Чибисов Сергей Сергеевич
Чибисов С. С.Подписчиков: 46

Дореволюционный этап развития госзакупок

145 просмотров
2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Анализ исторического опыта развития института государственного заказа в России является значимым фактором, который позволит учесть национальные особенности, последствия совершения тех или иных действий при выработке рекомендаций по изменению российского законодательства в области государственного заказа.

Основы существующих современных положений об осуществлении поставок товаров с целью предоставления их госструктурам в нашей стране были изначально заложены в XVII веке. Тогда в качестве главной цели размещения госзаказа выступало сокращение затрат средств бюджета и своевременное противодействие их нецелевому использованию. Основным механизмом, способным осуществить решение данных проблем, стало размещение на конкурсной основе госзаказа. Таким образом, единственным заказчиком от имени государства в допетровской Руси являлся царский двор и непосредственно сам царь.

К числу общих первых законодательных актов, способных осуществить регулирование производимых госзакупок, можно отнести Указ царя Алексея Михайловича принятого от 7 июля 1654 года о подрядной цене на обеспечение доставки в город Смоленск сухарей и муки. Подрядчик обязывался отвезти хлеб в город Смоленск, при всем этом он в полной мере освобождался от госпошлины. Мы видим, что в данное время нет конкурсов, но уже появляются его ключевые признаки — поиск исполнителей, заказ публичного характера, условия.

Системный характер нормативное регулирование правоотношений, связанных с заключением госконтрактов в России, приобрело в период правления Петра I. По большей части, это было связано с проводимым реформированием общественно-политической и экономической жизни государства. В начале XVIII в. сформировался аппарат общероссийского центрального управления государством, который подчинялся Сенату, а также действовал целый ряд канцелярий, контор и приказов, в полномочия которых входило регулирование общественных отношений в различных областях государственной деятельности.

В этот период все объявления о проводимых конкурсах могли быть вывешены на всех воротах города, для того чтобы люди, в частности купцы, которые покидают или входят в город, могли в полной мере с ними ознакомиться на начальном уровне. Кроме того, до поставщиков и подрядчиков сразу доводилась информация обо всех льготах. Органами, проводившими данные закупки, учитывался опты сотрудничества со всеми лицами, которые уже осуществляли работу по государственным заказам или занимались этим продолжительное время. Рассматриваемые вопросы продаж и поставок непосредственно курировала Канцелярия подрядных дел.

В начале июня 1721 года было принято решение принять Сенатский Указ об осуществлении борьбы с ненастоящими ценами и коррупцией в деле подрядов и каких-либо поставок. Если вина была доказана, с лиц, получивших за свои под¬ряды слишком высокие цены и тем самым нанесших значи¬тельные убытки казне, требо¬вали «передаточные деньги» (т.е. переплаченная сумма) и изве¬стный штраф.

В том же 1721 году был принят «Регламент Адмиралтей¬ства и Верфи», пункт 15 которого назывался «Каким образом подрядчиков сыскивать и с ними договариваться», который сегодня мы можем назвать чем-то вроде методического пособия по ведению переговоров, установлению цены и осуществлению закупки, в целом.

Схема обобщенной работы с подрядчиками выдвигала идею работы, согласно которой во время возникновения необходимости подряда, нужно было произвести выписку билетов с фактическим указыванием нанимаемого подряда, определенного времени, с которого надо было начинать принятие заявок, и фактическое место, в которое обязывались прибыть соискатели данного подряда.

Затем Александром I в далеком 1802 году был подписан «Устав о провианте для продовольствия войск», в котором особое внимание было уделено расчетам всех справочных цен для осуществления проведения закупок, что несомненно предполагало в значительной степени большое расширение числа фактических адресатов вводимой нужной нормы.

Важную роль в историческом формировании и развитии института госзаказа в России сыграло «Положение о казенных подрядах и поставках» (1900-1917 гг.). Дореволюционное отечественное право послежних лет существования империи для ряда договоров, заключаемых государственными органами, в том числе казенных подрядов и поставок, уже устанавливало обязательное производство публичных торгов.

Таким образом, подводя итог приведенных исторических положений, мы можем увидеть, что госзакупки ведут свою историю еще с первых поколений Романовых. Разумеется, в силу слабого развития предпринимательства, отсутствия конкуренции получить государственный заказ на какую-либо работу было проще, чем сегодня. Однако были и свои трудности, которые заслуживают отдельного изучения. Тем не менее, исторический аспект становления института госзакупок нуждается в подробном анализе в целях избежания допущенных ранее ошибок и развития его в нынешних реалиях.

Понравилась публикация?
/
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Чибисов Сергей Сергеевич