Александр Н.
Александр Н. Подписчиков: 20390
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 7.5М

Секретный падеж русского языка

5 дочитываний
47 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,45 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В школе нам говорят, что в русском языке существует шесть падежей - именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Но на самом деле эта привычная шестипадежная схема предлагается детям только для простоты. Потому что есть неофициальный, седьмой падеж - звательный.

А если совсем точно, то их целых два!

Первый звательный падеж представляет собой осколок древнерусского звательного падежа, который вроде бы уже отмер, но не совсем. Дело в том, что у наших предков было строгое правило - при обращении к кому-либо слова склонялись особым образом.

В словах мужского рода на конце ставилось "е", а предшествующая гласная изменялась. Например, когда речь была адресована князю, то говорили не "Князь!", а "Княже!". Либо был вариант, когда в окончании слова ставилось "и". Например, к Богу взывали так: "Господи!".

В словах женского рода конечная гласная заменялась на "о". Примеры - "Жено!", "Сестро!", "Мамо!".

Вы сами видите, что в современном русском этот падеж сохранился лишь частично. Слова "княже", "отче", "старче", "братие", "друже", "Господи" нам понятны и даже могут употребляться в нашей речи, придавая ей особую стилистическую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев, мы им не пользуемся.

Зато у нас появился так называемый новый звательный падеж. Он образуется совершенно по-другому и имеет ограниченную сферу действия. Вспомните, как вы окликаете друзей или подруг: "Ань!", "Маш!", "Петь!", "Дим!" и т.д. Вот это усечение имен и есть - новый звательный.

И опять здесь есть оговорка - использование этого падежа является не всеобъемлющим, а эмоционально окрашенным. То есть он может применяться вами по желанию, если вы хотите добавить в свое обращение, какую-то особую эмоцию.

А вот те шесть падежей, которые выделяют в школе, не подразумевают никакой вариативности. Они обязательны к использованию во всех случаях. Именно поэтому про оба звательных падежа детям не сообщают - к чему запутывать молодые умы!

Проголосовали: 96

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

47 комментариев
Понравилась публикация?
2 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 47
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Не знал, что это падеж, но использовал.

+15 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Хорошая информация! Молодые умы сильно озабочены английским языком. Что тоже хорошо, но такие детали родного языка должны знать наши дети. Тем более сплошь и рядом-Свет, Оль. Кать.

+13 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

На филфаке есть предмет "Историческая грамматика". Там это изучают. Но есть еще масса интересного. Сейчас у нас 2 числа - единственное и множественное. А было еще двойственное, со своими окончаниями. И времен было гораздо больше, тоже со своими суффиксами и окончаниями.

Во-первых, почему автором выбрана только тема падежа? Во-вторых, язык - явление живое, он изменяется. В-третьих, хотелось бы, чтобы современные люди писали грамотно хотя бы на современном пласте языка. Иногда читаешь - просто оторопь берет. Вот что страшно... Тут уж не до исторических изысков.

+10 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

В этом случае в русском языке восемь падежей. Есть так называемый дополнительный родительный падеж, употребляемый вместо винительного. Например: он набрал грибов (а не грибы).

+7 / -1
картой
Ответить

Это не моя выдумка, а сведения из учебника для иностранцев. Когда я употребил интуитивно этот падеж в изложении, мне это засчитали как ошибку. Но я считал себя правым, откопал эту правоту и получил пятерку.

+7 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Познавательная информация.

раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (47)