахалинск

Суд спрашивает у ответчика: вы что же не помните. что писали в расписке. вы что, с закрытыми глазами ее писали? Тот отвечает: "Да. с закрытыми глазами".

И суд такое объяснение принял, в иске отказал. А иск был - о взыскании по расписке 4 000 000 руб.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

АллаПишет 23.07.2018 в 04:28
А иск был - о взыскании по расписке 4 000 000 руб.

Тут уже вопросы не к суду, а к психическому здоровью истца. Кто ж такие суммы по расписке дает?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ДенисПишет 25.07.2018 в 09:55
Тут уже вопросы не к суду, а к психическому здоровью истца. Кто ж такие суммы по расписке дает?

А к суду что ли нет вопросов с таким раскладом?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сальников Анатолий АлександровичПишет 25.07.2018 в 13:01
А к суду что ли нет вопросов с таким раскладом?

Абсолютно. Сомневаюсь, что дело было именно так, как рассказывается. Я бы тоже усомнился в реальности такой расписки.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ДенисПишет 26.07.2018 в 20:49
Абсолютно. Сомневаюсь, что дело было именно так, как рассказывается. Я бы тоже усомнился в реальности такой расписки.

Ну я тоже, допустим, впервые слышу, чтобы 4 миллиона дали просто так, по простой расписке, как червонец! Ну так сомненья чем-то подкреплять надо!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сальников Анатолий АлександровичПишет 26.07.2018 в 21:21
Ну так сомненья чем-то подкреплять надо!

Мне ли вам рассказывать про офигенную формулировку в решениях "не вызывает доверия" :)

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ДенисПишет 27.07.2018 в 06:59
Мне ли вам рассказывать про офигенную формулировку в решениях "не вызывает доверия" :)

Ну, да, согласен! Таких офигенных формулировок типа "...показания логичны и последовательны и не доверять им нет оснований..." или типа " к показаниям свидетеля суд относится критически, так как ранее с подсудимым они сорок лет назад провели один день в детском саду, следовательно, свидетель заинтересован в исходе дела..." я насмотрелся на своем веку! И что самое главное, когда им нужно они на это ссылаются, а когда им это не нужно, они про это забывают! И все нормально!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (9)

Правоохранительные органы боятся нарушить конституционные права преступников? А мои права как потерпевшего их не интересуют...

+13 / -1
картой
Ответить
21.07.2018, 08:59
Ростов-на-Дону

Это -точно....не пойму,зачем злить народ такими статьями? Большое количество людей сталкиваются с беззаконием в правоохранительных органах

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Наталья, эта статья опубликована в том числе для того, чтобы, не дай Бог на человека "не повесили" того, чего он не совершал! Это разве не беззаконие?

+6 / 0
Ответить

На меня уже вешали лет 10 назад... Соседка написала, типа того меня видели, а меня и в помине там и не было. Приехала группа ночью, загрузили отмудохали и все дела!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Александр, увы, у нас Система такая! Потерпевшие практически всегда остаются в проигрыше! Взять банальную кражу! Преступник украл у человека крупную сумму, потратил, затем его привлекли к уголовной ответственности, приговорили к лишению свободы, а деньги не вернули! Потерпевший предъявляет гражданский иск и преступник его потом гасит аж по целых сто рублей в месяц! Вы думаете, потерпевшие нужны праввохранительным органам? Вы думаете, что они работают на человека? Да как бы не так! Они сами на себя работают! Им, самое главное, чтобы дело прошло по суду, был приговор. А как и каким образом - им это глубоко боарабану! Хоть трава не расти! Пострадал потерпевший? Да и Бог с ним! Невиновный под суд пошел? Ну что ж, не повезло!

+16 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сальников Анатолий АлександровичПишет 21.07.2018 в 10:11
Потерпевший предъявляет гражданский иск и преступник его потом гасит аж по целых сто рублей в месяц!

