![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/26/60x60/500be90cceec62b20d6182fa0dfb1342.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/26/60x60/500be90cceec62b20d6182fa0dfb1342.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/26/60x60/500be90cceec62b20d6182fa0dfb1342.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/26/60x60/500be90cceec62b20d6182fa0dfb1342.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/26/60x60/500be90cceec62b20d6182fa0dfb1342.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/26/60x60/500be90cceec62b20d6182fa0dfb1342.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/26/60x60/500be90cceec62b20d6182fa0dfb1342.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/26/60x60/500be90cceec62b20d6182fa0dfb1342.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/19/60x60/5d18ac39591e3eb218ea3dad217be6d2.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/19/60x60/5d18ac39591e3eb218ea3dad217be6d2.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202105/18/60x60/46266f5397dd1fb4ddd2dc6217328ede.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201604/11/60x60/194762.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202011/30/60x60/7f6edde62dd6edff880d3df949d2e695.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202110/18/60x60/daac885e7aeb2f3285379448d82771a5.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202009/12/60x60/07343a84fc1a67efdfe35b262de9c57c.png)
Заголовок статьи не является преувеличением. На самом деле значение предстоящих нововведений в обжаловании судебных актов по уголовным делам сложно переоценить.
Суть реформы изложена в трудночитаемом Федеральном законе от 11.10.2018 N 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Вносятся глобальные изменения в главу 47.1 УПК (производство в суде кассационной инстанции).
Постараемся изложить попроще, чтобы понять могли не только юристы, привыкшие к чудовищным для восприятия текстам.
В данной статье мы коснемся самой важной части – изменения в механизме кассации.
Сейчас кассация имеет двуступенчатую структуру (очень упрощенно):
И есть очень условная третья стадия, которая по существу всего лишь часть второй – жалоба председателю Верховного суда РФ.
Стадия кассации не последовательна. Распространенное ошибочное представление, что линейка обжалования – это стройная последовательность ступеней (первой инстанция, апелляция и кассация – и надзор). На самом деле ветви обжалования пересекаются и замыкаются, иногда абсурдным образом (например, в Президиуме Верховного Суда РФ обжалуются постановления Президиума Верховного Суда РФ - ч.5 412.1 УПК). А стадия надзора – это вообще отдельная песня.
Всю сложную схему обжалования, изложенную просто с последовательным разбором всех стадий, Вы можете посмотреть на сайте москвабюро. Рф. Забейте в поисковике «обжалование приговора москвабюро. Рф» и получите нужную ссылку.
Иногда дело может путешествовать между стадиями годами (и даже десятилетиями) – все это время человек сидит там, где, зачастую, сидеть совсем не должен.
На приговоры мировых и районных судов кассационная жалоба подается в Президиум областного суда (первая стадия). Далее жалоба подается в Судебную коллегию Верховного суда, потом – Председателю ВС. На приговоры областного суда подается уже надзорная жалоба сразу в Судебную коллегию ВС (механизм и процесс такой же, как и кассационный).
На обоих стадиях судьба кассационной жалобы зависит от одного человека – судьи, к которому жалоба первоначально поступает. И этот судья единолично без заседания и вызова сторон решает, быть судебному заседанию по жалобе или не быть. В абсолютном большинстве случаев он решает, что не быть. И, как правило, это последний гвоздь в гроб надежд на пересмотр приговора. Дальше борьба возможна – но все становится сложнее
В этом главная проблема сегодняшней кассации – она если и работает, то со страшным скрипом; кассационная жалоба должна быть такой, чтобы просто не оставлять шансов на ее «отфутболивание» (что, мягко говоря, весьма не просто).
Особенности кассационной жалобы
Для подавляющего большинства осужденных кассации фактически и нет – пишут просто от безнадежности в корзину для бумаг, и знают об этом.
Собственно, реформа это положение дел должна поменять.
Итак, кассация в первой ступени станет сплошной. Это значит, что судья не может не передать жалобу в судебное заседание. Все жалобы, даже нелепые (но с правильными реквизитами), будут передаваться дальше, по ним будут созываться заседания, доводы жалоб будут, как минимум, выслушиваться в открытом процессе.
Рассмотрение жалобы производиться будет уже не в областном суде, а в одном из специально образованных кассационных судов. Для этого будут организованы девять кассационных округов (ч.2 ст. 23.1 N 1-ФКЗ).
Кассацию второй ступени (в Верховный суд) это не затрагивает, там все также остается всесильный единоличный судья, решающий – передавать жалобу в заседание или нет.
Кассационная жалоба будет подаваться в суд первой инстанции, который производит все действия технического характера: проверку жалобы, извещение, направление копий (ст.401.7 УПК).
Согласно новой статье 401.7 УПК, судья суда первой инстанции при поступлении кассационной жалобы извещает о поступившей жалобе лиц, интересы которых затрагиваются жалобой, с разъяснением права подачи на эту жалобу возражений в письменном виде, с указанием срока их подачи и направляет им копии жалобы, а также возражений на них. Судья на этой стадии разрешает ходатайства сторон, связанные с обеспечением участия их в заседании. После этого он направляет уголовное дело в суд кассационной инстанции, о чем сообщается сторонам.
Согласно ст.401.8 УПК, судья суда кассационной инстанции изучает кассационные жалобу вместе с поступившим уголовным делом и при отсутствии оснований для возвращения кассационных жалобы, в течение 20 суток выносит постановление о назначении судебного заседания.
Как мы видим, исчезает почти непроходимый сейчас барьер первичного изучения – судья в кассации назначает судебное заседание в любом случаев (ну только если нет оснований для возврата жалобы, что несколько другое).
Заседание проходит с участием сторон. Однако в случае их неявки, заседание все равно может быть проведено.
Точная дата вступления этих изменений в силу не определена, она запланирована на срок не позднее 1 октября 2019 года (часть 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ). При этом новые суды уже создаются, выделены материальные ресурсы и здания, набирается кадровый состав – процесс пошел. Это к тому, что это не просто гадания о вероятностях, как часто бывает с законопроектами. Реформа уже облечена в форму принятого и реализуемого закона.
Возникает вопрос, как быть тем, кто еще не потратил свою попытку кассационного обжалования, стоит ли ждать новых судов с надеждой на то, что шансы на успех возрастут (ну хотя бы жалобу заслушают, а не просто отпишутся). Нет однозначного ответа. Понятно, что в первых порах эта лелеемая жалоба попадет вместе с другими такими же жалобами в одну волну. И волна эта будет велика. А суды еще не полностью комплектны. Не получим ли мы те же формальные заседания с конвеерным прогоном процессов, в чем часто обвиняют апелляцию сейчас?
Каждое дело индивидуально. У кого-то подходит УДО и смысла ждать нет. У кого-то еще остались непрямые попытки обжалования (читайте про Дополнительные возможности в кассации). Как они будут работать в условиях реформы – не известно.
Что делать тем, у кого в деле много соучастников? Может стоит кому-то подать, а кому-то подождать?. Все эти случаи нужно разбирать индивидуально, зависит от деталей дела.
С надзором тоже будут изменения. Но опять-таки очень упрощенно скажем следующее: сейчас лестница инстанций по уголовным делам областной подсудности такая:
После нововведений станет так:
И кассация на этом уровне тоже будет сплошной.
Тут мы видим снова пересечение ветвей – вроде говорю про надзор, а приходится затрагивать кассацию.
Кто хочет понять, как устроены стадии обжалования, желает разобрать со своим делом, заходите на сайт «Всё об уголовных делах» москвабюро. Рф (просто забейте в поисковике «обжалование приговора москвабюро. Рф»).
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
То что Госдума ничего не поняла - однозначно. А вот кто сочинял?
Так там и понимать некому: певички, боксеры, фигуристы и просто жулики...
Жулики как раз все понимают. Смотрят далеко вперед, и на всякий случай проталкивают этот проект.
И педики.
Кстати, есть такая информация по сплошной кассации: возможно, что срок "сплошной" кассации будет ограничен 1 месяцем с момента вступления приговора в силу. Если успел в этот срок - жалоба передается в заседание. Если не успел - возвращаемся к старому порядку, один судья решает - передавать или нет. Видимо, испугались широты размаха этой реформы. Официального подтверждения пока нет. И неизвестно будет ли.
Ну хоть что-то... Появится возможность попробовать достучаться до разума (не до совести конечно же) другого судьи из другого суда... А то пишем жалобы в обл. суд судье на решение судьи из соседнего кабинета, с которым они в одной столовой чаи гоняют...
Ну хоть какие то, потенциально полезные, законы принимает наша гос. дура...
Законы создают против народа!
Почему наша власть НЕ ХОЧЕТ навести порядок в судопроизводстве, понятно. Бесправными легче управлять. О каких "рывках" можно говорить в экономике, когда один из самых важных государственных инструментов управления и обеспечительного порядка законности в стране, как суд, прогнил до основания.
В тексте постоянно речь идет об уголовных делах. А что с гражданскими/административными тоже самое?