СССР – идеальная страна. Миф или правда? Часть первая: Медицина и образование

192 дочитывания
1 246 комментариев

СССР как государство прекратило своё существование уже почти 30 лет назад, но воспоминания и ностальгия по стране Советов с каждым годом только нарастают. В этой статье я не буду касаться вымыслов о том, что СССР существует до сих пор, поскольку об этом уже было достаточно написано и сказано.

Сегодня я бы хотел обратить внимание на порой необоснованную идеализацию СССР современным обществом. Когда мы оцениваем наш настоящий уровень жизни, многие из нас сравнивают его с советским, мотивируя это тем, что в Союзе все было идеально, а сейчас мы не живем, а существуем..

Действительно, нельзя не согласиться с тем, что нынешнее положение дел в России, мягко говоря, неудовлетворительное. Но так ли все было хорошо в СССР, что многие мечтают вернуть Страну Советов?

Давайте попробуем в этом разобраться.

В СССР была самая лучшая в мире медицина!

Говорить о том, что в России сейчас лучшая в мире медицина, – это как минимум говорить неправду. Но и заявлять о том, что в СССР уровень медицинского обслуживания граждан был лучшим в мире или хотя бы лучше, чем нынешний, тоже неправильно.

Советская медицина к концу 1980-х находилась в упадке. СССР в данной отрасли сильно отставал от западных стран. Современные технологии и методы лечения были доступны немногим, врачи ими просто не владели, поскольку в подавляющем большинстве не имели возможности повышать свою квалификацию, в том числе и за рубежом. Передовые медицинские технологии вовсе не применялись.

Оснащенность поликлиник и больниц оставляла желать лучшего, практически повсеместно не хватало необходимых лекарств и медикаментов. На протяжении 1980-х годов использовались стеклянные шприцы, многоразовые иглы, катетеры, несмотря на то что передовые страны уже давно отказались от этой практики. Фармацевтическое производство было развито крайне слабо. Это приводило к тому, что необходимые лекарства зачастую приходилось приобретать за границей либо, если не было такой возможности, в 5-6 раз дороже на «чёрном» рынке. Действительно, простые отечественные лекарства стоили очень дешево, но уже тогда было очевидно, что ими можно вылечить далеко не все заболевания.

В СССР врачей было больше, чем в других странах. Это было предметом для гордости советского правительства. Вместе с этим далеко не всегда количество переходило в качество.

Больницы постоянно были переполнены. Отчасти это происходило из-за того, что многих госпитализировали по показаниям, которые в действительности не требовали стационарного лечения. Лежали пациенты в больницах долго, иногда месяцами – ждали очереди на процедуры и операции. При этом зачастую какой-либо необходимости нахождения больного в условиях стационара столь длительный срок, просто не было.

В связи с вышесказанным идеализировать советскую медицину нельзя. Она была отнюдь не самая плохая в мире, но и до лучшей ей было очень далеко. Современная российская медицина может быть охарактеризована абсолютно таким же образом.

Вышеуказанное способствовало тому, что многие советские люди перестали доверять врачам, что привело к колоссальной популярности в стране такой «альтернативной медицины», как гомеопатия и целительство. Вместе с этим люди стали заниматься самолечением, что в большинстве случаев, разумеется, только приводило к ухудшению здоровь

В СССР было лучшее в мире образование!

С этим утверждением также достаточно сложно согласиться.

Вообще довольно-таки сложно объективно оценивать, какая образовательная система и в какой стране лучше. Везде есть свои минусы и плюсы. То же самое можно сказать и о СССР.

Безусловно в советском образовании было множество положительных моментов. Во многих дисциплинах: математике, физике, химии – выпускники советских вузов чрезвычайно высоко котировались в мире. После распада СССР российские ученые оказались очень востребованы за рубежом.

Однако это вовсе не значит, что советские ученные были самыми лучшими. Так, известный во всем мире экономист Сергей Гуриев вспоминает, что, когда он в начале 1990-х уехал в Массачусетский технологический институт в США, «там было много талантливых людей из самых разных стран».

Вместе с этим стоит отметить, что современные российские ученные, получившие своё образование уже после распада Страны Советов, также имеют большой авторитет в мире. Кроме того, в России есть и «молодые умы», которые к 25-35 годам добились значительных успехов и мирового признания.

Разумеется, в советском образовании наряду с плюсами, были и минусы.

Многие советские ученные считают, что успехи советской науки достигались не благодаря системе образования, а, скорее, вопреки ей. Дело в том, что для того чтобы человеку добиться чего-нибудь значимого, ему приходилось преодолевать огромное количество сложностей и преград, при этом часто вообще не связанных с академическими процессами.

Так, при поступлении в вузы в 1960-1980-х годах имели место ограничения не только по классовому, но и по национальному признаку. Например, евреям было практически невозможно поступить на факультеты математики и физики. Ряд престижных советских институтов и университетов (МГИМО, МВТУ им. Баумана и др.) также придерживались определённых негласных ограничений при приеме абитуриентов.

Колоссальным негативным фактором в системе образования стала идеология государства. В итоге получилось, что идеология затронула все сферы образования. Она оказала негативное влияние на содержание учебных программ, на прививаемые в школе ценности, на критерии отбора и т.п.

Огромное количество времени студенты тратили на изучение ненужных предметов вроде истории КПСС, к которой практически никто не относился всерьез, но, тем не менее, такие предметы мешали многим талантливым студентам продолжать учебу. Стало практикой отчисление людей из вузов по политическим причинам.

Иностранные языки преподавались формально, исключение составляли только профильные вузы и элитные школы для детей элиты страны.

Творчество выдающихся поэтов, писателей и художников, работы которых не соответствовали идеологии государства, в школах не изучалось.

Программа по предмету «История» также проходила тщательную цензуру. Учителя преподавали предмет исключительно с одобряемой государством стороны. Некоторые события трактовались по-другому, а многие исторические факты вообще намерено замалчивались. Например, не было ни слова про советские репрессии.

В связи с чем, говорить о том, что современная система образования в разы по качеству уступает советской, нельзя. Как я уже говорил выше, и там, и там есть свои минусы и плюсы, в связи с чем сравнивать их некорректно.

Резюме

Таким образом, рассмотрев советскую медицину и образование, мы видим, что проблем тогда было не меньше, чем сейчас. Но говорить о том, что советская медицина и образование были лучшими в мире, и, соответственно, в разы лучше чем в современной России, по-моему мнению, нельзя, поскольку это просто не отражает всей действительности.

Я предвижу, что с моим мнением многие могут не согласиться, поэтому уточняю. Я ни в коем случае не говорю, что СССР это плохая и ужасная страна, а современная Россия идеал. Нет. Я всего лишь хочу донести, что неправильно идеализировать то, что было не совсем идеальным, даже если это нравилось больше, чем происходящее сейчас.

В СССР было лучше, чем сейчас?

Проголосовали: 26

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

1 246 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1246
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Я родилась и выросла в СССР. Семья была обычная, многодетная, жили в деревне и бедно. Хочу сравнить с сегодняшней Россией.

В СССР все, кто подходил по умственным способностям, мог, при желании, получить одно - два высших образования. Если учишься хорошо, то получаешь стипендию 40 рублей. Иногородние жили в общежитиях. Ограничений по национальности не было. Со мной учились, в том числе, и евреи.

Дети раком не болели вообще. Очень строго врачи следили, чтобы не было туберкулёза и венерических заболеваний. Если какой - то человек болел туберкулёзом, то он стоял на учёте и его лечили, пока не вылечат. Причём, если откажется ложится в больницу, то приедет милиция и увезёт насильно.

Продукты питания были настоящие и вкусные. Их было не много, но, всегда, свежие. Недавно вспоминала колбасу "Отдельную". До сих пор помню её вкус.

Природа не была так загажена, как сейчас. Мусор в лесах не валялся.

В СССР большим минусом было то, что найти красивую одежду и обувь было проблематично, а импортную тем более.

Отношение людей друг к другу было другое. Учителя и врачи были уважаемыми людьми, поэтому они ответственно и добросовестно относились к своей работе. Нельзя было грубить старшим, родителям, если даже они были не правы.

Главное: ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне, защита со стороны государства в виде милиции, прокуратуры, судов, сельских и городских советов.

Можно добавить, что в СССР не было разгула мошенников всех мастей, пытающихся на каждом шагу обмануть простой народ. Сейчас же они действуют в открытую, зачастую при поддержке. Это всевозможные маги, псевдоцелители, но самый ощутимый вред моральному состоянию общества наносят религиозные организации, под легендой о существовании загробного мира управляющие народными массами, при этом, не забывая их обирать. При этом разрушена лучшая в мире система образования и мощная научная база. Кстати, иллюстрация к статье в тему. Вся беда, что советские люди, кроме всех своих положительных качеств оказались удивительно доверчивы и наивны и продолжают такими оставаться.

+33 / 0
Ответить

В этом Вы тоже правы. Где нам было научится хитрости, изворотливости. Государство нас не обманывало, не врало-недоговаривало кое-что иногда, но не травмировало нас смакованием преступлений. В целом жизнь улучшалась с каждым годом. (До перестройки) С мошенниками в советское время лично не сталкивался, хотя и слышал о них, что где-то они попадаются, в школе учили не только наукам, но и умению жить общественной жизнью, дружить, любить не только себя, но и уважать всех окружающих. Учителей, врачей, да и любых наставников уважали. В милиции совершенно не видели противника, о человеке судили не по его национальности, а по его поступкам. Привыкли доверять и власти и людям. За 30 последних лет, ведя активный образ жизни, частенько сталкивался и с несправедливостью власти и мошенничеством не только отдельных людей, но и организаций. Сейчас меня уже трудно обмануть, но знаю многих сверстников, которые все еще доверчивы как младенцы и "телевизору" чаще верят, чем своим глазам.

+32 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Могу добавить - когда я училась (в СССР), нам не могли показать настоящего больного с первичным сифилисом, потому, что их просто НЕ БЫЛО! А сейчас? Сейчас у нас полыхает туберкулёз. А знаете, что одной из причин является то, что считают, что лечить их полный срок невыгодно и сразу выпускают из больницы. Чиновникам то что, они общественным транспортом не пользуются и не видят этих больных туберкулезом. Врачи давали ПРИСЯГУ и поскольку не было платного образования в меде, учились на совесть.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Что ж, Дмитрий Анатольевич, приступим к части 2 - образование. Начнем с того, что оно было доступно всем. Сейчас есть семьи, где есть дети, но родители ведут разгульный образ жизни, дети достигли уже школьного возраста, а ребенка просто никто не торопится записать в первый класс, и он может ходить не образованным, если вдруг сердобольные соседи этим вопросом не заинтересуются и не обратятся в соответствующие органы. В Союзе это было невозможно. И все образование получали как раз не вопреки (ваша интерпретация), а БЛАГОДАРЯ. И каждый, даже заядлый троечник, знал русских классиков литературы, что о нынешнем поколении этого уже не скажешь. По ТВ (ваш любимый источник информации!) неоднократно показывают опросы молодых людей, спрашивая, кто такие Наташа Ростова, Печерин, Герман и т.д., ответы их просто заставляют волосам на голове шевелиться. Я уже не говорю о классиках соцреализма. Но зато мы видим как дети читают фэнтази, которая в принципе от фантастики, которую читали в советское время, очень отличается. Не такие общительные дети стали, в гаджетах различного уровня сидят, выстраивают себе фантазийные миры и живут в них, потому что им так лечге переносить нашу дебильную (другого слова трудно подобрать) действительность. А СССР была самой читающей страной. Да, подписные издания, трудно было приобрести: стояли в очередях в книжных магазинах, на предприятиях выдавали в качестве награждений, но заметьте СТОЯЛИ В ОЧЕРЕДИ и, значит, читали. Были книги востребованными. А сейчас книжные магазины ломятся от книг (цены заоблачные!), но в очереди никто не стоит. Можете возразить, что в электронном варианте можно прочитать любую книгу. Интересовалась электронным вариантом - результат-много оригинального текста выброшено напрочь, все в очень сокращенном варианте. Вспомните, в советское время популярных писателей, поэтов-какие встречи со зрителями-с дискуссиями, люди рассуждали, спорили и учились. Идеолгия в школе-в чем она заключалась? В том что, начиная со звездочек, потом пионерские звенья, затем комсомольские ячейки, учили коллективизму, товариществу, не подличать, имей свое мнение, совесть, честь, достоинство? Что учили в школе работать-мы сами мыли полы, участвовали в генеральных уборках, во время практики белили, красили, потому и берегли школьное имущество. А сейчас детям нель этого ничего делать в школе: кто-то придумал, что это использование детского труда. Во время войны мальчишки и девчонки вставали к станкам, на табуреточках, и благодаря им и была одержана победа. А сейчас дети ничего не умеют-даже розетку собрать и разобрать. И без разницы какое место в жизни занимали твои родители, никто тогда на это не смотрел, вся школьная жизнь и строилась и прививала нравственные человеческие понятия. Что мы имеем сейчас? Дети не уважают не только себя, но и своих родителей (у них идеология поменялась-деньги, деньги, деньги), и как следствие, себя. Потому что невоспитанный человек, неся в жизнь хамство, стяжательство, отрицание всего хорошего, прежде всего не уважает себя. В моем окружении было, не скажу что много, но и немало евреев-все с высшим образованием - юридическое, экономическое, педагогическое. И ни разу от них не слышала, что они ПРОБИВАЛИСЬ в вузы, поступали, как все студенты, и учились, как все студенты. А от нынешней жизни - один рано ушел из жизни, трое покинули Россию, уехали в Израиль, а раньше жили в Союзе и не помышляли об отъезде на историческую родину. Об изучении ненужных предметов в вузах. Это тогда казалось, что знание этих предметов никому не нужны, но, жизнь опять доказывает, что если бы наши политики (особенно молодые) изучали бы основы марксизма-ленинизма, это пошло бы им только на пользу. Работала в библиотеке более 15 лет, и при разборе наткнулась (кто-то подарил библиотеке) собрание сочинений ЛЕнина. Полистала, хотела найти статьи, что давали нам в школе - выступление Ленина на съезде комсомола. Зачиталась, как все верно и, главное, актульно для нынешнего времени он пишет. Почитайте, не пожалеете, вам на пользу пойдет, с вашим "вышним" образованием. Талантливым изучение, как вы выразились, "лишних" предметов не мешало, мешало посредственностям. Вот эти посредственности теперь в нашей стране у власти. Иностранные языки в совесткой школе преподавались при наличии учителя в школе прекрасно. До сих пор помню свою учительницу английского языка Людмилу Петровну (к сожалению, не помню фамилии): английский был ежедневно, наравне с русским. Знали его, аж от зубов отскакивало, как говорится. Она была жена офицера и работала у нас недолго. Моя тетя преподавала немецкий в поселке, была любимым учителем у учеников и соответственно не знать предмет у любимого учителя было невозможно тогда. Учителей иностранных языков было мало, теперь знания ученики в основном получают через репетитора, а это уже совсем другая история. Кстати, об истории. Не надо придумывать, в истории (она тогда называлась новейшая история) было и про репрессии и про культ личности Сталина. Никто об этом не умалчивал. А сейчас так извернули историю, что и Бандера стал национальным героем, и Саласпилс - пионерским лагерем, а ветераны войны стали захватчиками. Даже в стране проигравшей, такого отношения к нашем ветеранам нет, как у нас, в стране победительнице. Революцию назвали переворотом, а переворот, когда алкаш Бориска на царствование взгромоздился, революцией. Вот в 90-е и был переворот - с ног на голову. И похоже, наша трусливая власть, боится революции и понимает, что русские долго запрягают, но... быстро едут. От того и появляются такие статьи, роде вашей. Я не склонна идеализировать Советский Союз, было что и там исправлять, но и надо было исправлять, а не прихватизировать народное достояние-недра, не уходить на капиталистические рельсы, а именно исправлять негативные явления в нашей стране. Сейчас же мы имеем разгул коррупции, разбазаривание страной и людскими ресурсами в полном смысле этого слова. Китая

не нужно было становиться капиталистической страной, она и в социализме уже впереди планеты всей скоро будет, а мы при нынешней власти 147... после Зимбабве. И отношение к вашей статье у меня брезгливое. Да, хочу обратно в СССР, хочу! И похоже, что я не одна.

+53 / 0
картой
Ответить

Полностью с Вами согласен!

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не в бровь, а в глаз! На 1000% с Вами согласна!

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я абсолютно Вас понимаю и поддерживаю.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
DELETE

Да, СССР был не идеален, но достаточно стабилен. Образование было лучше только потому, что в школах воспитывали людей, а ни бездушных роботов. В целом общество было намного человечнее, чем сейчас. Я считаю, надо смотреть на результат. Без сомнений у СССР общий результат лучше.

DELETE

Я не считаю себя бездушным роботом... поэтому мимо.

Не считать самому-еще не значит не быть им. Вы же взялись рассуждать о том чего сами не видели и не ощущали. Для чего? А по себе, даже если вы и правы относительно себя, опровергнуть общую видимую тенденцию не получится.

+30 / -2
Ответить
DELETE

Юрий, уважаемый, то, что я взялся, как вы выразились: «рассуждать о том, чего сам не видел и не ощущал», не означает, что я бездушный робот. Вы за своими пальчиками-то следите, пожалуйста. По вашей логике я и о Великой Отечественной войне не могу рассуждать, поскольку не видел и не ощущал её... вы не думаете, что ваше высказывание как-то глупо звучит?

Дмитрий Анатольевич, где это Вы вычитали, что я Вас бездушным роботом называл, наоборот, я согласился с вами, что как индивидуум вы можете и не быть таким, но общая тенденция-то такова. Рассуждать конечно пока вы можете о чем желаете, но Вы свою статью преподнесли не как свое мнение, а как безусловную истину в последней инстанции и не понятно из статьи на чем эта ваша истина основана.

+26 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Последний абзац перечитайте, пожалуйста, где указано, что это мое мнение...

раскрыть ветку (0)

Чтобы составить мнение надо имет достоверную информацию, и, конечно, над мыслить.

По вашей статье этого не заметно.

+16 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)

А Вам сколько лет, если не секрет, уважаемый Дмитрий? И когда Вы получили образование? Надо сказать, что до сих пор ещё действует та система образования из-за наличия преподавателей старой закалки, хоть и с изменениями.

+11 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

А с чего это Вы успехи сравниваете по разным промежуткам времени. У России через 70 лет может рай на Земле будет? Мы только треть пути прошли.

+4 / -17
Ответить

Как там Ельцин или Черномырдин говорил (не дословно, а по смыслу) Мы стоим у края пропасти, но скоро сделаем решительный шаг вперед. Если судить по науке, технологичной промышленности, космосу, отношения государства к большинству населения, то мы этот шаг уже сделали.

+23 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
20.04.2019, 17:34
Краснодар

Стесняюсь спросить, Елена Евгеньевна, для кого рай-то будет, если нация стремительно вымирает, а территории России по распоряжению вашего любимца-солнцеликого, заселять велено азиатами, китайцами и т.д. И для всех преференции, кроме коренного населения.

+18 / 0
Ответить

Велено? Каким Указом велено?

+3 / -4
Ответить
20.04.2019, 19:25
Краснодар

ВЛАСТИ РФ ХОТЯТ ДАТЬ ГРАЖДАНСТВО 10 000 000 НОВЫХ МИГРАНТОВ К 2025 ГОДУ!

Как пишет "Коммерсант", президент РФ Владимир Путин 6 марта создал рабочую группу по осуществлению госконцепции миграционной политики на 2019-2025.

Ее возглавил руководитель управления президента по обеспечению конституционных прав граждан Максим Травников, до этого он был замом министра юстиции.

Реализацией установок рабочей группы будет заниматься правительственная комиссия по миграционной политике, ее глава - вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

Как отмечает издание, усиление миграционных потоков в Россию по мысли властей должно способствовать преодолению демографического кризиса в стране.

Так, этой весной Госдума должна дать амнистию тем, кто получил паспорт РФ до 2010 с нарушениями. Также в правительстве хотят сделать бессрочный вид на жительство для иностранцев.

Источники издания отмечают, что для "покрытия" демографического разрыва Кремль намерен привлечь в Россию 5-10 млн мигрантов, в первую очередь из Украины, Казахстана, Узбекистана, Молдавии.

Ещё есть вопросы?

Тогда выбирайте источник:

news.yandex.ru

+17 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

раскрыть ветку (0)

В публикации по ссылке речь идет о русскоязычных гражданах сопредельных стран.

Может это те, кто стал заложником распада СССР?

+3 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)

Юрист имеет ввиду, что мы все будем в раю?...

+5 / 0
Ответить
22.04.2019, 09:20
Краснодар

Наталья ИвановнаПишет 21.04.2019 в 20:49
Юрист имеет ввиду, что мы все будем в раю?...

Юрист цитирует солнцеликого)))

"Они все сдохнут, а мы попадём в рай" - примерно так.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Россия через 70 лет деградирует окончательно развалится на куски, если не вернётся к социализму.

+9 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Пока что ближемся к аду.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)
раскрыть ветку (2)

В СССР люди были счастливыми, уверенными в завтрашнем дне, и, как это не странно, свободными в выборе профессии, отдыха, образования. Мы объездили пол страны за свои отпускные. А счастье не в обилии жратвы и шмоток... как некоторые считают.

+41 / -3
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сталинизм - это термин либералов. При Сталине была диктатура - диктатура пролетариата. Страна развивалась, росла ее мощь, жизнь подавляющей массы населения улучшалась, народ искренне верил Сталину, была победа в тяжелейшей войне, дважды за его правление страна поднималась из разрухи. Из враждебного кольца стран он своей политикой добился дружественного окружения. Пример нашей страны развалил колониальную систему, помог трудящимся капиталистических стран добиться многих социальных гарантий, которых у них ранее не было. Страна должна была защищаться не только от внешних врагов, но и от внутренних, кому не нравилось, что его лишили возможности жить за счет эксплуатации наемного труда, возможности безнаказанно грабить казну, барствовать на чиновничьих постах. Время было суровое и меры были соответственно суровыми. Это уже с подачи Хрущева, осужденных по действующим законам стали называть репрессированными, а масштабы осужденных завышались на порядок. Раскрыты данные о них уже в постсоветское время и каждый может с ними ознакомится, что бы стряхнуть со своих ушей лапшу о миллионах репрессированных. Были ли тогда невинно осужденные, конечно были, но это скорее не благодаря Сталину, а вопреки ему. Это его слова на съезде "Сын за отца не отвечает" в дальнейшем были приняты как директива, это он остановил перегибы и масштабные аресты 37-38 гг. и основные перегибщики понесли суровую кару. Как там у Высоцкого.

"Было время и были подвалы, Было дело и цены снижали. И текли, куда надо, каналы И в конце, куда надо, впадали." Я застал время, "когда цены снижали" и должен сказать, что Диктатура пролетариата добрее и гуманнее к подавляющему большинству народа, чем диктатура олигархата.

+41 / -2
картой
Ответить

"Сын за отца не отвечает". Только вот, когда сын дело отца продолжает... Что эти гадёныши сотворили на украине? Наверно не все вмещается в оду фразу.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (1246)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы