Как вернуть продавцу некачественный смартфон, планшет, ноутбук…

Введение
В нынешний век инновационных технологий очень важными, и даже, не побоюсь этого слова, незаменимыми спутниками жизни современного делового человека являются мобильные портативные устройства как то: смартфон, планшет, ноутбук и т.п.
И уж конечно никто не станет оспаривать тот факт, что качество указанных гаджетов имеет огромное значение для потребителя.
Но, к сожалению, те же пресловутые яблочные смартфоны (как показывает практика) не всегда отвечают требованиям надлежащего качества. В своей практике я неоднократно сталкивался с такой проблемой как некачественный смартфон, ноутбук и иной технически сложный товар.
И вот теперь представим ситуацию, вы выложили энную сумму денег за «безупречный» гаджет, и не можете нарадоваться на свою нескромную игрушку. Но через какое-то время замечаете, что что-то с ней не так… «Подвисает», «глючит», как-то через чур громко вибрирует и т.д. Что же делать?!
Что делать?
Ну, во-первых, нужно действовать сразу, а именно, необходимо сдать по акту (!) товар (не забудьте прихватить чек, паспорт и коробку) на диагностику в магазин, в котором (естественно) вы и приобрели чудо техники.
Во-вторых, нужно описать вашу проблему продавцу и проследить за тем, чтобы эта проблема в точности была отражена в акте.
Далее, ждем…
Технически сложный товар
Здесь необходимо отметить, что законодатель выделяет такую группу товара как технически сложный товар (машины, компьютеры, смартфоны, планшеты и др.). Перечень технически сложного товара указан в одноименном нормативно-правовом акте, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 924.
Согласно абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) "О защите прав потребителей" в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Три основания
Что касается срока в течение 15 дней, там все понятно: есть недостаток – спокойно возвращаем. А что делать, когда прошло более 15 дней?
Законодатель предусмотрел три основания: 1) обнаружение существенного недостатка товара; 2) нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; 3) невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Давайте отдельно разберем каждое из оснований.
Существенный недостаток товара
Как указано в преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) "О защите прав потребителей" существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указано, что под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать:
а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;
в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
Нарушение сроков устранения недостатков товара
Как указано в статье 20 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) "О защите прав потребителей" Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
То есть, здесь все предельно просто: ремонтируют более 45 дней – на 46-ой можете отказываться от товара и требовать возврата денег.
Устранение различных недостатков более 30 дней каждого года гарантийного срока
А вот здесь начинается самая «веселуха»… В случае, когда у вас один недостаток устранялся более 45 – вы уже знаете. Но что делать, если сперва ваш «друг», к примеру, «подвисал», и указанную проблему сервисный центр устранил за 10 дней, а потом вдруг вылезла какая-то другая «болячка»?!
Ну, тут у магазина остается 20 дней на устранение второй проблемы, иначе, вам обязаны вернуть деньги, если только вы ни привязались к вашему «питомцу» и сами не отказываетесь с ним расставаться.
Звучит все, в общем-то, просто, но на деле все немного сложнее.
Как следует из п. 6 "Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018) Расторжение договора купли-продажи технически сложного товара по основанию, предусмотренному абзацем одиннадцатым п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, возможно при наличии совокупности следующих обстоятельств:
1) невозможности в течение хотя бы одного года гарантии пользоваться товаром более чем 30 дней;
2) невозможности использования, обусловлена неоднократными ремонтами;
3) устранения во время ремонтов разных недостатков товара.
То есть чтобы вернуть технически сложный товар по третьему основанию, а именно: ввиду невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков, необходимо, чтобы все вышеуказанные обстоятельства сошлись – тогда и будет вам счастье!
Спасибо за внимание!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: