Как вернуть товар, приобретенный дистанционно

Эта заметка скорее адресована массовому читателю, который сталкивается с необходимостью вернуть товар, приобретенный через сайт или другим дистанционным способом.
Не секрет, что интернет-продажи в силу своих возможностей становятся все более популярными, а для жителей отдаленных мест это одна из возможностей получить желаемую вещь.
Огромное число вопросов связано именно с возвратом товаров, полученных по Почте России или иными курьерскими службами.
Настоящая заметка описывает досудебное поведение граждан, поскольку интернет-магазины часто, пользуясь незнанием норм права гражданами, отказывают им в законных требованиях в досудебном порядке. Это делается так убедительно, что покупатель и не считает возможным обращаться в суд, что крайне неправильно!
Общие правила возврата товара, приобретенного через Интернет
Общие условия относительно возврата товара, приобретенного дистанционным путем (через онлайн-магазин, по каталогам, без возможности увидеть свой заказ непосредственно), зафиксированы в законе РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 29.07.2018 г.) «О защите прав потребителей», в частности ст. 26.1.
Нормативное условие возврата следующее:
Отказ возможен в любой момент до его получения. В этом случае возвращают выплаченные денежные средства, если товар приобретен по предоплате.
При этом без объяснения причин можно вернуть товар, если с момента получения прошло менее 7 дней.
Если покупателя не ознакомили с правилами возврата (не вложили соответствующий лист в посылку), то товар можно вернуть в течение 3 месяцев с даты получения.
Важным условием является отсутствие следов использования товара, сохранение его потребительских качеств, отсутствие внешних царапин, потертостей, которые не были зафиксированы в момент приемки.
Какие товары не подлежат возврату?
Законодатель выделяет в отдельную группу отвары, которые не подлежат возврату в силу своих потребительских свойств: нельзя вернуть товары, произведенные на заказ (индивидуально для покупателя), если отсутствуют претензии к качественным характеристикам. Например, сложно будет вернуть платье, которое сшили по индивидуальным меркам (не путать с выбором стандартных размеров на сайте), или ювелирное изделие по индивидуальному заказу или с надписью.
Товары, приобретенные по акции
Часто магазины отказывают покупателю в приемке возврата, заявляя, что этот товар приобретен по акции. Никаких особых правомочий по данному поводу законодатель продавцам не предоставляет. Товар может быть возвращен все равно.
Если речь идет о качестве, то следует смотреть, был ли покупатель предупрежден о недостатках приобретаемого товара.
Какие документы необходимы, чтобы вернуть товар
1. Претензия на возврат товара.
2. Должен присутствовать документ о покупке товара (почтовая квитанция, чеки, выписка из карты).
3. Не спешите выбрасывать упаковку, на ней может содержаться необходимая в дальнейшем информация.
4. Гарантийный талон – при его наличии.
5. Технические условия использования товара (инструкция по эксплуатации).
6. Акт доставки, в котором указаны те или иные изъяны, обнаруженные вами при доставке, – при его наличии.
7. Информационный лист о правилах и сроках возврата товара, если он был приложен.
Нелишним будет сделать скриншоты своего личного кабинета, где была оформлена покупка, а также страницы интернет-магазина, где указаны правила возврата товара. Кроме того, доказать приобретение товара можно и с помощью свидетелей, в особенности если дело дойдет до суда.
Почтовый акт доставки
Рекомендую открывать посылку на почте или в момент доставки, чтобы при доставке ошибочно доставленного товара составить акт доставки, в котором укажете в том числе на недостатки, которые заметили. Этот документ оформляется в двух экземплярах. На почте этот документ следует попросить специально, но не всегда он есть в наличии, поэтому на обычном листе бумаге пишете: «Акт доставки», указываете город, дату, время, название товара, его недостатки.
Этот документ, как отмечалось выше, можно будет приложить к претензии.
Информационный лист с правилами возврата
Интернет-магазины должны вкладывать в посылки информационный лист с правилами возврата. В этом документе должны быть отражены следующие сведения:
• адрес, то есть фактическое расположение, адрес регистрации ИП или ООО,
• режим работы,
• срок возврата приобретенной продукции,
• требования к виду товара, его качеству и документов, которые подтверждают факт покупки.
Сроки возврата средств
В случае отсутствия информационного листа возврат происходит в сроки, указанные выше.
Интернет-магазин не имеет права навязывать свои правила возврата, если информационный лист отсутствовал.
Претензия на возврат
В претензии на возврат товара следует указать:
• название интернет-магазина (наименование продавца),
• данные покупателя (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон),
• обстоятельства заказа и покупки товара,
• претензии к качеству товара,
• требование покупателя о возврате денежных средств/замене/уменьшении стоимости и возврате суммы, на которую стоимость уменьшилась,
• дату и подпись.
Сроки возврата товара
До получения товара покупатель может отказаться от него в любой момент, даже если посылка уже отправлена.
В течение 7 дней после получения посылки в любое время без объяснения причины.
Если в посылке отсутствовали условия по возврату, то в течение 3 месяцев с даты получения.
При наличии в посылке информационного письма по возврату этот срок не может быть менее 7 дней.
Порядок возврата
Процедура возврата товара в интернет-магазин начинается с переговоров с продавцом. Необходимо связаться с консультантам и уточнить возможность возврата.
В случае отказа со стороны продавца необходимо составить письменную претензию, к которой приложить документы о факте покупки товара (чек, выписку с карты об оплате). В этом случае придется обращаться в суд, причем в силу гарантий ГПК РФ можно обратиться в суд по месту нахождения покупателя, а не продавца.
Сроки возврата денег
Срок возврата денежных средств – 10 дней с момента объявления того, что товар вам не нужен. При этом стоит помнить о следующих особенностях:
• В случае наличия претензий к качеству вам обязаны заменить товар в течение недели.
• Если продавец желает провести экспертизу, то срок возврата денег автоматически продляется до 20 дней. При этом саму экспертизу оплачивает магазин, а не покупатель.
• Если на складе магазина отсутствует качественный эквивалент данного товара, срок обмена продляется до 1 месяца. После этого могут быть возвращены деньги.
• В случае просрочек в оплате интернет-магазин должен за каждый день просрочки доплачивать 1% стоимости товара.
Комиссию за перечисление денежных средств оплачивает продавец. Возврат денег происходит тем же путем, которым были получены средства. Например, если деньги были перечислены с банковской карты, вернуть их тоже необходимо на карту.
Процесс взыскания денежных средств в суде будет рассмотрен в отдельной заметке.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо! Изложено доступно, но в ряде случаев интернет магазины указывают вымышленные адреса. Как с ними быть?
Это ужн скорее вопрос к рабрте правоохранительных органов.. Конечно, покупатель не будет проверять, а иногда и не может, верность адреса, указанного на сайте.
Это хорошая тема для ещё одной статьи!
обращение к правоохранителям - пустая трата времени, ничего полицаи делать не станут, получите отказ в возбуждении уголовного дела, даже если факт мошенничества очевиден.
Лучше не покупать в непроверенных магазинах.
Отправляем товары по России и по Москве. Очень часто есть недобросросовестные продавцы, согласен. Но, кто подстрахует продавцов честных? При отправке товара, человек на следующий день отказался-расходы на нас, упаковка+доставка в одну сторону+возврат+оплата за наложенный платеж или же просто незабор посылки? Поэтому без предоплат только по Москве, к сожалению. В регионы - по предоплате, 500-600 рублей. После отказа (если не было брака и т.д, то есть не по нашей вине) - разницу от этих 600 рублей возвращаем, но при доставке туда и возвратом, бывает ничего и не остается. Как в этих ситуациях быть?
Здравствуйте! Мы живем в правовом поле, т.ч. и следует руководствоваться нормами закона. Следует на поступивший отказ вернуть предоплату за минусом расходов на доставку товара (если этот товар не был изготовлен непосредственно для покупателя).
Да, тут согласен, но варианта клиенту отправить без предоплаты получается не остается.
Столкнулся с данной проблемой! Интернет-магазин поставил товар не того размера! В возврате отказали по надуманной причине! Не помогли ни Роспотребнадзор, ни прокуратура - гоняли меня доуг к другу! Плюнул и терерь пользуюсь дистанционным приобретением без предоплаты!
Александр, везде работают люди.. Помимо указанных организаций имеется суд, орган который и направлен на разрешение споров.
В данной заметке представлены действия досудебного характера.. Практику по подаче иска непосредственно в суд опубликую чуть позже.
Идет сплошной китайский фальсификат о каком возврате речь.
Если покупали товар через российскую компанию (импортера), то вполне можете вернуть.