ДВУМЯ РУКАМИ ЗА !!!

ДВА ГОДА НАЗАД МНЕ МАЛЬЧИК НА ДЖИПЕ ПОВРЕДИЛ

ЗАБОР, И УЕХАЛ! МАЛЬЧИКА Я УСТАНОВИЛ, СВИДЕТЕЛЕЙ НАШЁЛ, В ХОДЕ

СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ ИЗОБЛИЧИЛ !

Я НАИВНО ПОЛАГАЛ ,ЧТО ЭТО ВСЁ!

НЕТ НЕ ВСЁ! ОКАЗЫВАЕТСЯ Я СДЕЛАЛ РАБОТУ ПОЛИЦИИ! РОДИНА МАЛЬЧИКА НАКАЗАЛА, ЛИШИЛА ПРАВ НА ГОД! А ТЕПЕРЬ МНЕ НАДО ПОДАТЬ ИСК О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА И ОПЯТЬ ХОДИТЬ В СУД

ВЫСЛУШИВАТЬ НАДУМАННЫЕ ОСНОВАНИЯ О ПЕРЕНОСЕ СЛУШАНИЙ ПО ХОДАТАЙСТВУ АДВОКАТА

МАЛЬЧИКА И ТД И ТП......

+16 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
21.07.2018, 10:33
Ростов-на-Дону

Анатолий,все верно Вы пишете.а ведь правоохранительные органы ,по сути своей, должны защитить не виновных ("моя милиция меня бережет"),а не вешать дела, штрафы,подбрасывать пакетики с наркотой и т.д. Получается,надо заводить семейного адвоката и жить с ним,чтобы защищаться от полиции,прокуратуры,мошенников,рейдеров и т.д.

+9 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Совершенно верно, Наталья! Я сам - выходец оттуда! https://advo-s.ru/. Это - мой сайт. Посмотрите! Именно поэтому, как только подошла выслуга, я ни дня там не задержался, потому что старался работать на человека, а не на Систему! Потому и ушел на пенсион капитаном и не стал генералом!

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

И еще наслушаетесь в суде чего-то типа " ...а что Ваш забор такой дорогой? Он что, из золота?"

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сальников Анатолий АлександровичПишет 21.07.2018 в 10:54
И еще наслушаетесь в суде чего-то типа " ...а что Ваш забор такой дорогой? Он что, из золота?"

УЖЕ!!!

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Увы! Любит Система свой народ!

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Это верно.соседи дрались три дня.и по пьяни отравили нашу собаку.чтобы не гавкала на них.собака умерла за два дня.муж сделал замечание. Хозайка -34 года ,через забор оскорбляла мужа -ему 75 лет ,и меня -70 лет ,кидала ведрами и вилами. Мы вызвали милицию.Приехал милиционер в последствии узнали друг этих пьяниц.и состряпали совместно на моего мужа донос И моего мужа осудили за то .что он избил и вилами таранил эту соседку.а он и близко не подошел. * была эта катавасия.11 числа сняла она экспертизу. а побои были совершены ее мужем.ну и что не могли мы отстоять свои права.и мужу присудили ст.116. .а она гласит о злостном нападении. сроком от 6 до 78 лет ,через забор и вилами.якобы в рот попал. и поцарапал. Это как можно вилами при ударе поцарапать. тараном вилами можно просто проткнуть насквозь. Вот такая фигня и экспорт такой недоумок.а с ним и судья.и в итоге домашний арест, по этой статье ,на две недели. Комедия и только . А вы про 51 ст. так и не поймешь молчать или говорить. Лишь бы галочка была что суд состоялся

+9 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
21.07.2018, 12:17
Ростов-на-Дону

Анатолий,при всем моем уважении к Вамриевич, хочу сказать-БЫВШИХ НЕ БЫВАЕТ! Как нельзя сменить группу крови....

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
21.07.2018, 12:21
Ростов-на-Дону

Требуйте, чтобы проводили очнулся ставку

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
21.07.2018, 12:24
Ростов-на-Дону

Вас уже осудили?пишите аппеляцию.и в след.раз при любых разборках выходите с видеокамерой.или поставьте видео наблюдение во дворе.для своей безопасности

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Нет напечаталось дело было 8 числа.а 11 числа только провели экспертизу . статья 116 от 6 до 8 лет

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Мне соседи по даче льют воду под забор, он уже несколько раз падал, но я так и не смогла с соседей взыскать свои убытки. Мне ни председатель садоводства не помог, ни полиция, ни прокуратура, ни суд, ни администрация района.

Никто не захотел привлечь к ответственности иркутских Цапков. (столица Кущёвская пустила корни во всех регионах)

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Свами согласна насчет золотого забора. Я после смерти сожителя с которым прожила 16 лет, привезла машину его на эвакуаторе (умер на даче 150 км.).Когда подала иск о возмещении похоронных расходов и на сохранение имущества т.е. машины, судья отказала в удовлетворении иска по машине т.к. нет закона не жене сохранять имущество (купленое совместно, но оформленое на него) и пожалела меня ,сказав,что надо было бросить машину ,пусть бы она сгнила за 2,5 года ,пока делится наследство (в наследстве у него 1/4 доли квартиры, на которую я не претендовала и наша машина,которой 10 лет). На иждивении меня не признали,хотя суд вынес решение,что мы длительно проживали вместе,бюджет был общим, вели совместное хозяйство,и я инвалид 14 лет, доход его превышал мой в 7 раз. Ато что он приобретал бытовую технику,осуществлял выкуп земли с аренды для меня,в квартире устанавливал пластиковые окна и двери, на даче установил спутниковую антенну суд посчитал разовой помощью. И ещё сослался на то,что я имею сына,который обязан содержать мать. Это при том ,что я живу с мужем 16 лет,хотя и в гражданском браке.

раскрыть ветку (0)

Сальников Анатолий АлександровичПишет 21.07.2018 в 10:11
увы, у нас Система такая

разговоры о правах жертв преступлений ведутся давно и безрезультатно. хотя еще при обсуждении УПК все комментаторы указывали на перекосы в правах жертв и обвиняемых. Но воз и ныне там. Потому что правоохранители боятся и соответственно гнобят жертв сильнее чем преступников. И усиление прав жертв просто не выгодны ни следствию ни судам.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ФёдорПишет 21.07.2018 в 10:32

Фёдор

Федор - еще хуже со всякими некомерческими объединениями - по ним полиции - прокуратуры вообще ничего не делают - гонят в суд, судья с закрытыми глазами принимает любые подложные документы, когда его тыкают в них носом - он заявляет, что это прерогатива полиции - и сказочка про белого бычка - начинай сначала. Законодателями создана система круговой поруки - и неспроста.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сталкивалась часто с подобным откровенным высказыванием сотрудников правоохранительных органов! В этом и вся причина, что полиции по барабану на проблемы граждан, лишь бы дослужиться до выслуги! Просто КОШМАР и берёт УЖАС от цинизма и расчётливости!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я бы внес уточнение! БЫВШИХ ОФИЦЕРОВ НЕ БЫВАЕТ! Это несколько разные вещи!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Кто Вам такое сказал? По ст. 116 максимальное наказание - до двух лет лишения свободы! И вообще; чтобы по ней реальный срок получить, надо причинить побои самому Генеральному прокурору! Это во-первых! Во-вторых, так априори не может быть! Если вам вам там еще и вилы "повесили", то они вам там еще и 119-ю должны были "повесить"! Они такого шанса не упустят!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

И усиление прав жертв просто не выгодны ни следствию ни судам.
Михаил Иванович! Да не до жиру уж! Хотя бы те, которые есть, соблюдали! Хотя бы закон применяли правильно, а не так, как нужно Системе!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Согласен! В большинстве случаев так и происходит.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сальников Анатолий АлександровичПишет 21.07.2018 в 20:09
Да не до жиру уж! Хотя бы те, которые есть, соблюдали!

я имел ввиду под "усилением" лишь уравнивание прав жертв преступлений с обвиняемые. Так сказать намекал на равенство граждан в этой стране

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Хватит уже нести чушь. Откройте энциклопедию и почитайте определение полиция. Полиция - структура защищающая существующий строй. До вас ей дело нет до тех пор пока на улице не крикните России - русскую власть или Путин х@йло , а так же напишете слово русский с большой буквы, когда оно не стоит в начале предложения. Вот тогда оперативное реагирование, следствие и неотвратимое наказание. Права и имущество граждан защищает милиция. А такой структуры сейчас нет.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (25)

Ничего подобного! Речь идет не о показаниях свидетелей, а о показаниях подозреваемого, обвиняемого, подсудимого! Ни подозреваемый, ни обвиняемый, ни подсудимый не несут ответственности за дачу заведомо ложный показаний, поэтому никто таким образом трактовать ничего не будет!

+9 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я Вам скажу как. Работает реально. Нужно нанять адвоката, для того чтобы он вместо Вас в суде на вопросы отвечал. На все вопросы лично Вам в суде. Молчать и корчить рожи, а про себя петь любимую песню. Таким образом к стати ещё за счёт государства СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКУЮ экспертизу на ВМЕНЯЕМОСТЬ ПРОЙДЁТЕ, на инвалидность заработаете и, деньги от государства как инвалид после суда получать будете.

+9 / 0
картой
Ответить
21.07.2018, 06:51
Ростов-на-Дону

Я вас умоляю,где вы такое видели? У сердюкова? У кого есть деньги,те откупятся ещё до суда

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
21.07.2018, 07:19
Ростов-на-Дону

Денег в казне нет.ничего никто не получит.только срок

0 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

и пожизненно проходить уколо-терапию в психушке, хорошая рекомендация

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
Показать комментарии (78)

Кассационная жалоба

Здравствуйте! Хочу Вам рассказать про подачу Кассационных жалоб по уголовным делам! Это очень важная инстанция! Основания отмены или изменение судебного решения являются существенные нарушения уголовно и(или)

Уголовное право, допрос свидетеля, очная ставка, повторный допрос, ходатайство, оглашение показаний свидетеля, досудебное производство,...

Уголовное право, допрос свидетеля, очная ставка, повторный допрос, ходатайство, оглашение показаний свидетеля, досудебное производство, ст УК РФ, нарушение права на защиту. Уголовное право, допрос свидетеля,

Что нельзя делать в интернете в России: как не попасть на административку или уголовку

Интернет — это как огромный торговый центр с тысячами дверей: в большинство можно заходить спокойно, но есть и такие, за которыми вас ждут штрафы, предупреждения или даже уголовная ответственность.

Судим, пока не погашена: какие ограничения действительно действуют и когда они заканчиваются

Меня часто спрашивают: «Если суд уже прошёл, наказание отбыто, то я всё ещё судимый?» Ответ даёт не мораль и не общественное мнение, а закон. И он однозначен: пока судимость не погашена или не снята,...

Криптоаферисты в Москве обманули продавца на 10,6 млн рублей - вместо денег в сумке оказались сувенирные купюры

В Москве произошёл необычный мошеннический инцидент, связанный с продажей криптовалюты. Продавец договорился о сделке на крупную сумму - более 10,6 млн рублей и передал покупателю цифровые активы.

Серый Волк влюбился в Красную шапочку, или Юридический сказ о том, почему нельзя пробивать чужие данные

Ох, ну что ж, давай расскажу эту историю, как умею — по-человечески, с душой, но и с долей сказочного юмора..... Жила-была в одном большом городе Машенька. Не девочка из леса, не Красная Шапочка, а взрослая,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы