Как Россия выглядит в учебниках истории бывших республик СССР

Полистаем учебники истории бывших республик Советского Союза, ставших независимыми. Что они пишут о времени, которое провели вместе с нами, в составе одной страны? Что вбивают в головы своим детям о нашем общем прошлом?
УКРАИНА
Нынешние украинские историки настаивают на «колониальном» статусе Украины в составе Российской империи. И, конечно, уже тогда «казацкая держава» в отличие от России была «европейской нацией».
«Уничтожение казацкой государственности и русификация вывели Украину из средоточия европейских наций, - пишут в школьных учебниках. - Российское правительство пыталось превратить украинцев в этническую массу без своих лидеров и исторической памяти... «Украина рассматривалась прежде всего как стратегический трамплин для продвижения России на Балканы и в Средиземноморье».
«Все широкие массы украинского населения убедились в бесперспективности сохранения СССР». И не только «украинское диссидентство», но и «национально сознательную партноменклатуру и политически, и экономически тяготила советская имперская система».
«После подавления в республике заговора, организованного ГКЧП, медленные и противоречивые шаги республики на пути к суверенитету приобрели стремительный характер, появилась новая, самостийная украинская держава - Украина».
(Турченко Ф. Г., Панченко П. П., Тимченко С. М. - Новітня історія України.)
ГРУЗИЯ
Вхождение в состав Российской империи грузинские учебники представляют как вероломство:
«Россия беспрепятственно добилась того, чего Турция и Иран не смогли добиться в ожесточенных боях. Она без всяких осложнений упразднила Картли-Кахетское царство». «Главным для этого периода является национальное движение грузинского народа против российского колониального господства».
СССР, по мнению грузинских историков, «установил российский оккупационный режим»: «Советская власть всеми мерами пыталась принизить грузинское национальное самосознание и самобытность…»
«С середины 80-х годов ХХ века все более очевидным становится кризис в странах соцлагеря… Реформы не дали результатов… Крушение социалистической системы в восточноевропейских странах способствовало ликвидации власти коммунистов в Советском Союзе и распаду советской державы».
(Учебник М. Вачнадзе, В. Гурули и М. Бахтадзе - История Грузии.)
ЭСТОНИЯ
Вхождение в состав Российской империи подается исключительно в негативе: «Для эстонцев это означало восстановление крепостничества... Но эстонцы, жившие компактно, русификации не поддавались».
А распад СССР преподносится как заранее предрешенный:
«У руководителей СССР не было ни новых идей, ни успехов, не было бескорыстных сторонников. Вопрос стоял так: когда именно умрет система и не станет ли ее смерть причиной большой войны».
(А. Мяэсалу, Т. Лукас, М. Лаур, Т. Таннберг - История Эстонии, часть II)
ЛАТВИЯ
«По итогам войны Латвия попала под советское оккупационное ярмо…»
Но самое удивительное - в Латвии жалуются на то, что СССР… поднял в республике промышленность.
«Вопреки возможностям и интересам республики необоснованно росла промышленность, ввозились рабочие и сырье со всего Советского Союза. Последствиями этой политики были загрязнение природы, нехватка жилья и продуктов питания...»
В общем, латышских школьников убеждают - советский строй был «оккупационным»:
«Распад СССР ознаменовался пробуждением латышского народа, падением тоталитарного оккупационного коммунистического режима. Народ, у которого на его родине была ограничена свобода, начал борьбу за свое существование».
(Учебник для средней школы - Kurlovics G., Tomasuns A.)
АЗЕРБАЙДЖАН
Статус своих территорий в составе Российской империи учебники истории Азербайджана оценивают как «колониальный», а русских чиновников - как грабителей:
«Россия стремилась превратить Южный Кавказ, в том числе и Азербайджан, в источник прибыли, добиться господства на Каспийском море, превратив его во внутреннее море России».
«В Азербайджане, в сравнении с соседними народами, национальный, религиозный и социальный гнет был еще более невыносимым. Все царские чиновники на Кавказе с жадностью присваивали народное добро, оскорбляли национальные чувства людей...»
СССР же, по мнению азербайджанских историков, рухнул из-за межнациональных конфликтов:
«…Советская империя в состоянии общего кризиса социализма восстановила против себя все демократические силы мира, разожгла межнациональные конфликты (поощряла армянскую агрессию), мусульманско-христианское противостояние и рухнула в результате борьбы народов за независимость».
(Учебник для общеобразовательной школы под руководством Т. Велиева.)
АРМЕНИЯ
Армянские ученые проявляют в учебниках истории более взвешенный подход, отмечая и прогрессивные стороны завоевания Россией Закавказья. С одной стороны, это «период колониализма», а с другой - «время расцвета национальной культуры».
Но в целом «на Армению смотрели как на колонию, делали из нее сырьевой источник и рынок сбыта товаров».
«...Союз равноправных государств в составе СССР превратился в однородное централизованное государство, в котором не рассматривался национальный вопрос... Таким образом, для армянского народа и Армянской ССР нечестно и неверно решились территориальные вопросы, имевшие жизненно важное значение (Нагорный Карабах, Нахичевань)...»
(Учебник истории под редакцией академика НАН В. Бархударяна.)
КИРГИЗИЯ
Оказывается, Российская империя ждала, когда Киргизия сама «разрушится», чтобы сделать из нее колонию. Так учат школьников Кыргызстана.
«Колониальные власти всячески препятствовали созданию условий для развития кыргызского народа… Кыргызы не раз поднимали восстания против завоевательной политики русского царизма».
Не меньше, чем «русскому царизму», досталось в киргизских учебниках и ГКЧП, который хотел остановить распад СССР.
«В случае реализации своих планов путчисты немедленно ликвидировали бы все Декларации о суверенитете республик, в том числе и Кыргызстана, превратив его обратно в сырьевую базу с мизерными правами».
(Учебник для средней школы. М. К. Иманкулов.)
КАЗАХСТАН
...произошло «освобождение народа от экономического, политического гнета другого государства...»
И советский народ, по мнению казахских историков, вообще был мифом:
«В СССР считалось, что появилась новая общность людей - советский народ. О том, что этот тезис не имеет ничего общего с действительностью, говорит тот факт, что на его территории постоянно вспыхивали межнациональные конфликты... К декабрю 1991 года Казахстан уже стоял на пути перехода от советской системы к политическому устройству, основанному на приоритете демократических, человеческих ценностей».
(Байпаков К., Дикань М., Койгельдиев М. К. и др. - История Казахстана.)
УЗБЕКИСТАН
О распаде СССР узбекские историки говорят восторженно: «Осуществилась вековая мечта. Страна, наш народ освободились от политической зависимости, наши границы, закрытые более ста лет, открылись для всего мира. Мировое сообщество с открытой душой приняло Узбекистан».
(К. Усманов, М. Садиков - История Узбекистана (1917 - 1991).)
А теперь статистика о том, кто кого кормил:


На самом деле все эти учебники истории для бывших советских республик написаны если не одними людьми, то по одному и тому же заказу на одни и те же деньги. В 90-х годах практически везде на постсоветском пространстве появились отделения фонда Сороса. И начали подбирать нужных людей, готовых фальсифицировать историю. Товарищ Сорос с удовольствием и щедро это оплачивал. Старшее поколение еще помнит, как жилось в единой стране на самом деле. А вот молодежь воспитывается уже на этих «учебниках ненависти». Плоды этого мы особенно ярко видим на Украине, в Прибалтике. Речь о прямом внешнем идеологическом вмешательстве.
Посмотрите, даже то, что Россия выстроила на национальных окраинах промышленность и сельское хозяйство, они пытаются подать как большую беду. А все потому, что сами, без России, так и не смогли ничего построить своего. И то, что досталось в наследство от СССР, не смогли содержать, распродали или забросили. Ни одна из бывших советских республик не признается, что именно Россия, часто за счет собственного населения, кормила окраины, строила там заводы, больницы, железные дороги, электростанции, ощущая все эти земли и народы своей органичной частью, радея за них, неся за них историческую ответственность.
Быть может, постсоветское пространство когда-нибудь соберется опять вокруг России. Элиты, выращенные на ненависти к Москве ради отделения от нее, сменятся. Придут прагматичные поколения. И быстро поймут, что без союза с Россией их странам богато не жить.
Республики жили в оккупации?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Жили ведь в оккупации. Для чего отрицать?
Зато сейчас нет-рад? Лучше стало?
конечно лучше.
А что же тогда в Пятигорске делаешь, Вова из Львова?
А что же тогда за Союз голосовали?
00000 Они нас сейчас оккупировали... Куда ни посмотришь одни лица нерусской национальности, ещё и во власть влезли.. И кремль пытаются захватить..

.
Статья о том, как к нам республики относятся, а вы все на правительство переводите.
И относятся так потому что Сорос такую образовательную программу пропихнул за счет своих миллиардных вливаний.
После распада Советского Союза историки стран СНГ увлеклись собственным истолкованием исторических событий. Поскольку все это происходит на фоне обострившихся межнациональных отношений, то Россию, как правило, обвиняют в геноциде, колониальном грабеже, ущемлении прав и интересов народов постсоветских стран. Всё это не могло не сказаться на содержании учебников. Сегодня, как нам кажется, необходимо стремление к объективности, глубине исследовательской работы, чтобы политические интересы и пристрастия не влияли на оценки явлений и событий в истории нашей Родины.
Школьные учебники истории стали предметом и научного интереса. Вышел в свет ряд ценных статей о преподавании истории в разных странах бывшего СССР 2. В 2004 году был опубликован сборник статей «Старые и новые образы в современных учебниках истории»3. В нем анализировались школьные учебники, изданные в постсоциалистических странах, в том числе и 8 странах бывшего Советского Союза: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы, Эстонии и Украины. За исключением статьи об украинских учебниках 4, статьи носили защитный по отношению к учебной литературе каждой страны характер, что и неудивительно, поскольку среди авторов обзоров были сами авторы и соавторы учебников. Однако сам приводимый авторами обзоров материал свидетельствовал, что роль России в национальных историях изображается как преимущественно негативная или сугубо негативная. На материале данного сборника статей написан раздел об учебниках стран ближнего зарубежья в недавно вышедшей коллективной монографии «Школьный учебник истории и государственная политика»5.
Главным источником нашего исследования являются тексты учебников по истории стран Узбекистана, Казахстана, Украины.
school-science.ru
-
История Грузии:
www.e-reading.club
История Украины:
www.twirpx.com
История Узбекистана:
nashol.com
Отличная статья! Спасибо 👍