Какие права есть у покупателей интернет-магазинов?

Сумасшедший ритм современного мира все чаще вынуждает нас приобретать товары через интернет.
Во-первых, это, без сомнения, удобно: ходить никуда не надо, в редких случаях придется забрать товар на почте, но чаще курьер привезет заказ домой в удобное для нас время. Во-вторых, это реальная экономия, что тоже важно при непростой экономической ситуации в стране. В-третьих, мы получаем эксклюзив: иногда на сайтах китайских магазинов встречается то, что в Россию ещё не завезли.
Но часто ли мы задумываемся о том, что получим за наши деньги и как будем эти самые деньги возвращать, если получим не то, что хотели? Да и сможем ли вернуть вообще?
Предлагаю для ответа на эти вопросы обратиться к закону и узнать, какие же у нас есть права, если вместо нового гаджета, к примеру, мы получили сапоги.
Что говорит закон о товарах, приобретенных в интернете?
Права интернет-покупателей регламентируются Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» и ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей».
Для начала давайте разберёмся, что законодатель понимает под дистанционным способом продажи товаров.
Согласно положениям закона, договор розничной купли-продажи (то есть приобретения товара) может быть заключен между продавцом и покупателем по результатам ознакомления последнего с ассортиментом, представленным в каталогах, буклетах, фотоснимках, а также посредством телефонной связи, телевидения или радио.
Проще говоря, дистанционный способ продажи товара – это способ, исключающий возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром или с образцом товара. Важно не путать этот вариант с приобретением товаров по образцам, то есть товаров, выставленных в торговом помещении для ознакомления с ними.
Важно!
Не являются дистанционным способом покупки:
- заказ работ или услуг (за исключением работ или услуг, непосредственно связанных с приобретенным товаром);
- приобретение товаров через автоматы;
- заключение договоров купли-продажи через торги.
Соответственно, и регулируются эти сделки другими нормами.

Что обязан сообщить продавец интернет-магазина?
Относитесь внимательно к выбору продавца, это важно для дальнейшей защиты ваших прав. И, конечно, следует изучать описание товаров, представленное на сайте или в каталоге.
Продавец обязан сообщить всю информацию о товаре:
- основные потребительские свойства;
- состав;
- срок годности;
- место изготовления;
- способ доставки;
- условия приобретения товара.
Забегая вперед, скажу, что законодательно запрещено навязывание дополнительных платных услуг или товаров при приобретении выбранного покупателем товара. Допускаются только предоставление дополнительных безвозмездных услуг или бонусов – подарков от продавца. Если при приобретении товара, стало очевидным навязывание дополнительной платной позиции, покупатель имеет право от неё отказаться.
Предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора. В обязательном порядке должен быть указан срок, в течение которого, действует предложение о продаже товара на указанных условиях.
На сайте интернет-магазина должна быть указана информация о полном фирменном наименовании продавца и его местонахождении.
В момент доставки товара покупателю, продавец должен сообщить ему и другую информацию, в том числе:
сведения об основных потребительских свойствах покупки;
- цену в рублях и условия приобретения товара, выполнения работ или оказания услуг;
- сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий в случае, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования их по назначению;
- местонахождение (адрес), фирменное наименование изготовителя (продавца), местонахождение организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) принимать претензии от покупателей, ремонтировать и проводить техническое обслуживание товара; для импортного товара – наименование страны его происхождения;
- информацию о порядке отказа от товара и возврата его продавцу;
- информацию об употреблении товара до его приобретения покупателем и его ремонтах (если товар уже был в употреблении или подвергался ремонту).
Указанная информация, включая условия эксплуатации и правила хранения товара, доводится до покупателя несколькими способами, в частности указывается:
- на товаре;
- на электронных носителях, прикладываемых к товару;
- в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню);
- на таре, упаковке, ярлыке, этикетке;
- в технической документации;
- иным доступным способом.

Права потребителя при приобретении товаров дистанционно
Права граждан при возврате товаров надлежащего качества, приобретенных дистанционным способом, достаточно широки.
