Когда введут электронные трудовые книжки в России?

По мнению большинства развитых стран, документооборот на бумажных носителях – пережиток прошлого. В частности, в Европе, бумажная трудовая книжка, это – архаичная форма документа. Там практически повсеместно используется электронные базы ПФ и рекомендательные письма.
Преимущества электронного документа
Посудите сами, бумажный носитель через 10-15 лет безнадежно ветшает, чернила выцветают, в конце концов, его просто можно потерять или испортить, а восстановление такого документа потребует больших временных затрат, да и не всегда возможно. Да и выпрашивать свой «талмудик» в бухгалтерии, чтобы сделать с него копию – удовольствие весьма сомнительное.
Тем не менее, основным документом, который подтверждает пенсионный стаж, право на повышенный размер пенсии, и т.п., на настоящий момент являются именно бумажные трудовые книжки. И потому необходимость заменить бумажный носитель чем-либо более современным становится весьма актуальной.
Собственно, разговоры о том, что надо вводить цифровые трудовые книжки, велись еще в 2012 году. Однако по ряду причин дальше разговоров в то время дело не продвинулось. Ведомства долго спорили, как должна выглядеть электронная трудовая книжка, но к общему мнению так и не пришли. А потом, в связи с известными проблемами в экономике, всем вообще стало не до каких-то там электронных трудовых книжек.
Вернулись к данному вопросу только в 2016 году. Тогда прозвучало предложение, о введении электронных трудовых книжек для тех, кто работает удаленно или вахтовым методом.
При этом решили не изобретать заново велосипед, а взять на вооружение чужой опыт. Европейский почему-то брать не стали и решили взять за основу опыт Азербайджана, который практически первым из постсоветских государств ввел у себя данную форму электронного документооборота.
Российская действительность
В принципе, основной пакет документов, который будет определять принципы работы с электронными трудовыми книжками, уже в большей части разработан в недрах Минтруда и Минэкономразвития. Но, поскольку количество различных нормативных актов, всякого рода разъяснений, и прочих документов, в этом пакете просто зашкаливает, то на их доводку, корректировку и обсуждение потребуется гораздо больше времени, чем это планировалось изначально. Впрочем, в России этому уже давно никто не удивляется.
Собственно, эта масса проблем и явилась основным фактором, который мешает назвать точную дату введения электронных трудовых книжек. Так, вице-премьер Ольга Голодец, на Петербургском международном экономическом форуме называла дату 01.01.2018. Однако, по последней информации, дата введения электронных трудовых книжек откладывается минимум на год или два. Потому премьер-министр Медведев, как более осторожный, озвучил 2020 год. А самая осторожная дата указана в «Проекте развития стратегии пенсионной системы» – до 2030 года.

Что мешает внедрить электронные книжки быстро?
Сложности в реализации данного проекта, на сегодняшний день, состоят в том, что:
- нет полностью разработанной базы данных;
- непонятно, что делать с базой данных в случае наступления экстренной ситуации (сбой программного обеспечения, поражение троянами и вирусами);
- не решен вопрос организации доступа к базе данных со стороны различных служб.
При этом в качестве эксперимента в своем ведомстве переход на электронные трудовые книжки попытался осуществить президент Сбербанка России Герман Греф. Он считает, что затраты на ведение бумажных трудовых книжек идут колоссальные. А после перехода на электронную форму документа можно будет сократить большую часть кадрового аппарата, что позволит сэкономить значительные средства.
Опыт других стран
К слову, в Европе система электронного документооборота запущена уже давно. Так, в Италии, еще с 1997 года ведется электронный учет трудовой биографии всех граждан. А вот в Германии, Франции, и Австрии заморачиваться ведением отдельной базы вообще не стали, а просто передали личные карточки самим работникам, которые и решают, стоит ли передавать ее работодателю для внесения записей о приеме и увольнении или нет.
А вот в США вообще не существует никакой системы учета трудовой деятельности. Там есть пенсионные фонды и налоговые органы со своими базами. Американец сам распоряжается своим вкладом в пенсионном фонде. А при устройстве на работу требуют лишь предъявить подтверждающий квалификацию диплом, рекомендательное письмо от предыдущего работодателя и заполненное резюме.
Но в России отказаться от идеи тотального контроля за своими гражданами государство не в состоянии, потому из Европейских систем нам ближе всего испанская, где информация о всей трудовой деятельности и налоговых отчислениях находятся в распоряжении ФСС, Минтруда и самого гражданина.
Плюсы введения электронных ТК
При введении цифровой формы трудовой книжки решается сразу целый ряд проблем:
- Работодатель перестает отвечать за хранение этих документов.
- Работодатель может уменьшить затраты на кадровый аппарат и делопроизводство.
- Исчезают проблемы ошибок в заполнении трудовой книжки.
- Исчезает смысл в подделке трудовых книжек.
- Сводится к минимуму проблемы с потерей трудовой книжки.
- При необходимости, можно быстро получить всю информацию о соискателе вакансии или сотруднике.
Если до введения электронных трудовых книжек, в отделе кадров или в бухгалтерии было необходимо иметь несгораемый сейф для хранения трудовых книжек, содержать штат сотрудников кадрового подразделения, периодически направлять их на обучение, то после введения электронной формы необходимость в кадровом отделе отпадает. Достаточно максимум одного сотрудника. А для получения информации о сотруднике служба безопасности (либо другое подразделение, наделенное соответствующими правами) отправляет запрос в базу данных и через некоторое время получает исчерпывающую информацию.
Так же некоторые граждане не хотят по каким-либо причинам вносить записи о работе в какой-либо должности в трудовую книжку. В этом случае предполагается оформление на работу по контракту. Сведения о такой форме трудоустройства вноситься в базу данных, как предполагается, не будут.

Минусы электронных ТК
Помимо очевидных плюсов, данное нововведение таит в себе также очевидные проблемы:
- Негарантированность полной безопасности системы от возможного взлома.
- Вместо просмотра за 2 минуты бумажной трудовой книжки, руководству придется «пробивать» соискателя.
- Поскольку недобросовестных работодателей, как известно, никто у нас не отменял, то в ряде случаев у граждан возникнут серьезные проблемы с подтверждением трудового стажа.
- Весьма высоки затраты бюджетных средств на разработку, ведение, содержание, поддержку, и модернизацию базы данных.
- Большие трудозатраты связанные с переводом информации с бумажных носителей в цифровую форму.
- Увеличится объем сдаваемой отчетности (и без того зашкаливающий за все разумные пределы).
- Работодателям придется закупать специальное ПО (программное обеспечение) и обучать людей работе с ним.
- Огромные проблемы с реализацией данного нововведения в отдаленных регионах, где интернет просто отсутствует.
- Для получения информации из своей электронной трудовой книжки гражданам придется получать цифровую подпись.
Например, гражданин проработал у недобросовестного работодателя какое-то время. Наниматель не платил за него налоги. Теоретически получить информацию о своей трудовой деятельности работник может подав запрос определенной формы. Но какова должна быть эта форма, кому подавать запрос, и какой будет дальнейшая реализация требования, содержащегося в запросе, до сих пор не установлено.
Как известно, от программных сбоев никто не застрахован. А если отчет содержит ошибки, то он автоматически будет причислен к категории «не сдан». В результате это приведет к наложению штрафов за несданную отчетность. А чем больше информации приходится сдавать, тем выше риски возникновения ошибки, и не обязательно по причине человеческого фактора. И таких возможных проблем можно привести массу.
Как это будет выглядеть
Предполагается, что электронная трудовая книжка будет содержать исчерпывающую информацию о сотруднике. Всем работодателям будет предписано заполнять электронные трудовые книжки в соответствии с едиными требованиями.
На сегодняшний день, предполагается, что обязательными полями в цифровом документе будут:
- образование;
- стаж работы;
- дата приема на работу;
- должность и место работы;
- перевод на новое место работы;
- дата и причина расторжения трудового договора.

Нужна ли вообще трудовая книжка?
На самом деле, вопрос этот не риторический. Раньше это был практически главный документ для советского или российского гражданина. Именно записи в трудовой книжке определяли, как будет выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности, какой будет назначен размер пенсионного обеспечения, и т.п.
На сегодняшний день информация о местах работы и размерах заработной платы на этих местах имеется у ПФР. Факт работы по какой-то профессии, наличие какой-либо квалификации или специальности можно подтвердить иными методами.
Так что смысл в трудовой книжке, как в подтверждающем что-либо документе, на сегодняшний день виден весьма слабо.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
это будет выглядеть так: придет время твоей пенсии, человек "х" нажмет кнопочку, и ты не заработал на достойную пенсию, 7000 в зубы и живи как хочешь, ни в чем себе не отказывай.
Марина, вы рассказали про ОПТИМИСТИЧНЫЙ расклад пенсии, а пессимистичный-это Нажал кнопочку, а ХРЕН ТЕБЕ . А НЕ ПЕНСИЯ
Вот ведь занятно, товарищь мой понес документы на пенсию. Им трудовая не понадобилась. Им нужны выписки с места работы!
А пишите о архаичности бумажных носителей.
Читаем внимательно
Ваш товарищ живет в Европе?
Пологаю сам ты понимаешь, что это игра слов. Вводится скользкая формулировка (в Европе). А на завтра это уже прописывают нормой закона!
Бред не пишите, с ведением электроники стало в десятки раз бумаг больше, В сберкассе никаких договоров не было и не было проблем.На почте заполняют кучу документов, а раньше была одна квитанция. Электронная трудовая нужна жуликам ПФР а не работягам!
Очень верно говорите - электронная трудовая нужна чинушам из ПФР!!!
Как и цифровая подпись в сбербанке. Мою подпись ещё надо суметь подделать, а цифровую - запросто.
в Европе и пенсии будь здоров и система защиты информации на два порядка выше и коррупция на три меньше.Что сравнивать слона и крокодила
ЭТО НЕ ПО ЗАКОНУ ,СПРАВКУ МОЖНО ТОЛЬКО О ЗАРПЛАТЕ ПРИНЕСТИ ДА И ТО ВСЕ ЕСТЬ В ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ С 2000 Г ЕСТЬ НА ВАШЕМ ЛИЦЕВОМ СЧЕТЕ НА ЗЕЛЕННОЙ КАРТОЧКЕ
сколько сразу появится мошеннических схем с электронными книжками
документооборот на бумажных носителях – пережиток прошлого 'По материалам юридической социальной сети www.9111.ru ©'
Главное, что хакеры не подделали.
В любом случае, это будет намного сложнее и дороже, чем сделать "левую" запись в бумажной трудовой книжке.
Бумажную трудовую книжку можно посмотреть её обладателю в любой момент и понять для себя, что и как там записано, чтобы вовремя исправить все недочеты. В электронном виде это не всем
удастся сделать.
А кто мешает сделать что-то подобное личному кабинету налогоплательщика? Зашел онлайн, и смотри - что не так?
Хороший хакер может взломать базу данных, где хранятся электронные трудовые книжки, и внести или удалить оттуда записи. С другой стороны, какой-нибудь кадровик предприятия "сольёт" (не запросто так) коды доступа к таким книжкам заинтересованным лицам.
Ну, при должном уровне защиты, это - весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Не думаю, что простой гражданин, пожелавший внести изменения в книжку найдет высококлассного хакера, и сможет оплатить ему взлом целой серии баз данных (ведь для того, чтобы просто исправить запись в трудовой, надо будет внести соответствующие изменения в архивные базы ПФР, ФСС, ФОМС, ТФОМС, в противном случае, простая правка трудовой поможет только присесть за казенный счет).
Неэффективно, так как в этом случае, ему придется "слить" и цифровой сертификат компании (или токен). Но, даже в этом случае, изменения могут быть внесены только в трудовую. В остальные базы внести изменения не удастся. А следовательно, результат может быть похожим на тот, что я описал в случае с хакером.
ДА! БУДЕТ ИМЕННО ТАК! ТОЛЬКО НЕМНОГО ХУЖЕ - ВСЕ ДАННЫЕ БУДУТ ПРОДАВАТЬСЯ НА ГОРБУШКЕ, А В ПРОВИНЦИИ НА МЕСТНЫХ КНИЖНЫХ РЫНКАХ. ТРУДОВАЯ КНИЖКА - ЭТО ПЕРЕЖИТОК СТАЛИНИЗМА! ПОЧЕМУ ЕЕ ДО СИХ ПОР НЕ ОТМЕНЯТ?????

Не все простые.
При условии, если есть компьютер и интернет, и личный кабинет, то да. А, если не имеются, то как.
..."Так же некоторые граждане не хотят по каким-либо причинам вносить записи о работе в какой-либо должности в трудовую книжку. В этом случае предполагается оформление на работу по контракту. Сведения о такой форме трудоустройства вноситься в базу данных, как предполагается, не будут. ...."
Без бумажки ты букашка , а с бумажкой человек. В общем идёт к полной утере трудового стажа , в случае отсутствия книжки и уничтожения электронных данных. А вот если человек режиму должен, то это никогда не потеряется.
Подписаться на автора юрист 9111.ru Фролков Михаил Вячеславович Россия, г. Москва Личная консультация Когда введут электронные трудовые книжки в России? 'По материалам юридической социальной сети www.9111.ru ©'
ДА НЕ НУЖНЫ нам ваши электронные трудовые!НЕ НУЖНЫ!
на гос услугах --постоянно сбой, на налог ру тоже часто не войти.ЗАЧЕМ НАМ ПЯТЬ ГЕМОРРОЙ?
на дворе 21 век, нынешняя молодёжь ручками уже писать разучилась, а вот с электроникой и интернетом у них проблем как раз и нету
МОЖЕТ И ПЕРЕЖИТОК ПРОШЛОГО ,ЗА ТО НАДЕЖНЕЕ,ВСЕ МОЕ НОШУ ПРИ СЕБЕ
ЛЕВУЮ ЗАПИСЬ МОЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ ДО 1997 ГОДА,А ПОТОМ ВСЕ НАХОДИТСЯ НА ЗЕЛЕННОЙ КАРТОЧКЕ В ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ И НИЧЕГО НЕ ДОБАВИШЬТ
под каждой электронной записью о трудовой деятельностью, выдавать справку с печатью отдела кадров, то есть выдавать бумажный носитель, но для уверенности заверить у нотариуса бумажное подтверждение о месте работы.
МОЖНО, НО ПЕНСИЮ ПО НЕЙ НЕ ПОЛУЧИШЬ!
Мы всегда бежим впереди паровоза. Да, конечно, это всё электронное намного облегчает нашу жизнь, но не надо забывать, что мы не совсем доросли до такой открытости. Сразу найдутся людишки, которые готовы будут этим воспользоваться в своих корыстных интересах. Примеров, я думаю, приводить не надо.