Права потребителя при приобретении некачественных товаров
Сегодня каждую минуту продается и покупается множество различных товаров. Современный ритм жизни вносит свои коррективы в повседневные правоотношения между потребителем (покупателем) и продавцом (изготовителем, исполнителем). Нередко встречаются ситуации, когда потребителю (покупателю) продаются или оказываются некачественные товары и услуги. Как показывает практика, зачастую потребители (покупали) просто не имеют представления о том, как действовать в данной ситуации.
Кода можно пользоваться ЗоЗПП РФ
Для начала давайте определим, в каких случаях потребитель (покупатель) может воспользоваться Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.06.2018) «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП РФ) для защиты своих законных прав и интересов.
Преамбула ЗоЗПП РФ гласит –«Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.».
Обязательными условием для применения норм ЗоЗПП является то, что:
Потребитель (покупать) физическое лицо (гражданин), которое приобретает или использует товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
Продавец (изготовитель, исполнитель) юридическое лицо (организация) или индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям (физическим лицам) по договору купли-продажи.
Следовательно, если потребитель (покупатель) является физическим лицом, которое приобрело некачественный товар (услугу) для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности у продавца, который является юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, то для восстановления нарушенных прав и защиты законных интересов используется ЗоЗПП.
Права потребителей при приобретении некачественных товаров
Согласно ЗоЗПП продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю (покупателю) товар (услугу) надлежащего качества. К сожалению, приобретая тот или иной товар (услугу), мы нередко обнаруживаем недоставки (неисправности), одним словом – товар оказался ненадлежащего качества. Что же делать в этом случае потребителю? Какие права он имеет в соответствии с ЗоЗПП?
В соответствии со ст. 18 ЗоЗПП потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Следовательно, в случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель (покупатель) вправе по своему смотрению выбрать наиболее подходящий вариант из предложенным ЗоЗПП действий и предъявить их продавцу (изготовителю, исполнителю).
Действия потребителя при приобретении некачественных товаров
Теперь давайте разберем алгоритм действий для защиты своих нарушенных прав, в случае приобретения товара ненадлежащего качества.
Обращение к продавцу, продавшему товар ненадлежащего качества.
В случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель (покупатель) обращается непосредственно к продавцу (изготовителю, исполнителю) с одним из требований перечисленных в ст. 18 ЗоЗПП.
Внимание! Срок для предъявления требований ст. 18 ЗоЗПП потребитель (покупатель) вправе предъявить в течение гарантийного срока или срока годности. В случае если гарантийный срок на товар не установлен, то такие требования предъявляются в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю.
Отказ продавца (изготовителя, исполнителя) выполнить требования потребителя (покупателя) согласно ст. 18 ЗоЗПП.
Если потребитель (покупатель) обратился к продавцу (изготовителю, исполнителю) некачественного товара с каким-либо требованием, установленным ЗоЗПП, а он отказал, то необходимо направить в его адрес мотивированную претензию, с требованием восстановить нарушенные права и законные интересы.
Пример претензии продавцу во вложении.
Претензия продавцу (изготовителю, исполнителю) может быть направлена потовым отправлением с уведомлением либо нарочно в 2 экземплярах, один из которых остается у потребителя с обязательной отметкой продавца (изготовителя, исполнителя) о принятии в свой адрес претензии.
Срок рассмотрения претензии согласно ЗоЗПП составляет 10 дней, со дня предъявления требований потребителем (покупателем).
В случае нарушения сроков выполнения требований потребителя (покупателя) для продавца (изготовителя, исполнителя) ЗоЗПП предусмотрена ответственность в виде уплаты потребителю неустойки (пени) в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.
Продавец (изготовитель, исполнитель) не реагируют на направленную в его адрес претензию потребителя (покупателя).
Сегодня все чаще встречаются случаи, когда недобросовестные продавцы (изготовители, исполнители) намерено игнорируют претензии потребителей (покупателей), в надежде неисполнения своих обязательств.
В данной ситуации потребителю (покупателю) необходимо для защиты своих прав обратиться в территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) лично с письменным заявлением либо посредством электронной приемной (http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/), а также в суд с исковым заявлением о защите прав потребителей.
Потребитель (покупатель) имеет право подать иск в суд по своему усмотрению по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора.
Согласно ст. 13 ЗоЗПП при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
По статистке на сегодняшний день большинство исковых заявлений рассматриваются судами в пользу потребителей. Не бойтесь защищать свои права и законные интересы.
Удачи Вам и качественных товаров!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: