Финансовая грамотность против пирамид – куда грамотно вложить свои деньги

Силу «финансовой грамотности» я ощутил в пионерском (сейчас оздоровительном) лагере, будучи вожатым на педагогической практике. Дети в моем отряде (11-12 лет) неохотно убирали закрепленную за отрядом территорию. И вообще как-то не стремились к общественно-полезному труду в летнее время.
Из опыта пионер-вожатого
Что делать, надсмотрщиком на плантации быть не хотелось, поэтому, взяв тетрадь, фломастеры и ножницы, я стал рисовать денежные знаки. Теперь вся работа в отряде разыгрывалась на утреннем аукционе: кто давал меньшую цену, тот получал право убрать территорию или дежурить по столовой, чтобы потом получить денежку.
Тогда это было очень ново (1993 год): иметь при себе красивые (ну, я так думаю) бумажки стало модно и выгодно. За мои денежки можно было откупиться от сон-часа, сходить с вожатым на рыбалку, купить на аукционе снасти к удочке, канцтовары, игрушки и все то, что выдавала администрация и методист.
Деньги у детей начали теряться, пришлось открывать «банк» – другую тетрадку с записью вкладчиков и начисление %.
Негатива тоже хватало. Дети стали ябедами, следили за тем, кто как работает и постоянно докладывали о якобы плохом качестве уборки, предлагая тут же ее повысить. Вставать приходилось раньше, чем до эксперимента, так как под дверью вожатской выстраивалась очередь из жаждущих работать «субподрядчиков». Потом началась инфляция. Приходилось самых главных «богатеев» приглашать в вожатскую комнату и обыгрывать в карты, это называлось «элитное казино».
Результаты эксперимента
Такой эксперимент не остался незамеченным администрацией, которая предложила распространить игру на весь лагерь, чтобы к родительскому дню прибрать всю территорию от оберток конфет и другого мусора.
Устроили «валютную биржу»: денежку стали обменивать на фантики по курсу, чтобы не допускать инфляцию. Чем больше несли фантиков, тем выше становился курс. Поэтому особенно хитрые сразу все не меняли, а ждали, когда курс изменится в их пользу.
Со стороны это было похоже на «дурдом на выезде»: дети бегали по всех территории, лазали по мусоркам, забегали на территорию соседей, только бы набрать побольше фантиков. Некоторые выбрасывали ради фантика дешевую карамель. Зато в родительский день лагерь блестел чистотой, дети хвалились игрушками, которые купили на вчерашнем аукционе и просили привести им из дома в следующий раз… фантики!
Финансовые пирамиды
Об этом мне вспомнилось, после появления и краха очередной финансовой пирамиды Кэшбери. Как же так, после МММ и ему подобных люди опять поверили в легкие деньги? И как, с юридической точки зрения, организаторы пирамиды остались и при деньгах, и без наказания?
Понятно, что предупредить подобные явления легче, чем устранять последствия. Для этого необходимо повышать финансово-правовую грамотность населения. От этого никуда не деться.
На горизонте замаячила очередная пенсионная реформа. Государство решило от накопительной части пенсии отказаться окончательно, перейти на индивидуальный пенсионный капитал. Это когда будущий пенсионер часть зарплаты сам (а не работодатель как сейчас) вкладывает в различные финансовые инструменты: акции, облигации, паи, деривативы. История эта не нова.
Индивидуальные инвестиционные счета
С 1 января 2015 года в России начали использоваться индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) с целью популяризации среди населения долгосрочного инвестирования в ценные бумаги. В качестве поощрения был использован механизм налоговых вычетов. Зачислять на ИИС можно только рубли, причем максимальная сумма ограничена законодательно. Зачисленные средства могут быть использованы на инвестирование в инструменты фондового рынка. Если закрыть ИИС, можно открыть новый. При этом у одного человека одновременно может быть только один ИИС.
На сегодня ИИС есть у более полумиллиона граждан России, что свидетельствует или о невысокой финансовой грамотности россиян, или (что вероятнее всего) об отсутствии свободных денежных средств.
Самым эффективным способом повысить финансовую грамотность населения России является
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Раньше люди верили, что никто их не обманет... А вот сбербанк и страховые государственные фонды так обманули в 90-годы, что люди до сих пор, кто остался доживать свой век не поймут, словно на торговой бирже их вклады сгорели, обесценились, хотя с такими же названиями, существуют акционерные структуры и весьма успешно развиваются, и их акции выросли в цене в десятки раз... В школе старшее поколение не учили финансовой экономике, вот они и получили плачевный урок, что все свои сбережения потеряли и теперь молодое поколение мало чему верит...
Вот именно! Поэтому и понесли свои кровные в "МММ", "Хопёр-инвест", "Русский дом селенга" и т. д. А как же не нести, ведь реклама гремела и по радио и по ТВ и люди думали - раз не запрещают, значит всё нормально! А что это финансовые пирамиды, так такого слова даже не знали, пока они не позакрывались, вернее их позакрывали вместе с деньгами вкладчиков!
Мое мнение: лучшая прививка финансовой грамотности в условиях неразвитого капитализма (как в РФ) - это обучение граждан с младшей школы делать задания совместно небольшими группами по 5-6 (или около того) человек с совместным поощрением всей группы по результатам работы. Это создаёт почву для взращивания доверия граждан между собой, учит кооперироваться и распределять обязанности, силы, умения и ответственность внутри группы. Такая методика используется, в частности, в скандинавских странах. Это закладывает фундамент будущего среднего класса, умеющего кооперироваться между собой в условиях, когда государство сняло с себя полномочия по распределению благ сверху. Заодно такая методика учит граждан с детских лет выбирать себе партнеров и в бизнесе и в доверии управления вкладами, учит распознавать мошенников и просто малокомпетентных людей, оценивать идеи на их разумность, понимать основы самоуправления (что очень важно, например в кассах взаимопомощи на предприятиях, в управлении дачными товариществами), формировании органов местного самоуправления.
Это коучинг, деловые игры!.. Такое для своих сотрудников не каждый работодатель может позволить.
Финансовая грамотность населению России необходима.
Самое грамотное у нас остаётся подушка из под неё всегда можно взять нужную сумму, при отсутствии рисков.
Многие и правда предпочитают хранить свои финансы "под матрасом", а не в Банке, акциях. Нет доверия нашему царству-государству.
Солидарен
. Вот почему бы им не говорить на много проще (не в ценные бумаги, не в банки) , а вот именно на хранения государству. Ведь государство контролирует рынок финансовой системы. А так как оно уже доказала нам на примере блокировки карт и снятия наличных без твоего согласия, то мой вариант ответа будет: это история и опыт происходящего.
Население страны приобретает опыт на своих или чужих ошибках в сфере финансов и полагаю, что специального обучения не требуется. Мы живем в удивительной стране, где никто не гарантирует стабильность в финансовой деятельности. Обманывают все, без исключения, как высшие эшелоны власти, так и мелкие мошенники. Поэтому нередко мошенники попадаются в сети более махровых мошенников. Поэтому не вижу смысла обсуждать факты обмана населения, они есть, они будут.
Как говорил Остап Бендер...
Зачем вспоминать МММ, когда сейчас под крышей Азиатско-Тихоокеанского банка три года функционировала финансовая пирамида, продавая людям векселя-пустышки вместо банковского вклада. И это под руководством Регулятора. Когда масса векселей достигла критической, Регулятор дал отмашку и запрет возвращать людям вложенные деньги. Сейчас куча народа бегает по судам и пикетам, но уже без денег, налегке.