Внеплановая проверка Роспотребнадзора
В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей") федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в названной сфере является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор). Законодательно закреплены направления осуществления Роспотребнадзором своих полномочий:
1) организация и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом РФ "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
2) организация и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдача предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
4) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;
5) статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);
6) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
7) ежегодная подготовка на основании результатов деятельности, предусмотренной подпунктами 1 - 6 настоящего пункта, государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Констатация факта нарушения законодательно установленных прав потребителей возможна по результатам проведения должностными лицами Роспотребнадзора проверок деятельности хозяйствующих субъектов.
Проверка представляет собой совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", далее - Закон N 294-ФЗ).
Механизм проведения внеплановой проверки подробно расписан в ст. 10 - 16 Закона N 294-ФЗ и в Административном регламенте. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подп. 2 п. 26 Административного регламента, проверяемые юридические лица и проверяемые индивидуальные предприниматели уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ; п. 42 Административного регламента). В этой связи достаточно показательна позиция, сформулированная Роспотребнадзором: "Кроме этого, установленные требования к проведению внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исключают их внезапность и возможны только при условии соответствующего их предварительного уведомления, направленного не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в результате проведенных внеплановых проверок по обращениям, связанным с вопросами защиты прав потребителей, только в 61% случаев были подтверждены соответствующие доводы заявителей (по аналогичной причине на практике в некоторых случаях снижается эффективность проведения административных расследований)".
Внеплановая проверка Роспотребнадзора очень не приветствуется ими же.
Не соглашусь, ибо если есть свой интерес у Роспотребнадзора, то проверят вне плана и спрашивать не будут
Инфа полезная, но не работает на практике. Есть практический пример? Было бы интересно.
По крайней мере Роспортребнадзор сейчас только дает заключения относительно правильного или неправильного поведения продавца, изготовителя и т.п. А действия нет никакого.
К нам в столовую приходили с проверкой, говорят поступила жалоба. Чек лист составили по всей строгости