Законодатель установил для потребителей так называемый «период остуды». Потребитель до передачи ему товара, приобретенного дистанционным способом, в любой момент вправе отказаться от покупки. А если товар уже передан, тогда право «остуды», то есть отказа от товара, может быть реализовано потребителем в течении 7 дней.
Необходимо также отметить, что, согласно Письму Роспотребнадзора от 7 октября 2016 года № 01/13541-16-29 «О правовых основах регулирования дистанционной торговли», перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, не распространяется на товары, приобретенных дистанционно.
Это означает, что «период остуды» одинаково распространяется хоть на мобильный телефон, хоть на тушь для ресниц, которые вы заказали через интернет, но передумали получать или получили, но решили отказаться от покупки в течение семи дней.
Важно!
Качественный товар может быть возвращен продавцу, только если он не был в употреблении и сохранены заводские пломбы, бирки, упаковки.
Если товар был изготовлен по индивидуальному заказу, непосредственно под потребителя, период «остуды» на такой товар не распространяется, поэтому такой товар, если в нём нет недостатков, обмену и возврату не подлежит.
Если вы приняли решение об отказе от товара надлежащего качества, продавец в течение 10 дней обязан возвратить уплаченную за покупку денежную сумму, за исключением расходов на доставку товара от потребителя (то есть от вас) на свой склад.
Что касается прав потребителей при обнаружении недостатка в товаре, приобретенном дистанционным способом, то они такие же, что и в случаях приобретения товаров ненадлежащего качества обычным способом. А именно
- право замены товара на товар той же марки и стоимости или на товар другой марки, но с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- право на соразмерное уменьшение покупной цены;
- право на ремонт товара;
- право на возврат денежных средств, уплаченных за некачественный товар.
Любое из вышеперечисленных требований можно предъявить в течение гарантийного срока или срока годности. А если гарантийный срок не установлен, то в течение двух лет со дня покупки. Ремонт должен быть произведен в течение 45 дней. Замена товара осуществляется в течение 7 дней со дня предъявления соответствующего требования потребителем, а если требуется проверка качества, то в течение 20 дней.
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, должны быть удовлетворены в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение сроков, предусмотренных для удовлетворения требований потребителя, продавец несет ответственность в форме неустойки, установленной законом в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки удовлетворения требования. Кроме того, потребителю предоставляется право на смену ранее заявленного требования.

Защита нарушенного права
Защита нарушенного права при приобретении товаров дистанционным способом в большинстве случаев ничем не отличается от защиты права при приобретении товаров в обычном магазине:
- пишем претензию;
- направляем ее продавцу;
- выжидаем установленный срок;
- если претензия не удовлетворена, обращаемся за судебной защитой.
Но нюансы всё же есть. И нюансы заключаются в нашей внимательности при выборе продавца: если сайт продавца обезличен, то есть не содержит информации о владельце, его фирменном наименовании и местонахождении, то защита нарушенного права будет существенно затруднена.
Претензия должна быть направлена продавцу по месту регистрации или по месту фактического нахождения. При отсутствии такой информации на сайте выяснять адрес регистрации продавца придётся самостоятельно.
Увы, это не всегда возможно – в ряде случаев придётся прибегнуть к посторонней помощи. Дело в том, что в силу гражданского процессуального законодательства, в исковом заявлении должны быть указаны:
- ответчик;
- его место жительство или местонахождение.
В случае, если судья, установит, что исковое заявление подано без соблюдения требований действующего законодательства, будет вынесено определение об оставлении заявления без движения с указанием сроков для устранения нарушений.
Поэтому устанавливать ответчика и его местонахождение так или иначе придется. Конечно, в век современных технологий определить собственника ресурса особого труда не составит, но время, силы и деньги потратить на это все же придется.
После того как продавец будет установлен, следующим шагом станет написание претензии – письменно изложенного требования покупателя.
В отношении товара ненадлежащего качества можно выбрать только одно требование – в соответствии с положениями действующего российского законодательства. Претензию продавцу следует направить ценным письмом с уведомлением о вручении.
Если сроки на удовлетворение претензии вышли, а требование так и не было удовлетворено, то начинается досудебная подготовка: проводится экспертиза и составляется исковое заявление в суд.
При обращении в суд по защите нарушенного права, потребитель пользуется налоговой льготой и не оплачивает государственную пошлину при цене искового заявления до 1 000 000 рублей.
Потребитель может подать исковое заявление в суд по своему месту жительства или пребывания, поэтому ехать к продавцу в другой город, чтобы восстановить нарушенное право, не нужно.
Но все же судебный процесс потребует определённых временных и моральных затрат, не исключены также затраты на юридическую поддержку гражданина в судебном споре. Поэтому до суда дело лучше не доводить.
Желаю вам качественных товаров и добросовестных продавцов!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Неоднократно сталкивался с тем, что товар приходил не качественный, или не те характеристики, которые были заявлены. По возврату ничего не получилось. Трудности действительно заключаются в том, что покупаешь кота в мешке. Что пришло в посылке по почте, узнаешь, только когда вскроешь, а деньги то уже отдал за товар и если он тебе не понравился или не качественный, а обычно товар стоит от 500 до 3000 рублей, задолбаешься найти виновного. Отписывались три раза, что товар был отправлен соответствующий и ни о каком возврате и слышать не хотят. А до суда дело если доведешь, потратишь не три, а все 15000 рублей. Вот этим и пользуются. Слабоват еще закон защиты прав потребителей по приобретению товара дистанционным способом. Нужно, чтобы они боялись отправляя некачественный товар, и если это случится то за это должны бы выплатить в 10 размере стоимости товара.
Виной не Закон, а нашим неумение им пользоваться! Именно при заключении любой оферты я предупреждаю, чтобы посылка шла с описью вложения, тогда до оплаты ПОКУПАТЕЛЬ имеет право ее вскрыть в присутствии оператора, НО магазины-обманщики такой описи не делают... это сразу обман.. если бы их наказывали должным образом, то такого бы не было! Они рекламируют фирменную кожаную сумку, а присылают кобзам, паршивого КАЧЕСТВА и совершенно не ту, которую рекламировали!!! Поэтому, если нет описи, то уже обман! Не получайте такую посылку !! Чтоб не иметь хлопот! Они даже на продукты и лекарства не присылают описи и сертификата! Это надувательство чистой воды(((
Вот я так не стала забирать сомнительную посылку с почты, теперь мне звонят, пишут и т.п., требуют деньги за обратную доставку, грозят, что почта на моё имя никогда ничего не примет, во как!
Самой Почте совершенно без разницы этот технический момент - срок закончится и посылку отправят обратно. Оплачивать будет первоначальный отправитель, который может потом предъявить Вам свои издержки.. Но, исходя из незначительности суммы за доставку и обратно (если это не крупногабарит, конечно..), то продавцу нет смысла серьезно заниматься этими мелкими спорами..
Никаких прав нет. Только обязанности.. Нужно улучшить систему возврата. обратного адресата адрес фамилию... а то А\Я и ищи его этого продавца, когда деньги уже оплачены... на корню нет защищенности... почта пусть принимает все посылки по паспорту...
Права имеете, а вот возможность их реализации....???
полностью с вами согласен. Возможности реализации прав у нас практически нет. В магазине В-Лазер мне продали бракованный комп. Я выиграл дело в суде по возврату денег. Добивался возврата денег от ответчика 2 года. Дошёл до прокуратуры -бесполезно. Случайно узнал о счёте ответчика в банке и через суд мне сняли с этого счёта деньги.
А чем занимались приставы? Они должны заниматься запросить все банки о наличии счетов и РОСРЕЕСТР, ГИБДД о наличии недвижимого и движимого имущества. Или вы к ним не обращались?
В моём случае приставы умудрились застать меня в рас плох. По утру позвонили после предварительной встречи, и умудрились выманить у меня данные банковской карты на которую ложны были направить поступления от моих должников.
Спохватился побежал б банк менять карту, при встрече с приставами ещё и попытались наехать!
Игорь, чего же Вы такого натворили, что Вами приставы занимаются (видимо, по решению суда) ??...
Через приставов должен был получить деньги по исполнительному листу с ответчиков после решения суда!
Да можно годами ходить. Я не однократно сталкивалась, с продажей мне не качественного товара, а вернуть его и получить обратно деньги, это очень проблематично. Складывается впечатление, что все контролирующие органы и правоохранительные стоят на стороне продавца.
А я по решению суда только через 10 лет деньги получила.
Аналогично, Любовь....с 2010 не могу забрать своё имущество по решению суда....
я про что и толкую не нужны мы не кому. Пристава на запросы отвечали что не могут найти ответчика. Прокуратура забила на всё. Я сам бегал вместо пристовов и у одного из покупателей случайно узнал, что он гасит кредит через сбербанк. Обратился в сбербанк, там мне сказали что через постоновление суда будут со мной работать. А пристава и прокуратура забили на всё. Я читал список, таких же попавших как я с В-ЛАЙЗЕРОМ, которым пристава не выбивают деньги их 12 человек. По истечению 3х лет их из писка удаляют и люди остаются не с чем. Это только на словах наше провительство о нас заботится. А на самом деле мы безправные. Нам могут не вернуть по закону деньги, нам могут не оплатить деньги за работу, нас могут травить некачественными прдуктами питания и т.д
Это у Вас ушлых приставов не нашлось как в моём случае, а так бы процесс пошёл быстрее, правда деньги могли бы получить они вместо Вас!
Налоговая инспекция не обращает внимания на расплодившиеся ООО, которые, имея уставной капитал в 10 тыс. рублей, не имея никакого зарегистрированного имущества, не отчитывающиеся о доходах(так называемые спящие), заключают десятки и сотни договоров, нарушают права потребителей. Только на Мясницкой улице д.13 зарегистрирован юридический адрес более 30 организаций. Никаких проверок соответствия их адресов налоговая не проводит. А когда потребитель выигрывает суд, потратив деньги на экспертизы и судебные издержки, выясняется, что за время суда налоговая их закрыла. Причём закрыла после запроса суда. КТО ИЗ ВАС ЧИТАЕТ "нАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК", КОТОРЫЙ ПУБЛИКУЕТ СООБЩЕНИЯ О НАМЕРЕНИИ ЗАКРЫТИЯ КАКИХ-ТО ооо? Да многие и не знают о его существовании. Таким образом на государственном уровне покрываются аферисты. Я могу назвать такие организации: ОООО "Профессиональная консалтинговая кампания "Бизнес и Право"-директор Перова С.Ю., ООО"Евроокнастрой", Милютинский переулок д.9 ИНН7708695754, 1-й Грайвороновский проезд д.4 стр.10, директор Ушакова иЕ.Н. и Базаркина Е.Б.. Эти организации благополучно уклонились от ответственности по Закону с помощью налоговой инспекции. Интересно, чем они заслужили покровительство такой организации, которая никак их не проверяет, даже закрывая их за отсутствие отчётности?
Еще длиннее не в тему ... ))))))
Ей все-равно, что не в тему - хочет о своем поговорить...
А в тему то, что в какой интернет магазин вы ни сунетесь, с них взятки гладки: имущества для взыскания при нарушении закона у них нет!
А вы ждёте только аплодисментов и признания своего величия? Кто вам дал право оценивать чужое мнение по вопросу? Если вы не усмотрели зерна в репосте, может, лучше на себя, кума, оборотиться?
Заказали кроссовки а прислали тапочки. На почте вскрыли, но уже деньги не вернули. Выписали только акт. На этом все и закончилось. Полиция и отдел « К» ничего так и не решили. Нет никаких прав, вернее ничего не работает. Для мошенником милое дело. Только остаётся полагаться на порядочность людей учааствующих в сделке.
Осмотр нужен до оплаты товара, а поэтому нужна опись вложения