Жилье – детям сиротам. Случай из судебной практики ч.1

365 дочитываний
4 комментария

Жилье – детям сиротам. Случай из судебной практики ч.1

Дорогие друзья, много было сказано о жилье и жилищных правах граждан, однако есть категории граждан, которым право на жилое помещение гарантированно со стороны государства – дети оставшиеся без попечения родителей.

Хочу рассказать историю из своей судебной практики, о праве на жилье, детей оставшихся без попечения родителей. Ко мне обратился молодой человек, который воспитывался в детском доме. С просьбой помочь получить положенную ему по закону квартиру.

ПРЕДИСТОРИЯ.

Он был зарегистрирован и проживал в квартире по сентябрь 2000 года включительно, кроме него в квартире были зарегистрированы и проживали братья, сестры и родители.

Все они проживали в жилом помещении, квартире. Данную квартиру они занимали на основании ордера.

После смерти отца, молодой человек был определен в детский дом, находился в нем на полном государственном обеспечении, так как его мать, с 1996 года совместно с детьми не проживала, длительное время сведений о её месте нахождения не было, находилась в розыске за неуплату алиментов, от воспитания детей уклонялась в квартире была только зарегистрирована.

Мать обратившегося за время нахождения детей в государственном учреждениях жизнью и здоровьем не интересовалась. В результате чего на основании Решения суда была лишена родительских прав.

Обратившейся проходил обучение в техникуме, жилое помещение, в котором ранее проживали, считается аварийным.

ХОЖДЕНИЕ ПО КАБИНЕТАМ.

Обратившийся был включен в список, детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе. В 2018 году от имени доверителя мною было написано обращение в администрацию города Красноярска о предоставлении жилого благоустроенного помещения. В обосновании было указано что заявитель не имеет собственного жилья, которое в силу вышеуказанного законодательства была обязана предоставить Администрация г. Красноярска.. В предоставлении жилья было отказано.

ОБРАШЕНИЕ В СУД.

Мы обратились в суд с требованием обязать администрацию г. Красноярска предоставить истцу., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет средств из Красноярского краевого бюджета.

ПОЗИЦИЯ ОТВЕТЧИКОВ

Представитель ответчика администрации г. Красноярска действующий на основании доверенности от 02.03.2018 г. № в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения установлены Законом Красноярского края «О защите прав ребенка».

В соответствии со статьей 17 Закона формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования - министерством образования Красноярского края. По информации Министерства заявитель включен в список.

Вместе с тем сообщил, что Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальное образование город Красноярск наделено государственными полномочиями по приобретению в муниципальную собственность, строительству жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет на основании решений судебных органов, за счет средств из краевого бюджета, предоставляемых в виде субвенции.

В рамках переданных государственных полномочий Министерство заключает соглашение с администрацией города Красноярска в лице муниципального образования город Красноярск, в котором Министерством определяется объем средств краевого бюджета, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий, а также поименный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, на территории города Красноярска, который является приложением к соглашению.

В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения в 2018 году, Заявитель Министерством не включен, средства на приобретение жилого помещения в целях предоставления Заявителю по договору найма специализированного жилого помещения не выделены.

Таким образом, жилым помещением Заявитель будет обеспечен после выделения Министерством администрации города Красноярска необходимых финансовых средств на приобретение (строительство) жилого помещения в целях предоставления Заявителю по договору найма специализированного жилого помещения и включения Заявителя. В Соглашение.

РЕШЕНИЕ СУДА, ВСТУПИВШЕЕ В ЗАКОНННУЮ СИЛУ.

Cуд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство в силу положений пунктов "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Предусмотренный Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).

Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.

В законодательстве субъекта Российской Федерации иные условия предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены быть не могут.

В силу п. п. 1, 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир.

Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.

Статья 1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также являющихся таковыми, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.

Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.

Согласно ст. 2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.

В ходе судебного заседания установлено, Истец года рождения в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Согласно свидетельству о рождении родителями истца являлись.

Мать истца решением Ленинского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.

Отец истца умер о чем имеется свидетельство о смерти.

Истец включен в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается письменным сообщением администрации ленинского района г. Красноярска

Согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю за Истцом объекты недвижимости на праве собственности либо ином праве, на территории Красноярского края, не зарегистрированы.

При таких обстоятельствах, на сегодняшний день за Истцом какое-либо жилое помещение не закреплено, в собственности либо на ином вещном праве объекты недвижимости у истца отсутствуют, она является нуждающейся в предоставлении жилья.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, нуждается в обеспечении жилым помещением.

Истец своевременно обратился с заявлением о постановке на учет на предоставление жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.

Нормами действующего законодательства, приведенными выше не предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очередности.

Предоставление Заявителю. Жилого помещения при соблюдении условий, предусмотренных федеральным законом, не может быть поставлено в зависимость от даты включения ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, и наличия других лиц, включенных в соответствующий список ранее истца, поскольку иное нарушало бы реализацию права Заявителю на получение предусмотренных законом дополнительных гарантий.

Таким образом, исковые требования Заявителя. Подлежат удовлетворению.

Исковые требования Заявителя удовлетворить.

Обязать администрацию города Красноярска предоставить Заявителю в пределах населенного пункта – город Красноярска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующие норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам применительно к условиям проживания в г.Красноярске.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска. Решение суда Администрация обжаловать не стоала.

Сейчас мы добиваемся исполнение решения суда, Если интересно – продолжение следует

:

Проголосовали: 5

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

4 комментария
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 4
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

ДА, решение суда испонено.

раскрыть ветку (0)

Добрый день коллега. Интересен результат. Жилье сиротой получено?

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Доброе время суток. Отличная работа. А главное-помощь детям такой категории. Если не трудно-номер дела.

С большим уважением Алексей.

раскрыть ветку (0)

Здравствуйте! У нас похожая ситуация. Судья вынес решение в пользу сироты. А управление городского развития подали жалобу в область и просят не удовлетворять решение суда. Посмотрим что решат 17 декабря.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы