О демонстрации процесса употребления табака и алкоголя на ТВ
1. О демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака
Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон № 15-ФЗ) вступил в силу с 01 июня 2013 года. Указанный Закон № 15-ФЗ устанавливает следующие правила для демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака:
-Запрещается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле-и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео-и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака (пп. «д» п. 1 ч. 1 ст. 16);
-Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле-и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео-и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла (ч. 2 ст. 16);
-При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле-и видеофильмы, теле-, видео-и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы (ч. 3. ст. 16).
Таким образом, демонстрировать табачные изделия и курить их запрещено героям фильмов, спектаклей, телепередач и программ, снятых после вступления в силу Закона № 15-ФЗ, а именно с 01 июня 2013 года. Исключение сделано только для случаев такой демонстрации в произведениях для взрослых, когда режиссер сможет доказать, что такая демонстрация - неотъемлемая часть художественного замысла. Данное исключение не распространяется на произведения, предназначенные для детей.
Соответственно аудиовизуальные произведения (включая теле-и видеофильмы, теле-, видео-и кинохроникальных программ), снятые до вступления в силу Закона № 15-ФЗ и в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, разрешено транслировать (показывать) только при наличии трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения.
Федеральная антимонопольная служба в отношении социальной рекламы о вреде употребления табака придерживается следующего мнения, изложенного в письме от 14.05.2014 года № АК/19317/14.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе» социальная реклама не является разновидностью рекламы. Порядок распространения социальной рекламы регулируется исключительно ст. 10 ФЗ «О рекламе» и иные нормы данного закона, в том числе положения статьи 14 ФЗ «О рекламе», не распространяются на социальную рекламу.
Следовательно, при подсчете продолжительности общего объема распространяемой в телепрограмме, телепередаче рекламы, социальная реклама в данный объем не учитывается.
Необходимо отметить, что в Законе № 15-ФЗ не определена форма социальной рекламы о вреде потребления табака, а также её продолжительность. Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, соблюдением законодательства в данном случае будет размещение социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или в любой момент времени в период демонстрации аудиовизуального произведения в любой форме (например, в виде самостоятельного аудиовизуального произведения (видеоряда) или путем наложения на кадр аудиовизуального произведения способом «бегущей строки» или иным способом).
Вместе с тем ФАС России обращает внимание на то, что несмотря на отсутствие законодательного закрепления продолжительности и размера шрифта, используемого при размещении социальной рекламы о вреде потребления табака, такая информация должна быть доведена до потребителей в воспринимаемой форме (в частности, читаемым шрифтом, имеющим достаточный для восприятия текста с телеэкрана размер и контрастность).
Ответственность
Статьей 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение требований Закона № 15-ФЗ, частности:
-за несоблюдение требования ч. 2 ст. 16 (демонстрация табака или процесса его курения во вновь созданных произведениях для взрослых при недоказанности художественного замысла) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста семидесяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.3.1 КоАП РФ).
-за несоблюдение требования пп. «д» п. 1 ч. 1 ст. 16 (демонстрация табака или процесса его курения во вновь созданных произведениях для детей) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ).
-за несоблюдение требования ч. 3 ст. 16 (отсутствие социальной рекламы) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ).
2. О демонстрации алкогольной и спиртосодержащей продукции
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон № 436-ФЗ), к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ оборот информационной продукции, содержащей вышеуказанную информацию, не допускается за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 13 Закона № 436-ФЗ определено, что информационная продукция, содержащая вышеуказанную информацию, не подлежит распространению посредством теле-и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени.
Исключением является только распространение указанной информационной продукции посредством теле-и радиопрограмм, теле-и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований частей 3 и 4 настоящей статьи. Однако, как было выяснено, наш телеканал не является телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств. Поэтому данное исключение не наш случай.
В связи с этим, информационную продукцию, содержащую информацию, которая способна вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, мы можем транслировать только с 23 часов до 4 часов.
Однако при трансляции данной информации в другое время и в случае претензий Роскомнадзора по этому поводу, им необходимо будет доказать, что показанная на нашем телеканале информация способна вызвать у детей желание употребить (в нашем случае) алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Ответственность
В соответствии с частью 1 статьи 6.17. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния,-
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.