Александр
Александр Подписчиков: 91

Черная дыра коммунальных услуг, или технология поиска утраченных миллионов

3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Черная дыра коммунальных услуг, или технология поиска утраченных миллионов.

2009 год ознаменовался появлением на свет самого прогрессивного закона последнего времени, который сулил не только существенную экономию средств потребителей, но и революционный прорыв во внедрении энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ, по которым мы отстали от развитых стран на несколько десятилетий. Этому закону присвоили порядковый номер 261-ФЗ и стали называть сокращенно: «Об энергосбережении».

Несмотря на то, что сам закон был явно сыроват и впоследствии претерпел множество изменений и дополнений, он все же вселял надежду в души многочисленных новаторов и рационализаторов, долгие годы тщетно пытавшихся извлечь материальную выгоду из своих изобретений. Тем более что во всех странах Запада это уже давно функционировало и давало ощутимую пользу. Единственная проблема, которая стояла на пути реализации этого закона заключалась в том, что экономия, выгодная одним, оборачивалась потерей необоснованных доходов другими.

Вечный антагонизм между интересами продавцов и покупателей особенно ярко проявляется в сфере ЖКХ. Проблем в этой сфере особенно много по изобилию причин: несовершенство законодательной базы, мощное лобби продавцов ресурсов и услуг, и, конечно же, вездесущая коррупция, которая заплела в свои сети управляющие компании, ресурсоснабжающие организации и местные администрации. Весь этот клубок проблем постоянно тормозит наше продвижение к светлому будущему и фактически нейтрализовал все попытки реализации вышеупомянутого замечательного закона. Да, на территории РФ есть оазисы жилищно-коммунального благополучия, однако основная масса россиян по-прежнему продолжает пребывать в пессимизме. Но ведь когда-то же должно закончиться это «темное царство»! Лучик надежды я попробовал отыскать в своем городе, где, как оказалось, работают не все законы, принятые в Российской Федерации.

Как известно, основой нормальных взаимоотношений поставщиков и потребителей является честность, а механизмом, обеспечивающим этот моральный критерий, является измерение отпущенного и потребленного ресурса или услуги. Именно счетчик, а не пресловутый норматив, способен с определенной точностью сказать, сколько мы должны за потребленную ресурсную услугу. К тому же любой узел учета – это краеугольный камень для определения вашей экономии, а, значит, и для резкого взлета по внедрению энергосберегающих технологий. Применительно к нашей сфере ЖКХ, в ней есть область, где строгий учет производится уже давно, – это учет электроэнергии, там и вопросов меньше всего. А вот в самой финансовоемкой доле наших затрат на «коммуналку» – оплате услуги теплоснабжения по строке «ЦО» – вопросов больше всего. Для народа это пока «черная дыра», которая всасывает больше половины наших денег на содержание квартиры. Технологии, позволяющие в разы снижать затраты на тепло, существуют уже давно, и о них уже много раз написано. Но именно о том, почему они так плохо приживаются в нашей стране, я и хочу сегодня рассказать.

Последние десять лет моей жизни были посвящены пропаганде внедрения энергосберегающих технологий в области отопления и водоснабжения. И мне было очень обидно и досадно, что обладая большими знаниями в этой области, я не могу извлечь экономическую выгоду, что стало наиболее актуально, когда я попал в разряд пенсионеров. И это несмотря на то, что дома я уже модернизировал все, что только мог. По моим подсчетам, за тепло я должен был бы платить в 4 раза меньше. Но это только в том случае, если есть нормальный учет.

Главная причина обнаружилась сразу же – отсутствие общедомового узла учета. Хотя, на самом деле, узел учета теплопотребления в подвале нашего МКД стоял уже давно, но по нему почему-то никто не рассчитывался. И я решил изучить этот вопрос.

Для начала я решил проанализировать статистику затрат на тепло по нормативу и по факту. Благо, рядом стоящие дома имели узлы учета тепла, которые реально работали только потому, что там была самая прогрессивная форма управления под названием «ТСЖ». Проводить сравнение было легко, так как наши дома питаются от одной локальной котельной, которая располагается рядом, и мы все «сидим» на одной трубе.

Сопоставив годовую затрату на тепло по квитанциям этих домов, я пришел к неутешительным выводам. Разница составила в 2,3 раза не в нашу пользу! В одном ТСЖ годовая плата за тепло аналогичной «двушки» была 10 тыс. руб., в другом – 9 тыс. Руб. против наших 23,5 тыс. руб. Вопреки убеждениям представителей ресурсоснабжающей организации, что зимой по факту плата, якобы, всегда выше, чем по нормативу, реальные квитанции такое не подтвердили. «По факту» оказалось, что средняя плата в зимние месяцы составляла около 1400-1500 руб. против 2000 руб. «по нормативу».

