Варданян Михаил Хачатурович
Варданян М. Х. Подписчиков: 74

Лайфхак – решение проблем без обращения в суд

21 дочитывание
55 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В самом начале своей юридической деятельности многие юристы воспринимают досудебный порядок урегулирования спора как некий шаг на пути к подаче иска в суд, то есть, не придавая этому этапу большого значения и не прикладывая больших усилий для урегулирования конфликтов до суда.

В этой публикации хочу со всеми поделиться своей практикой урегулирования многих спорных вопросов в претензионном порядке (даже тех вопросов, по которым не требовалось соблюдать досудебный порядок).

Когда досудебный порядок обязателен

Многим известно, что если в случаях, обозначенных в законодательстве, вы не прошли обязательную процедуру мирного урегулирования конфликта, то в принятии искового заявления откажут. Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

Для начала давайте разберемся, у кого больше шансов разрешить возникшую проблему в претензионном порядке, без обращения в суд, и причем не важно, требуется по закону соблюдение претензионного (досудебного) порядка или нет.

Ответим на данный вопрос вкратце: лица, у которых имеются доказательства нарушения своих прав, которые владеют максимальным объемом информации о противной стороне, могут разрешить свой вопрос в претензионном порядке при условии соблюдения правил ведения переговоров, подготовки и подачи мотивированных обращений.

Доказательства, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором, в будущем должны быть приложены к исковому заявлению (ст.ст. 131, 132 ГПК РФ; ст.ст. 125, 126 АПК РФ). В противном случае исковое заявление будет оставлено без рассмотрения.

Доказательства

Давайте разберемся, к доказательствам нарушения своих прав можно отнести множество фактов и связанных с ними суждений. К примеру, заключен некий договор, однако договор исполнен не полностью, с нарушениями, о чем имеются доказательства в виде подписанного акта о выявленных дефектах или фактах не подписания акта о выполненных работах; или еще один пример - совершено некое правонарушение и этому имеется видео или аудио запись, или имеются свидетели.

По поводу максимального объема информации: наверняка многие из нас слышали выражение «Знание – это сила» (на лат. «scientia potentia est»),именно поэтому в случае получения отказа от исполнения ваших требований и имея максимум информации, касающейся вашего конфликта, возможно в законном порядке указать противной стороне на слабые стороны, касающиеся вашего конфликта.

В данной публикации мы с вами не будем рассматривать вопросы, как написать претензионное письмо, из каких частей оно состоит, как подавать претензию, так как все эти вопросы довольно-таки подробно описаны на просторах интернета.

В настоящей публикации основное наше внимание будет обращено на правильное, законное воздействие на противную сторону, при которой эта сторона захочет разрешить возникший с вами конфликт в досудебном порядке.

Принципы урегулирования споров до суда

Итак, какие основные принципы урегулирования конфликта в досудебном порядке я использую?

  1. Попытайтесь разрешить конфликт устно. Прежде чем готовить претензионное письмо, необходимо:
    - во-первых, созвониться с противной стороной с предложением договориться (по желанию сторон по телефону, либо при личной встрече) и урегулировать спор в досудебном порядке (разговор должен быть вежливым, упорядоченным и уверенным);
    - во-вторых, добиваться встречи с противной стороной можно, если у вас имеются хорошие навыки общения с людьми, вы подготовлены к этой встрече, и уверены, что при встрече у вас больше вероятности урегулировать спор, в противном случае лучше пообщаться по телефону.

Если урегулировать спор путем переговоров не получается, то без переживаний, злости и негативных ответов, благодарим собеседника за разговор и переходим ко второму шагу, указанному ниже (противная сторона не должна видеть ваши переживания и злость – это признак слабых).

  1. Обязательно изучите противную сторону.

Так как доступ к информации мы имеем в основном через интернет, то давайте разберем все варианты получения информации и вспомогательные адреса сайтов:

  • если это физическое лицо - то информацию про него можно найти, указав ФИО в любом поисковике, социальных сетях, сайтах районных и арбитражных судов, сайте ФССП (Федеральная служба судебных приставов) - http://fssprus.ru/iss/iP на предмет задолженности; если имеется номер телефона, то отдельно можно ввести в поисковике этот номер;
  • если это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (организация, объединение или учреждение) - в первую очередь заходим на сайт https://egrul.nalog.ru/ и, указав ИНН или ОГРН организации получим выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа; затем наименование ИП или организации также, как и в случае с физическим лицом, вводим в любом поисковике, социальных сетях, сайтах районных и арбитражных судов, сайте ФССП (Федеральная служба судебных приставов http://fssprus.ru/iss/iP на предмет задолженности), сайте www.rusprofile.ru и https://zachestnyibiznes.ru (сведения об отношениях с другими организациями); также если имеется номер телефона организации или сотрудников, то отдельно ввести в поисковике эти номера;
  • если спор касается недвижимого имущества, то, помимо всего прочего, в обязательном порядке на это недвижимое имущество необходимо заказать выписку из ЕГРН на сайте https://rosreestr.ru.

Кроме того, если вы не юрист, то ознакомиться со всеми последними редакциями законов можно на сайте http://www.consultant.ru/ или http://base.garant.ru .

Итак, собрав всю полученную информацию, вы получаете ответы на следующие вопросы:

Является ли конфликт, возникший с вами единственным?
Кем является это лицо?
Какими видами деятельности занимается?
С какими лицами сотрудничает?
В каких организациях числится?
Какие задолженности имеет?
Имеются ли судебные дела в отношении этого лица (если да, то есть ли совпадения с предметом вашего спора)?
Какие отзывы в отношении этого лица имеются?

Помимо вышеуказанной информации, в отношении ИП или юридического лица выяснятся следующие сведения: точное наименование, адрес местонахождения, сведения о регистрации и учете в налоговой, об уставном капитале, директоре (представителе организации), учредителях, о видах деятельности, наличие лицензий, иные сведения о записях в ЕГРЮЛ; сведения о лицах, с которыми сотрудничает организация и о существовании сотрудников и учредителей в иных организациях.

Данная информация, полученная вышеуказанным путем, позволит нам понять, возможно ли расценить действия противной стороны как преступление (к примеру мошенничество)?

Для этого рассмотрим следующие вопросы с учетом полученной информации.

  • Являются ли действия противной стороны неоднократными - рассматривалось ли ранее в отношении этого лица уголовное дело?
  • Является ли организация действующей, а если нет, то в период прекращения своего действия эта организация не имела права заключать с вами какой-либо договор?
  • Подлежит ли лицензированию деятельность этой организации согласно законодательства РФ?

Помимо прочего, ответив на вышеуказанные вопросы, вы узнаете:

  • Если появляются факты, указывающие на преступные действия, направленные против вас, то можно указать об этом в претензии, предупредив, что в случае неисполнения законных требований, указанных в претензии, вы оставляете за собой право подать заявление в УВД.
  • Если есть информация о проблемах этой организации с налоговыми (у многих организаций имеются проблемы с налоговой) или иными органами, то в претензии также можно сделать заметку, что вы будете обращаться и в эти органы с просьбой провести проверку в отношении этой организации.
  • Если имеются иные пострадавшие от действий противной стороны, то можно связаться с ними и подать коллективную претензию;
  • Если организация, с которой у вас возник спор, является сетевой, то в претензии вы можете сослаться на подачу жалобы в головной офис организации в случае неисполнения своих законных требований;
  • -Если спор касается недвижимого имущества, то нам становится известно о всех сведениях этого имущества, и в случае появления не состыковок и нарушений, о которых вам не сообщали ранее, вы сможете их тоже указать в претензии.

Собрав всю полученную информацию, вам необходимо подготовить и подать подробную претензию в адрес оппонента.

Как подать претензию

Если вы не юрист, то, до составления претензии ознакомьтесь на сайтах с основными правилами составления претензии. Многие юристы говорят, что претензия должна быть короткой, а я на практике понял, что наоборот – подробной и информативной.

Когда противная сторона поймет, что вы знаете о нем и его деятельности почти все, что если он не урегулирует спор до суда, то у нее будет больше проблем (а в некоторых случаях и проблем с полицией), ей придется больше потратиться и в итоге, кроме возврата суммы или исполнения своих обязательств в полном объеме, еще и возмещать судебные и иные расходы, то, если этот оппонент дружит с головой, он попытается как можно быстрее урегулировать спор до суда.

Когда претензия будет готова, лучше направлять её надежным и проверенным способом: по почте заказным письмом, с уведомлением о вручении и описью вложения (один экземпляр описи кладется в конверт, а на втором экземпляре проставляется печать почты и передается вам на руки).

Резюмируя все вышесказанное в настоящем пункте, скажу вам, что, исходя из моей практики, большая часть конфликтных ситуаций разрешается в досудебном порядке, если продумывать каждый свой шаг и относиться к переговорам и подготовке претензии с полной ответственностью.

Если случай безнадежен

Не буду лукавить, есть и безнадежные случаи, в которых клиент требует от меня, чтоб я добился возврата денежных средств или исполнения обязательств со стороны оппонента, но приходится клиенту заранее сообщать, что в «таких-то» и «таких-то» случаях ничего не помогает: ни претензия, ни исковое заявление, ни жалобы, ни возбуждение уголовных дел, допустим по причинам отсутствия денежных средств у противной стороны, или по причине корыстных намерений из-за которых правонарушитель попал в безвыходную ситуацию, или противозаконных действий, или форс-мажорных обстоятельств, при которых противная сторона вынужденно бездействует и т.п., и, так как такие случаи быстро узнаются, то я всегда стараюсь предупредить клиента о всех сложностях до начала работы над такими проблемами.

Но это не значит, что в безысходных ситуациях надо вешать руки, наоборот за свою правду надо бороться, только так возможно достичь истину.

  1. Не получили быстрого результата - не спишите обращаться в суд.

Если в течение 10 дней на претензионное письмо вы не получаете ответ, то не думайте, что надо сразу обращаться в суд и/или в полицию, так как:

  • во-первых, в зависимости от предмета спора (конфликта) имеются определенные сроки рассмотрения претензии (стандартные сроки рассмотрения претензии – это 30 дней);
  • во-вторых, не все способы досудебного урегулирования спора использованы – если организация имеет свой сайт или рекламу в интернете, то, соответственно, мы имеем право оставлять отзыв об организации на всех сайтах, предлагающих оставить свой отзыв

Отзыв должен быть коротким и описывающим только те факты ущемления своих, которые вы в последующем сможет доказать, то есть советую ни в претензии, ни в отзывах ничего не фантазировать.

У меня были случаи, когда надо было быстрее достучаться до противной стороны, и мне приходилось, нарушив порядок своих действий, в самом начале прибегнуть к публикации отзывов и жалоб на основных сайтах-отзовиках, в том числе на сайтах-визитках (где указаны основные сведения об организации) в поисковых системах Google и Яндекс. После таких публикаций уважающая себя компания старается очень быстро разрешить возникшую проблему.

Во всех случаях, связанных с компаниями, защищающими свою репутацию, после публикации в интернете таких отзывов в мой адрес немедленно поступало предложение урегулировать конфликт с просьбой убрать негативные отзывы.

Важно!
Напоминаю, что отзывы должны касаться именно вашей проблемы, должны отражать вашу проблему (необходимо коротко описать проблему) и эмоции (допустим «ужасное обслуживание» или «ввели в заблуждение и вынудили произвести оплату» и т.п.), кроме того, не должно быть никакого ругательства, никаких угроз и намеков на бескультурье.

После размещения отзывов на всевозможных сайтах дожидайтесь результатов. Если и их не будет в течение 10-20 дней, то тогда советую еще раз позвонить в организацию (противной стороне; лицу, нарушившему ваши права) и попытаться еще раз разрешить спор в досудебном порядке.

А если и этот звонок не даст результатов, то, поскольку срок рассмотрения претензии истек, вы вынужденно должны подать иск в суд. Кроме того одновременно с подачей такого иска вы можете подать заявления и жалобы во все соответствующие органы и службы, которые проведут проверки в отношении этой организации (или этого лица).

Данная публикация составлена на основе моей личной адвокатской практики. Надеюсь кому-то вышеуказанная информация будет полезна.

55 комментариев
Понравилась публикация?
166 / -33
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, адвокат Варданян Михаил Хачатурович
Комментарии: 55
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Отличная статья. Беру себе на заметку.

Все подробно и подпунктами.

+23 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE
Комментарий удалён автором публикации
Предприниматель Татьяна Калашникова
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 227
18.11.2018, 08:28
Саров
Комментарий удалён автором публикации
DELETE
Комментарий удалён автором публикации
Предприниматель Татьяна Калашникова
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 227
18.11.2018, 17:47
Саров
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)
Комментарий удалён автором публикации
Предприниматель Татьяна Калашникова
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 227
18.11.2018, 17:39
Саров
Комментарий удалён автором публикации
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)
Предприниматель Татьяна Калашникова
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 227
18.11.2018, 17:49
Саров
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
Учитель начальных классов Ирина
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 8391
18.11.2018, 07:40
Москва

Ни о чём. Люди, которые читают этот сайт, не настолько безграмотны. А безграмотные на этот сайт не попадают по определению!

+6 / -11
картой
Ответить

ИринаПишет 18.11.2018 в 12:28
Люди, которые читают этот сайт, не настолько безграмотны. А безграмотные на этот сайт не попадают по определению!

Блажен, кто верует...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Молодых юристов без практики и себя лично Вы к какой категории относите? Нельзя так о людях. Не понравилось, закройте вкладку. Человек потратил время, написал, может кому пригодится, кто-то для себя момент какой поймает. Лучше бы что-то добавили из своей практики добавили, совет какой толковый, а не "фи" свое дамское всем показывать. Тоже блин Кутафин нашелся.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Лайфха́к (от лайфхакинг, англ. life hacking) — на сленге означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время.

Даже читать не буду не уважаю всяную иностранщину! Ещё и юрист на сленге пишет.

+12 / -5
картой
Ответить

По комментарию понятно, что уже прочитали всё

+4 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
18.11.2018, 07:38
Березовский

Спасибо за статью.

+10 / -2
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (55)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы