Если тебе экономист имя... (Околоэкономическое).

"Наша страна стоит на краю пропасти,
но благодаря президенту мы сделаем шаг вперед!"
Выражение, приписываемое Ельцину Б. Н.
Как-то в приватном разговоре я спросил выпускника экономического факультета, пришедшего ко мне на лекцию по программе подготовки риелторов, а чем должен заниматься экономист. Новоиспеченный специалист помялся и толком ничего ответить не смог. Вопрос так и остался неразрешенным. А чем должны заниматься экономисты? И почему эта специальность по количеству желающих обучиться ей стоит на первом месте рядом с юристами? И есть ли такая наука - экономика? И почему, если у нас столько специалистов с экономическим образованием, мы постоянно недосчитываемся благосостояния в настоящем и слабо представляем его в будущем? Я начал искать ответ и вот что у меня получилось.
Все встает на свои места, если заменить заимствованное слово "экономика" на наше исконное слово "хозяйство". В сегодняшнем лексиконе все реже и реже стало встречаться такое словосочетание как "народное хозяйство". Я провел исследование, зайдя в https://wordstat.yandex.ru/ , где можно проверить частоту употребления тех или иных слов. И вот что получилось. Слово "народное хозяйство" было упомянуто 88 018 раз, а слово "экономика" - 4 226 877 (!), слово "хозяйственник" - 2 688, а слово "экономист" - 413 214 (!).
То есть мало кто оперирует словами "хозяйство" и "хозяйственник". мы словно стесняемся слов, которые в советском прошлом звучали не один раз на дню. А между тем словарь синонимов выдает нам информацию, что слова "народное хозяйство" и "экономика" - суть одно, синонимы.
Так каков же исконный смысл слова экономика? В поисках ответа я обратился к первым мыслителям, в частности к Аристотелю и вот что (слава интернету!) накопал: "Термин экономика (от греч. «oίχος» – дом, хозяйство, и «νόμος» – правило), история которого восходит к Домострою Ксенофонта Афинского (430-354 гг. до н.э.), буквально означает «правила управления домашним хозяйством». У Ксенофонта экономика впервые рассматривается как наука, то есть СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЕ РЕШЕНИЯ и на удовлетворение естественных потребностей человека и населения в целом.
ДЛЯ АРИСТОТЕЛЯ, однако, ЭКОНОМИКА-ЭТО НЕ только и не СТОЛЬКО НАУКА, НО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, направленная на использование благ, и способность к совершению этой деятельности, и привычка, формирующая экономический тип поведения, и, наконец, наука. В Никомаховой Этике АРИСТОТЕЛЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЦЕЛЬ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (экономики) как богатство [Никомахова Этика 1, 1], но важно понимать, что он подразумевает под этим богатством НЕ БЕСКОНЕЧНОЕ НАКОПЛЕНИЕ, А БОГАТСТВО, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ "жизни вообще" и "ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ". [Политика 1, 4, 1253b 24-5].. Когда он говорит о Хорошей жизни, то имеет ввиду то, что достигается в полисе как пределе ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. По Аристотелю, эта последняя концепция (хорошей) жизни имеет точное моральное значение: это жизнь в добродетели, за счет которой достигается счастье." [4, стр. 11, перевод с англ. Автора].
Второй вид производства и распределения благ Аристотель называет "ХРЕМАТИСТИКОЙ", подразумевая ситуацию, когда прибыль и накопление денег становятся основной целью деятельности (как, например, ростовщичество, спекулятивная торговля). Сам термин «хрематистика» (от греч. χρήματα – имущество, деньги), автором которого является Аристотель, буквально означает умение наживать богатство и делать деньги. В более широком смысле под хрематистикой понимается вид хозяйственной деятельности, который нацелен (т.е. ставит себе целью) именно на накопление богатства вне зависимости от его использования. При этом, как утверждает Креспо, даже хрематистика у Аристотеля делится на два типа: первый - виды деятельности, которые подчинены экономике и имеют дело с приобретением тех вещей, которыми пользуется экономика. Эти виды деятельности естественны и ограничены. Второй же тип хрематистики - неестественный, не подчиненный экономике и направленный на накопление бесконечного богатства (денег). "В отношении этого второго вида хрематистики Аристотель утверждает, что "эта вторая форма ведет к мнению, что нет предела богатству и собственности" [Политика I, 9, 1257a 1]. [4, стр.10, перев. С англ. Автора] В рамках этой системы, деньги как средство обмена теряют своё изначальное предназначение и становятся целью.
ПРОИСХОДИТ ПОДМЕНА ИСТИННОЙ ЦЕЛИ-удовлетворения насущных потребностей, - на ложную - средства или инструменты становятся целью. Получается, что цель хрематистики – служение не высшим (духовным) задачам человеческой жизни, а неограниченной наживе, порочной с точки зрения Аристотеля, беспредельному приобретению и накоплению, опять же, эксплуатирующих порочные стороны человеческой природы, ведущих к крайностям - богатству или бедности - вместо золотой середины, уводящих от добродетели и делающих людей не лучше, а хуже. "Получаемая прибыль считается единственным критерием эффективности и правильности применяемых схем ведения дела. В современном мире произошла инверсия этической оценки двух видов хозяйствования – экономики и хрематистики. Начиная с «экономического человека» А.Смита, именно эгоистическое стремление к обогащению стало представляться мотором хозяйственной жизни, соответственным природе человека и приносящим пользу обществу. Это либеральное воззрение, потеснившее альтернативные взгляды, стало рассматривать хрематистику как естественную и полезную форму хозяйствования. Те же принципы перенесены и в систему глобальной экономики". Александр Сергеев "Экономика Аристотеля" (https://mipt.ru/education/chair/philosophy/publications/students/publ_stud01.php)
Возможно, выпускник-ЭКОНОМИСТ, упомянутый в начале публикации, и не виноват вовсе в том, что он не смог сформулировать то, чем он должен заниматься, будучи профессионалом. Экономика так прогнулась и извратилась перед политикой накопления капитала, что забыла свою истинную цель домостроительства для всеобщего блага, обозначенную еще на заре человеческой цивилизации. Слова "народное хозяйство" и "хозяйственник" не зря стали немодными, передав эстафету заморскому слову "экономика". Но, как видим, истинное значение экономики - это хозяйствование для всеобщего блага, а не для избранных. А то, что мы искренне считаем экономикой, на поверку оказалось "ХРЕМАТИСТИКОЙ". И в заключение хочется привести слова Председателя Совнаркома СССР, почему-то оболганного на страницах журнала "Огонек" в период правления Е.Б.Н., товарища Сталина И.В.: "Я думаю, что наши экономисты должны покончить с этим несоответствием между старыми понятиями и новым положением вещей в нашей социалистической стране, заменив старые понятия новыми, соответствующими новому положению.
Мы могли терпеть это несоответствие до известного времени, но теперь пришло время, когда мы должны, наконец, ликвидировать это несоответствие”
А вот над этим еще надо подумать: "Цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества"
#ВашМакаров
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Если посмотреть определение слова «экономика», то, прежде всего, столкнёмся с двумя основными. Во-первых, экономика — это, буквально в переводе с древнегреческого языка, правила ведения хозяйственной деятельности. Во-вторых, экономика — это наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и хозяйственные (производственные) отношения. Для некоторых экономистов экономика — это деньги, для других, экономика — это производство.
В первом определении нет слова наука, экономика — это просто набор некоторых правил, по которым следует вести хозяйство. Цель здесь не обозначена. Но можно её выявить, если проанализировать всю совокупность фактов, сопровождающих хозяйственную деятельность. Получается, что цель экономики — это обеспечение людей всеми, необходимыми для жизни и отдыха, товарами и услугами.
Во втором определении указывается, что экономика — это наука, но эта наука, лишь потому, что она изучает ограниченные ресурсы. Исходя из ранее доказанного нами факта, что мы живём в мире бесконечности, получается, что суть экономики, как науки, базируется на ложном представлении об ограниченности ресурсов. Другие определения экономики не содержат никаких доказательств того, что экономика является наукой. Следовательно, экономика, как наука, является лженаукой, потому что за основу берёт не бесконечность, а дефицит.
Кроме того, экономика у людей ассоциируется со словом экономить, а экономить целесообразно только в условиях наличия дефицита. Поэтому любая экономическая деятельность ложная по своей сути. Доказательством этому является то, что ни одна экономическая реформа, за всю историю развития человечества, не смогла сделать всех людей богатыми, уничтожив нищету и бедность. Если проще, то экономика — это жадность, а жадность в мире бесконечности — это умственная тупость.
Почему люди берут в своей деятельности за основу дефицит, а не бесконечность? Ответ лежит в области невежества людей. В далёком прошлом, когда люди жили племенами, они не знали, как самостоятельно выращивать и производить продукты питания. Первобытные люди жили охотой и собирательством. Истощив запасы питания на одной территории, они перемещались на соседнюю территорию. Так они стали кочевать, пока все территории не оказались занятыми различными племенами. Чтобы выжить, надо было либо научиться производить продукты питания на своей местности, либо воевать с соседними племенами, убивая и порабощая соседей. Несмотря на то, что люди давно научились производить любые товары и продукты питания в достаточном количестве, страх перед дефицитом не исчез, более того, он сознательно культивируется матрицей. Ведь, если не станет дефицита, то исчезнет любая мотивация на насилие и иерархическая модель управления в матрице самоуничтожится.
Пока нам ставят в исходники утверждение, что потребности безграничны. Слушайте, интересная мысль, я взялся искать вехи развития народа в истории, и вспомнил, что мотивацией для начала крестовых походов, провозглашенных Урбаном II, был объявлен постулат, что на всех ресурсов не хватит, вперед - на Иерусалим, а там как получится...