Это очень сильно напрягло, потому как соседи еще и летом ничего за тепло не платили, а с нас драли за «ЦО» и весь межотопительный период. Получалось так, что одну свою месячную пенсию я отдаю за «просто так». Пришлось окунуться в тему глубже. И тут стали выплывать очень интересные вещи.

Первые мои шаги в изучении темы расчетов за тепло не встретили никакого сопротивления, но когда потребовались кое-какие документы, то я стал все время встречать, что называется, немотивированный отказ. Пришлось проводить самое настоящее расследование с привлечением прокуратуры, ОБЭПа, депутатов регионального законодательного собрания и средств массовой информации. Так как проблема оказалась глобальной, то я решил посвятить в суть этого процесса всех читателей, кто интересуется данным вопросом, потому что алгоритм моих действий может оказаться полезен тем, кто может, как и я, наступить «на те же грабли».

Первое, что мне удалось выяснить почти сразу, это то, что счетчик тепла был установлен в нашем доме еще в 2010 г. Это вызвало немалое удивление, поскольку на дворе уже полным ходом шел 2015-й. Массовая установка счетчиков тепла была организована тогда в соответствии с требованиями именно Закона об энергосбережении, который предписывал до июля 2012 г. закончить оснащение общедомовыми приборами учета всех многоквартирных домов. Под это дело на условиях софинансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ, в соответствии с законом № 185-ФЗ, было выделено из федерального бюджета огромное количество денег. Деньги получили регионы, которые в дальнейшем переадресовали их в муниципалитеты для дальнейшего освоения. Под любые бюджетные вливания всегда дается задание, то есть указание, куда и на что эти деньги должны пойти. Конечно же, сначала должна быть поставлена конкретная задача и сроки исполнения. Вторым делом должен быть отчет о проделанной работе, подтвержденный соответствующими актами. И вот тут я обнаружил первый изъян в этой системе.

При определении задачи конечной точкой должен был быть, как мне казалось, пуск объекта в эксплуатацию. Ведь любой построенный завод должен начинать работать, а не оставаться памятником долгостроя. Однако в задании речь о пуске почему-то не шла. Во всяком случае, так мне пояснили в областном правительстве. А раз так, то и «парится» по этому поводу, как посчитали исполнители, особенно не нужно. Однако в Законе об энергосбережении этот момент упущен не был. Там в п. 2 ст. 13 предусмотрительно заострили внимание следующими словами: «Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию». Однако для нашего населенного пункта – потом, как выяснилось, и для многих других – эта статья Закона не действует.

Сравнивая с реальностью гипотетические показатели, каковые могли бы быть при послушном выполнении Закона, я высчитал, что жители нашего 250-квартирного дома теряют только из-за неработающих счетчиков около 3 млн. 250 тыс. руб. в год. Соответственно, за 3 последние года мы потеряли около 10 млн. руб., чего хватило бы не только на капремонт, но и на то, чтобы превратить дом в оазис благоденствия. И это только благодаря использованию приборов учета! Если после этого внедрить еще и энергосберегающие устройства и элементы, то расход тепла можно уменьшить еще, как минимум вдвое. Однако все эти мечты с треском разбиваются об объективную реальность. А реальность такова, что из тех денег, которые были выделены на 95 узлов учета тепла еще в 2010-2012 гг., реально работает только 21 УУТ. Да и то расчет по ним пошел только с 01 января 2015 г.

Затем я решил детально проработать полученную информацию, а заодно поделиться своими соображениями с жителями нашего 25-тысячного городка в местной прессе. После опубликования статьи, эффект от которой был похож на взрыв бомбы, меня тут же обвинили в дестабилизации обстановки и чуть ли ни в подготовке к бунту. Основанием явилось то, что многие горячие головы, прочитав статью, стали расклеивать по городу листовки с призывом не платить за тепло. Пришлось мне в прессе призывать народ не совершать необдуманных поступков, а действовать строго в рамках закона. Но осадочек остался неприятный. Получалось так, что кому-то дурить народ можно, а говорить об этом никому нельзя.

Первая моя попытка провести «круглый стол» с участием общественности, городской администрации и представителей энергоснабжающей организации, на котором можно было бы выяснить истинное положение вещей, к успеху не привела. Дело в том, что все вопросы, подготовленные мною и переданные в городскую администрацию, на «круглом столе» озвучены не были. Да и сам «круглый стол», на котором присутствовало более сотни недовольных жителей, больше походил на отчет администрации и управляющих организаций с вкраплениями «вопросов от народа». В основном вещали представители УО: о том, что все идет нормально, а будет еще лучше.

Директор теплоснабжающей организации тоже пытался увлечь собравшихся рассуждениями о перспективах развития его бизнеса на территории города, пока я не прервал его своим вопросом: почему узлы учета до сих пор не введены в эксплуатацию?

К этому времени я уже обладал кое-какими документами, полученными «правдами и неправдами» из самых разных источников, и выяснил, что наш узел учета уже даже дважды был принят в эксплуатацию – в 2011 и в 2013 г.г., но расчета по нему так и не производилось, что явно шло вразрез с вышеупомянутым пунктом Закона об энергосбережении. Все эти факты вызвали у директора РСО только раздражение и невнятный ответ типа: «Ну чего вы пристали с этими счетчиками? Все равно там не будет никакой экономии».

Это было явное лукавство, тем более, что оно расходилось с моим многолетним опытом работы в качестве главного энергетика крупного предприятия. Короче, конструктивного диалога не получилось. Тем не менее, процесс пошел. И пошел он не только в правоохранительных органах, но явно ускорился и в части приемки новых узлов учета.

Однако закушенные удила и чувство, что тебя несколько лет крупно «нагревали» не теплом, а на деньги, все же не давало покоя, и душа моя требовала сатисфакции. Кроме того, обмен информацией в социальных сетях выявил, что проблема оказалась гораздо масштабнее, чем виделась первоначально. Люди писали, что у них точно такая же ситуация, и они не видят из нее выхода. Некоторые от бесполезности борьбы с ресурсниками просто опустили руки: их опыт показывал, что суды всегда на стороне РСО. Ситуация стала напоминать «лихие девяностые», когда на рынке подходила братва и говорила, что «ты им по жизни должен». Но одно дело, когда еще есть чем платить, а другое, когда у тебя забирают последнее. И когда уже нет и последнего, то появляется пени, или, как говаривали в 1990-е, «ставят на счетчик».

Поскольку попытка выяснить проблему учета тепла в собственном доме вылилась в общегородскую, то пришлось менять подход и разработать новый алгоритм поиска истины. Для начала пришлось выяснять, а как вообще идет процесс расчетов с населением по приборам учета. Для этого я обратился в расчетно-кассовый центр. Там в открытом доступе есть информация о домах, где начисления ведутся по общедомовым приборам учета тепла.

Вторым шагом необходимо выяснить в управляющей компании (а их может быть несколько, значит, и вас могут «послать» столько же раз), сколько узлов учета тепла установлено и сколько принято по акту ввод вы эксплуатацию теплоснабжающей организацией. После простого сравнения количества принятых счетчиков и количества рассчитываемых по ним домов можно готовить претензию. И еще неплохо сравнить дату приемки в акте и дату начала расчетов. В нашем случае расхождения были огромны, а это, соответственно, «выкачивание» народных денег в крупных размерах, что наказуемо.

Производиться ли в вашем доме расчет за тепло по общедомовому узлу

Проголосовали: 2

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Как мужчина заставил коммунальщиков через суд списать старый долг за ЖКУ

По поводу списания долгов по сроку давности в судах сложилась неоднозначная практика. Основной подход таков: заявлять о пропуске срока можно только в случае, если УК или РСО сама подает иск (вот пример).

Верховный суд: если собственник квартиры пропустил срок поверки счетчика, но тот был исправен, то начислять ЖКУ по нормативу нельзя

Как вы знаете, на потребителях коммунальных услуг лежит обязанность следить за исправностью приборов учета, в том числе и обязанность соблюдать сроки поверки. По общему правилу, если срок поверки пропущен,...

ИП незаконно подключила ларек к электричеству и за 4 года задолжала 1 млн рублей. Но изящно избежала нужды оплачивать гигантский долг

Коммунальные организации очень не любят прощать долги, но еще больше они не любят незаконные подключения. В этом деле сошлось и то, и другое — предпринимательница не только незаконно подключила свет,...

Отключение горячей воды по закону

Лето — время профилактики на теплосетях, а значит, плановых отключений горячей воды. Но и у таких отключений есть чёткие сроки и правила. - Предупреждение — не позднее чем за 10 рабочих дней.

В квартире отключили свет — в итоге вышла из строя техника. Можно ли требовать компенсации и что предпринять?

Ситуация нередкая: в квартире отключили электроэнергию без предупреждения, а после возобновления подачи света что-то из электроприборов вышло из строя. Например, перестал включаться компьютер.

Минстрой хочет изменить взыскание долгов по ЖКУ: судебный приказ больше не пришлют по почте

Мы уже разбирали немало законодательных новинок этого года, одна лучше другой. Вот и Минстрой решил порадовать нас, объявив о подготовке нового порядка взыскания долгов по коммунальным услугам.

Как мужчина заставил коммунальщиков через суд списать старый долг за ЖКУ

По поводу списания долгов по сроку давности в судах сложилась неоднозначная практика. Основной подход таков: заявлять о пропуске срока можно только в случае, если УК или РСО сама подает иск (вот пример).

Виновник ДТП не застраховал свою ответственность по ОСАГО: вправе ли пострадавший получить выплату по страховке?

Недавно мой товарищ рассказал, что на пешеходном переходе попал под автомобиль. В связи с полученными увечьями он находился на лечении в больнице, однако он не может получить страховые выплаты,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы