Проклятие собственности (Размышления о вечном, глядя на свидетельство о праве)

«Наша цивилизация находится ещё на середине своего пути. Мы уже не звери, – ибо в своих действиях мы руководствуемся не только одним инстинктом, но ещё и не совсем люди, – ибо мы руководствуемся не только голосом разума».
Т. Драйзер. «Сестра Керри»
Прежде чем, перейти к дальнейшим размышлениям о, казалось бы, неюрдической теме, мне хочется отметить, что эти публикации - размышления ни в коем случае не претендуют на какие-либо научные изыскания и труды, а являются рассуждениями, и не более, в попытке разобраться в тех причинах и следствиях, которые движут первочеловеком, создавшим свою реальность, отличную от той, которая ему была уготовлена эволюцией. Что касается принадлежности этой тематики к юридической, то, возможно для кого-то все встанет на свои места, если вспомнить, что естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. Можно вспомнить, к тому же, что Цицерон вслед за Аристотелем отстаивал идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства. Он утверждал, что человек от рождения наделен тремя, только ему присущими свойствами: разумом, даром речи и потребностью в общении. Благодаря этим свойствам на определенной стадии развития человечества образуются различные формы совместной жизнедеятельности людей, т.е. возникает общество. Ах, о чем это я? Мы же размышляем о правах пользования, владения и распоряжения в свете природы человека естественного. Итак, собственность.
Мы установили, что человек, попав в зависимость от скотоводства и земледелия, перестал быть охотником-собирателем и вкусил от древа познания сладость собственности. Но возделанные поля и прирученный скот нуждались в охране, так как на Земле оставались охотники-собиратели, которые по-прежнему ощущали себя частью естественного и пользовались плодами человеческого труда также как дарами природы, то есть без зазрения совести и каких-либо рефлексий по этому поводу. Указанное обстоятельство категорически не нравилось земледельцам, ставшим землевладельцами.
Вероятно, тогда землевладельцы для победы в борьбе с захватчиками-собирателями призвали на помощь Бога и Дьявола, расставив акценты так, что деятельность земледельцев, стала считаться Божественным промыслом, а замашки сородичей, продолжающих жить, как им указала природа, - происками Дьявола. И в какой-то момент Бог заключил контракт с Дьяволом, суть его состояла в том, что человек-землепашец призвал на помощь человека-охотника, чтобы защитить себя от себе подобных. Чувство собственника, поселившись в сознании людей, потребовало выстраивания соответствующих отношений и законодательного регулирования. Так собственность, став квинтэссенцией Бога и Дьявола, начала свое торжественное шествие по миру. Человек же еще не осознавал всей сути водоворота норм и условностей, куда его затягивал разум, и старался все идеализировать.
Вспомним Платона с его идеальным государством: ‹‹Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства››. Человечеству всегда свойственно надеяться на разум, как идеальный инструмент, который выведет к процветанию и успеху. Разделив жителей идеального социума на ремесленников, стражей и мудрецов, Платон обращался к идеальному разуму, который позволит человеку-животному выжить в дикой природе. Но общество уже было заражено вирусом собственности, прогресс недуга был неизбежен.
Впервые диагноз болезненного воздействия собственности на развитие человечества поставил мыслитель, напоминающий Санта Клауса в юности, Карл Маркс. Именно благодаря ему мир увидел, насколько собственность извратила естественную человеческую природу, запустив метастазы в эволюционное развитие жизни на Земле. Мир, благодаря Марксу, поделился на классы, формации, на угнетенных и угнетателей. Диагноз был жестким и неотвратимым: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». И, в который уже раз, властители дум указали дорогу в рай, куда человечество, в отличие от Царства Небесного, теперь должно было попасть при жизни – Коммунизм. Но для этого нужно было уничтожить частную собственность: «Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонитов!»
Механизм трансформации сознания человека, зараженного вирусом собственности, можно отследить, прочитав «Трилогию желания» Теодора Драйзера («Финансист», «Титан», «Стоик»). Наблюдая за изменениями, нет, не биологическими, человека разумного, можно увидеть, что законы природы, которые нам не суждено всецело познать, тем не менее действуют. О чем я? О естественном законе, сформулированным когда-то Гиппократом, определившим, что любое вещество может быть как ядом, так и лекарством и одно от другого отличает только доза. Именно неотвратимость природных законов и невозможность их преодоления человеком, заставили землепашцев придать им Божественный смысл, который все время пытается исказить Дьявол, искушая человека. Не исключено, что собственность – это тоже порождение Дьявола, ведь, согласно священным писаниям, собственности в раю не было.
Механизм исторического развития становится понятнее, если мы применим к нему известные нам естественные законы. Возьмем, например, упомянутый закон Гиппократа о свойствах одного и того же вещества быть лекарством и ядом в зависимости от дозы и применим его к учению Маркса о капитале. Вещество в нашем случае – это собственность. Накопление, увеличение дозы собственности затягивает человека в водоворот вседозволенности все дальше и глубже. О чем мы и читаем у Т. Драйзера, показывающего, что деньги из средства к существованию, превысив допустимую дозу, превращаются в одержимость властью, вплоть до пренебрежения как к естественным, так и к писанным законам. «Закон можно повернуть куда угодно…, – так оправдывал свои действия и поступки Фрэнк Каупервуд, главный герой «Трилогии желания», продолжая, - Мои желания - прежде всего.»
Посмотрим для примера через квинтэссенцию Бога и Дьявола - собственность, допустим, на историю России. Древняя Русь – народное вече, люди-землепашцы, дружинники-охранники, князья – мудрецы. Но бацилла собственности уже поразила общество. Дабы сохранить власть над более богатыми подданными, монархи заручались поддержкой Бога, объявляя себя посредниками между Богом и людьми. А что Дьявол? Он не дремлет и впрыскивает царским подданным еще больше злата-серебра. В какой-то момент передозировка капиталом дает себя знать и одурманенные Дьяволом сбрасывают помазанника Божьего, убирая ограничения на пути наслаждения обладанием собственностью посредством неограниченной власти. Февральская революция. Эйфория от передоза у буржуазии зашкалила. Контроль в угаре утерян. Дьявол не остановился. «Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время!». Бесовские пляски вокруг собственности продолжились. Вспомните, на каких лозунгах большевики заняли Зимний? Земля – крестьянам! Фабрики – рабочим! Что это, если не игра на чувстве собственника? Что дальше? Грабь награбленное! Брат на брата! Сатана добился своего и получил порцию адреналина в полной мере. Ломка не заставила себя ждать!
Восприняв диагноз Карла Маркса о разрушающей силе частной собственности, Владимир Ленин взялся лечить общество, но использовал при этом принцип - подобное лечится подобным, раздавая всем на словах собственность, а на деле - лишая всего. А чьи это методы, можно догадаться, вспомнив роман «Мастер и Маргарита»:
«Дорогой Степан Богданович, — заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, — никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу, — лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской.»
Согласитесь, батенька, тонкая игра, искусить «нагодные» массы, пообещав им в собственность заводы и пароходы, но затем лишить вчистую всего, пообещав взамен Царство Небесное - Коммунизм.
Казалось бы, призрак, бродящий по Европе, был призван победить вирус частного собственника, поразивший человечество, но не тут-то было. Препарируя события в революционной России с высоты сегодняшнего дня, мы наблюдаем все ту же картину, как передозировка властью рождает наркомовскую, то есть, извините, наркоманскую одержимость и зависимость. Уничтожив частную собственность в СССР, господствующие круги получили неограниченную власть, основанную на государственной собственности. Сатана резвился во всю, строя суррогат Царства Небесного в отдельно взятой стране.
Вы скажете, что Сталин был нищебродом по сравнению с мировыми капиталистами? Да, Сталин не был обладателем нефти и газа, но ощущение собственности было заменено ощущением власти, что, по сути, одно и то же. Согласитесь, вы бы тоже ходили в одних сапогах и военном френче с трубкой, если бы могли осуществлять свои желания в одно мгновение, как Хоттабыч. Вспомните. Стоило Иосифу Виссарионовичу покрутить свой ус, как тут же он мог стать обладателем всего, чего его душе было угодно. Это ли не есть высшая форма собственности? Так что частная собственность, в разрез с расхожим мнением, в СССР была, и была растворена в высшей ее стадии - во власти.
Что дальше? Дальше мы помним 90-е! Это были еще те пляски Дьявола, которому надоело однообразие серого советского быта. Хотелось света, брызг шампанского, огней Лас-Вегаса, непрерывного шоу и безнаказанного обладания шмотками, недвижимостью, ушатами черной икры и рябчиками в собственном лесу. Всему этому мешало укоренившееся в сознании толпы: «Он мне не друг и не родственник, он мне — заклятый враг, очкастый частный собственник, в зеленых, серых, белых жигулях!» И снова на сцене появился Дьявол и, потрясая огненной шевелюрой, затеял искушение собственностью, пообещав всем по кусочку страны за клочок бумажки - ваучер. Рыжий Дьявол, в который раз, сыграв на чувствительных струнах собственника, не мудрствуя лукаво, пообещал землю крестьянам, а фабрики – рабочим. Что из этого получилось, вы можете видеть сами.
Таким образом, естественный закон о веществе, которое от величины дозы может стать как лекарством, так и ядом, работает и в отношении такой субстанции, как собственность. Природа давно уже все придумала за нас. «Всё есть яд и всё есть лекарство. И только доза делает лекарство ядом и яд – лекарством», - сформулировал в свою очередь этот закон Парацельс. Любая субстанция, в том числе и собственность, требуют внимательного обращения и золотой середины. Нехватка или передозировка квинтэссенции Бога и Дьявола неизбежно приводят к одному – к летальному исходу. Есть ли способ избежать искушений собственностью?
Думаю, что нет. Выходит, что нам нужен некий договор между Светлыми и Темными силами, баланс интересов и Инквизиция, его контролирующая. Иначе борьба между Добром и Злом вокруг собственности уничтожит мир. Думаю также, что нам не стоит забывать рецепты, которые нам оставили в назидание древние мудрецы. Например, Аристотель, сказавший:
«В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина — наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами. Люди второго типа часто делаются злодеями и мелкими мерзавцами. А из преступлений одни совершаются из-за наглости, другие — вследствие подлости. Сверх того, люди обоих этих типов не уклоняются от власти, но ревностно стремятся к ней, а ведь и то и другое приносит государствам вред. Далее, люди первого типа, имея избыток благополучия, силы, богатства дружеских связей и тому подобное, не желают, да и не умеют подчиняться. И это наблюдается уже дома, с детского возраста: избалованные роскошью, в которой они живут, они не обнаруживают привычки повиноваться даже в школах. Поведение людей второго типа из-за их крайней необеспеченности чрезвычайно униженное. Таким образом, одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая проявляется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами. Получается государство, состоящее из рабов и господ, а не из свободных людей, государство, где одни исполнены зависти, другие — презрения. А такого рода чувства очень далеки от чувства дружбы в политическом общении, которое должно заключать в себе дружественное начало. Упомянутые же нами люди не желают даже идти по одной дороге со своими противниками. Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
И, возможно, Дьявол отступит?
#ВашМакаров
Связаные публикации:
Благо собственности.. (Размышления о вечном с корочкой хлеба в руке)
Виртуальный мир... (Размышления о вечном с куском горелого мяса в руке)
В преддверии матрицы... (Размышления о вечном, глядя в монитор)
Нет большего Бога для человека, чем он сам... (Размышления о вечном, в ожидании вопросов)
Мысли человека-животного... (Размышления о вечном, в процессе поглаживания кота)
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
С последним абзацем согласна полностью, так как это подтвердила сама жизнь. Тысячи лет живут души, которые из жизни в жизнь придерживаются среднего достатка. Как только попадают "на верх", или "в низы" - так начинают губить душу и сходят с дистанции. Для человека нет вседозволенности. Как только душа человека из - за смертных грехов начинает деградацию - она становится опасной для общества, на Страшном Суде даёт показатель ниже красной черты и подлежит уничтожению. Вот и всё.
Если в обществе есть люди, которые живут ниже черты бедности, а тем более ниже черты нищеты - в таком обществе опасно жить всем.
Сказано Аристотелем в IV в. до н. э., а звучит актуально и поныне. Поэтому не удержался и вставил всю цитату в публикацию.
И, возможно, Дьявол отступит?
Не отступит. Мы обречены вечно драться за приоритеты, поэтому, как бы нас не усредняли, а мы всё рано будем пытаться обойти ближнего и получить преимущества.
К сожалению, вопрос остается риторическим, с заранее известным ответом.