Петропавловская Любовь Сергеевна
Петропавловская Л. С.Подписчиков: 0
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг195

Российская Федерация - светское государство.

496 просмотров
66 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 6,05 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Введение

История многих государств включает в себя взаимоотношения власти церковной и светской, государства и религиозных организаций. Само по себе определение «светский» было введено в оборот Марти-ном Лютером в 1523 году в трактате «О светской власти» - что означало «мирской, нерелигиозный». Первоначально оно было использовано как антоним к определениям «церковный, религиозный». Анализируя время, в котором жил Мартин Лютер, можно с точностью сказать, что - «с течением времени существенно изменяется не только содержание, но и понимание в обществе светскости государства».

Актуальность данной темы выражается в том, что светское государство – это один и основополагающих принципов формирования и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. Светское государство для Российской Федерации, согласно главе 1 Конституции РФ - основа конституционного строя. Принцип Российского светского государства закреплен в ст. 14 Конституции РФ 1993 г., из которого можно сказать, что светским государством считается то государство, в котором не существует официальной, государственной ре-лигии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект. Действующая Конституция отказалась от принципа жестокой опеки государства над духовной жизнью социума и установила принцип светского государства.

Существует разнообразие подходов к понимаю светского государства, плюрализм взглядов и мнений, вот - одна из составляющих демократического светского государства. Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ). Содержание свободы вероисповедания включает в себя в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Таким образом, целью данной работы является подробное конституционно-правовое рассмотрение понятия светское государство в его многогранности и присущими только ему особенностями в Российском государстве. Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие, признаки и сущность светского государства;
- отразить взаимоотношения церкви и государства в России;
- рассмотреть, как раскрывается данный принцип в Конституциях советской власти;
- показать развитие светского государства в Российской Федерации;

Глава 1. Предпосылки создания светского государства в России.

Российская Федерация, согласно Конституции РФ (ст.14) - высшему нормативно-правовому акту в РФ, является светским государством. В со-временности светское государство, согласно юридическому словарю А.Ф. Никитина – «конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности» . Одной из существенных черт такого государства является четкое разделение духовной и светской власти, государственных и религиозных организаций, ограничение государственной власти и юрисдикции светской властью. В этом государстве не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Стоит отметить, что светское государство в РФ, остается гарантом сбалансированности интересов различных социальных групп, и, соответственно, стоит на страже интересов этих групп, и не толь-ко провозглашает конституционную свободу совести, но и принимает со-ответствующие меры для ее реализации. Нормативной основой права человека на свободу совести и вероисповедания в РФ, являются ст.28, ранее названная ст.14 Конституции РФ, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». В ст.3 закона №125-ФЗ (право на свободу совести и свободу вероисповедания) говорится о том, что в «РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»1. Свобода совести вытекает из закрепленных в ст. 13 и 14 Конституции РФ принципов идеологического многообразия и светскости РФ, равенства всех общественных объединений (в том числе и религиозных) перед законом.

Говоря о свободе совести, немаловажно обратить внимание не только на Российское законодательство по данному вопросу, но и на международные документы, такие как: Всеобщая декларация прав человека (ст.18-каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и рели-гии…), Международный пакт «О гражданских и политических правах». В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на общественную мораль.

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.) В РФ сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях, так как закон запрещает требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и о их конфессиональной принадлежности можно судить лишь по социологическим опросам населения. По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей», проведённого службой «Среда» в августе 2012 года, в 79 из 83 субъектов РФ, религиозность у россиян, общая численность которых 143,2 млн человек, распределилась так: - 58,8 млн или 41 % — исповедуют православие и принадлежат к РПЦ;
- 9,4 млн или 6,5 % — исповедуют ислам;
- 2,1 млн или 1,5 % — исповедуют православие, но не принадлежат к РПЦ и не являются старообрядцами;
- 700 000 или 0,4 % — исповедуют буддизм;
- 140 000 или 0,1 % — католики;
- 140 000 или 0,1 % — иудеи;

По словам специалиста в области конституционного права, - О.Е. Кутафина, - «каждый человек имеет право поступать и мыслить в соответствии со своими убеждениями, - религиозными или атеистическими, может соотносить свои поступки с какими-то ни было вероучениями или действовать независимо от них». Так, свобода вероисповедания означает - никто не может быть принужден к выбору религии, изменении вероисповедания. При этом важно подчеркнуть, что одной из самых существенных гарантий свободы совести, вероисповедания, является закрепленное в Конституции РФ (ст.19, ч.2.), положение о равенстве прав и свобод человека и гражданина, независимо от отношения к религии. Таким образом, светское государство, обеспечивающее право каждого на свободу совести, выражает и нейтральное отношение и к идеологическим объединениям, среди которых религиозные объединения - лишь разновидность.

По мнению А.В. Останина, наиболее рациональным и современным этапом в «диалектике развития светского государства», является как раз-таки обеспечение государством различных форм мировоззрения, среди которых религиозная одна из нескольких. Эта характеристика современного светского государства нужна для того, чтобы достичь гарантированности права каждого на свободу совести в условиях идеологического, мировоззренческого плюрализма. Принцип светскости государства, даже несмотря на различное интерпретирование со стороны известных де-ятелей права, носит единую смысловую нагрузку, является одним из крае-угольных правовых, философских, социальных норм, занимает особое место в конституционно-правовой науке в виде одной из основ конституци-онного строя государства.

По мнению С.А. Бурьянова, «светское государство – мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение в качестве официальной идеологии, обеспечивающее каждому возможность свободного мировоззренческого выбора». Также не малоинтересна точка зрения, А.Д. Сухова, который определяет светское государство следующим образом: «светское государство – это государство, свободное от какого-либо влияния религии, её догматики и обрядности, раз-личных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни». Проанализировав рассуждения о светском государстве в настоящей работе, можно выделить следующие его признаки:
- Отделение от государства религиозных объединений, государство возлагает исполнение функций государственных органов власти на религиозные объединения;
- Нормативное закрепление равенства всех религиозных организаций перед законом, никакое религиозное объединение не пользуется со стороны государства никакими преимуществами, что совершено правильно и справедливо;
- Запрет на установление государственной или обязательной религии;
- Государство провозглашает идеологическое многообразие и отвергает монополизм;
- Государство провозглашает себя правовым и гарантирует гражданам свободу вероисповедания, свободу совести;
- Религиозные каноны и дог-маты не являются источником права, (что прямо говорит о том, что в гос-ударстве отсутствует официальная (государственная) религия);
- Государство последовательно развивает требующие индивидуальной оценки права и свободы человека;
- Светский характер государственного образования. Данный признак может отражаться в Федеральном законе от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», устанавливающий светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и другие нормативно-правовые акты. Также, что немаловажно, и в качестве изучения учебной дисциплины. С 2009 года, в России в школьную программу был введен новый курс «основы светской этики». Теперь по желанию родителей ребенок может изучать либо основы светской этики, либо основы этики какой-либо из крупнейших в России конфессий.
- Отсутствие религиозной пропаганды в действиях высших государственных лиц;
- Недопустимость создания и функционирования специальных государственных органов по вопросам какого-либо мировоззрения (в том числе, религии);
-Отсутствие экономических преференций для религиозных организаций; Было уже неоднократно сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, так признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (в любым областях, в том числе и свободы со-вести) - обязанность государства. Исходя из этого можно сказать, что государство закрепило определенного вида санкции, за нарушение этих конституционных прав.

Статья 28 Конституции РФ закрепляет гарантию свободы совести, вероисповедания каждому, то есть конституционная свобода является объектом преступления, предусмотренного ст. 148 УК. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации от 13.06.1996 г. №163-ФЗ, в ст.148, п.11 – наказываются публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершение в целях оскорбления религиозных чувств верующих. А именно: следует штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

В Российской Федерации, согласно Кодексу об административных право-нарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, согласно cт. 5.261, любое воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти-десяти тысяч до ста тысяч рублей». По моему мнению, совсем не удивительно, что преступления против веры в Российской Федерации наказываются вполне жестко и справедливо. Это связано с собой ролью православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Таким образом, проблемы свободы совести и вероисповедания в России, теснейшим образом связаны со всеми правовыми процессами, происходящими в обществе. Необходимо формирование правового механизма реализации права на свободу совести, для каждого в со временном демократическом обществе, что несомненно будет играет большую роль. Защита прав на свободу совести и свободу вероисповедания ведет к усилению прочности и стабильности мира, отражает процесс взаимопроникновения религий и культур в век глобализации. В ходе исторического развития взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства претерпевали значительные изменения - от «византийской модели» и признания православной религии как государственной, до ее полного отрицания и отделения церкви от государства. Принцип светскости государства предполагает разделение сфер компетенции, функциональную независимость Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга.

Сегодня большинство ученых сходятся во мнении, что мировой практике известны три основные модели взаимодействия религиозных объединений и государства: первая определяется статусом отдаленности церкви от государства – светское государство, вторая-определяется наличием в стране религии со статусом государственной, третья – теократическое государство, в котором власть принадлежит представителям определенной конфессии. Светское государство не зависит от какой-либо религии или церкви, это государство, власть которого распространяется только на область мирского, а церковь также независима от политического или государственного управления. Государству и его власти подчинены светские дела, поэтому отношения между церковью и государством носят нейтральный характер. Государство должно одинаково относиться как к теизму (разным религиозным сообществам), так и атеизму. Граждане в этом государстве не должны иметь привилегии или преследоваться по религиозным причинам.

Россия, согласно Конституции 1993 г. провозглашается светским государством, поэтому должна проводиться в жизнь соответствующая политика разделения церкви и институтов публичной власти. Как известно истории, право граждан на осуществление своих религиозных прав знали и другие Конституции. Например, Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1977 г., согласно ст. 522, признавала гарантию граждан СССР на свободу совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви. Также Конституция СССР 1936 года - Конституции победившего социализма" - (в ней была закреплена тенденция не разделять светское государство и свободу совести),-ст.124-«В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви.

Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.» Как мы видим, сравнивая две Конституции СССР, церковь еще с 1936 года была отделена от государства, в «целях обеспечения за гражданами свободы совести». Можно назвать два способа построения взаимоотношений церкви и государства в рамках отделения церкви от государства: - сепарационный (США, Франция) - религия вытесняется из сферы публичной деятельности государства, обеспечивается равенство религий перед законом. - кооперационный (Германия, Испания и ряд других стран)-за государством стоит защита традиционных конфессий, сотрудничество во многих сферах деятельности, обеспечение права религиозным меньшинствам. Здесь действует определенный источник правового регулирования – конституционные нормы вместе с действующим законодательством, а также договоренности и соглашения с религиозными объединениями. Как утверждает ряд исследователей, светская модель, выбранная Российской Федерацией, не идеальна и имеет как позитивные, так и негативные проявления. Но она является предпочтительной в многоконфессиональном государстве, так как позволяет наиболее эффективно защитить основные права и свободы человека и гражданина.

Первым законодательным актом Советского государства, непосредственно относящимся к вопросам религии, стал Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Изначально Декрет носил другое название – Декрет о свободе со-вести, церковных и религиозных обществах. Как отмечает С.С. Савва, "только несколько позже в официальных изданиях стал именоваться Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Анализируя советскую литературу, можно предположить, что советская власть сделала выбор в пользу "второго" названия Декрета, так как оно закрепляет «наиболее важную гарантию свободы совести", а не просто декларирует ее» В п. 3 Декрета закреплялось, что "каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или не исповедованием никакой веры, отменяются".Нельзя не отметить также труды М.А. Рейснера. С 1899 по 1902 г. он писал докторскую диссертацию на тему об отношении государства к церкви и верующей личности. Главным лозунгом его статей и лекций была «личная религиозная свобода». В первой советской Конституции, свобода совести была поставлена на первое место среди прав трудящихся. Согласно ст. 13 - "в целях обеспечения за трудящимися свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами". Была заложена некая традиция - закреплять принцип светского государства, гарантии свободы совести в одной статье.

Ключевую направленность в анализе развития инвариативных идей в учениях о власти и государстве сформулировал Л.В. Акопов, в которой утверждается, что России присуща «высокая степень нравственно-религиозной окрашенности и психологической акцентуации в оценке соотношения государства и власти». В конституционном праве светское государство, как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно. Итак, учитывая многоконфессиональность нашего общества, интересы, конкретные потребности и особенности различных религиозных сообществ, а также в целях нейтрализации предпосылок к клерикализации государственных и общественных институтов, необходимо четко закрепить цели, формы и пределы сотрудничества государства с другими традиционными религиозными объединениями, являющимися неотъемлемой частью исторического духовного и культурного наследия народов Российской Федерации.

Глава 2. Взаимоотношения церкви и государства в Российской Феде-рации.

РПЦ сыграла особую роль в становлении российского государства и культуры, являясь самой крупной религиозной организацией на территории Российской Федерации. На протяжении многих веков РПЦ принимается гражданами как базовый культурный, духовный, социальный институт. В России складывается мягкая «кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений». Для этой модели в первую очередь характерно, во, первых-четкое закрепление в действующем законодательстве конституционных принципов взаимодействия государства и РПЦ, религиозных объединений, во-вторых, использование опыта общественного служения церкви в решении социально - значимых вопросов.

В последнее время сближение церкви с государством создает предпосылки для чрезмерного усиления влияния религии во всех сферах жизни, и тенденция к клерикализации государственных и общественных институтов не встречают сопротивления со стороны светской власти, что безусловно, отражает новый уровень отношений. Повышения интереса России к религии во многом объясняется ее духовным возрождением, изменением религиозного сознания населения. Церковь перестала восприниматься как рудимент, и превратилась в важнейший социальный институт. В подтверждение этого можно назвать встречу тогда еще Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, в августе 2009 года, с муфтиями Северного Кавказа, которая ставила перед собой определенную цель: укрепление позиций религиозного образования молодежи и утверждения правового порядка в регионе.

Также хотелось бы отметить заметное потепление отношений государства с религиозными объединениями, в первую очередь с РПЦ. Впервые в новешей истории России, по случаю избрания нового патриарха - Кирилла в 2009 году, он получил личные поздравления от главы государства. Выступая на торжественном приеме в Большом Кремлевском Дворце, Президент России Д.А. Медведев отметил: «В обновленной России отношения государства и церкви строятся на основе конституционных принципов свободы совести и вероисповедания, невмешательства государственных органов в деятельность религиозных организаций и в то же время на основе признания государством огромного вклада церкви в становление российской государственности, в развитие национальной культуры и в утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе».

Церковь определяет свое отношение к светской власти, ставя себя на место духовного советника государства. Как организация божественная, Церковь оставляет за собой приоритет в трактовке понятий добра и зла, а также, используя свой авторитет, имеет, по ее мнению, право определять смысл существования государства в целом. Правовое положение РПЦ в современной России, помимо конституционных положений, регулируется и ФЗ № 1253. Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, данный Федеральный закон устанавливает: - церковь не вмешивается в дела государства, а занимается ишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан; - государство и его органы не в праве контролировать отношение своих граждан к религии, и не ведут учет граждан по данному признаку; - государство не вмешивается во внутреннюю деятельность, не оказывает церкви материальной или какой-либо поддержки, но охраняет за-конную деятельность религиозных организаций. Цель Церкви, как отмечает М.П. Пчеледов – «спасение людей, цель государства — их земное благополучие. Церковь предписывает повиноваться государственной власти, но отмечает, что она против абсолютизации власти, так как государство, как земной институт имеет свои границы».Церковь признает светское государство, а государство, по мнению РПЦ, должно сотрудничать с церковью только лишь в ограниченных сферах. Областями сотрудничества Церкви и государства авторами концепции определяются: - миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях;-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государства-ми; - забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; - дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; - охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия; Таким образом, утверждается паритетный принцип государственно-конфессиональных отношений.

Заключение

Основным принципом и главной гарантией светскости государства является законодательное закрепление правового режима отделения церкви (религиозных организаций) от государства. Светское государство свободное от какого-либо влияния религий, ее догматики и обрядности, раз-личных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни. В качестве примера светского государства, в работе была рассмотрена Российская Федерация, с ее многоконфессиональностью и развитой национальной базой. Эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не потеряют своей актуальности никогда, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.

Список используемой литературы

I.Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года // Библиотечка "Российской газеты". 1999. № 22-23. Ст. 18.

2. Международный пакт от 16.12.1966 г. «О гражданских и политических правах». Ст. 18. 3. Конституция Российской Федерации (с гимном России) - Москва: О-11 Проспект, 2014.-32 с. Ст. 14, 28. 4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №163-ФЗ (ред. от 30.03.15). Ст. 148, п.1. // Справочно-правовая система © Консультант Плюс, 1992-2015. 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I). Ст. 5.26., п.1. 6. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.04.15) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // «Российская газета», N 190. 01.10.1997. 7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской. Ст. 22, ч.2 // Справочно-правовая система © Консультант-Плюс, 1992-2015

II. Специальная литература.

1."АРеНа" - атлас религий и национальностей. Религия для поколения Z // "Российская газета" - Федеральный выпуск №5965 (292).

2. Акопов Л. В. Идеи-инварианты в учениях о власти и государстве российских мыслителей X-начала XX веков. Русская философия и российская государственность. Сборник научных трудов. Ростов н/Д., 2009.

3. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 2007.

4. Булавина М.А. «К вопросу о правовом содержании понятия «светское государство» // Известия МГТУ «МАМИ» № 2 (20), 2014, т. 5

5. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Проблемы реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России. М., 2005

6. Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // СУ РСФСР, 1918, № 18, ст. 263, «Газета Рабочего и Крестьянского Правительства», № 15, 23.01.1918, «Свод законов РСФСР», т. 1, с. 861, 1988 г.

7. Коневская А.Ю. Особенности понимания принципа светского государства применительно к РФ на современном этапе развития // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. - М.: ООО "К-Пресс", 2010, № 3. - С. 20-22

8. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. С. 244.

9. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. С. 333.

10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик: утв. Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Кукушкин Ю.С., 11. Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиз-дат, 1987. С. 309.

12. Кузьмин В. Соборная площадь. Вчера в Кремле чествовали нового Патриарха Московского и всея Руси Кирилла // Российская газета. - 2009. - 3 февраля; Выступление Президента России и Святейшего Патриарха на торжественном приеме в Кремле // Церковный вестник. - 2009. - Февраль.

13. Кутафин О.Е. Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий // Библиотечка "Российской газеты.

14. Н.В. Филина. Понятие и признаки светского государства // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. УДК 341.211 Н.В. Филина, 2012. Стр. 63-64, 66.

15. Никитин А.Ф. Юридический словарь. М.: Олма-Пресс. 2004 г. 640 с.

16. О социальной концепции русского православия / Под общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2002.

17. Основы социальной концепция русского православия. // [Электронный ресурс], 2000 г. Архиерейский собор. http://www.mospat.ru/index.php?mid=90

18. Останин А.В. Генезис идей светской модели государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 2 (23). С. 27–35.

19. Рейснер М.А. Право свободного исповедания // Вестник права. Журнал юридического общества Санкт-Петербургского университета. 1899. Ноябрь. С. 85 - 102

20. Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты // Журнал российского права. 2009. N 12 (156). С. 130 - 131.

21. Степакова И. В. Современное российское государство и РПЦ: особенности и перспективы взаимоотношений // ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 3, 2011/

22. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1973.

23. Фаризова С.Ф. Религия станет оружием борьбы с экстремизмом // Известия. - 2009. - 31 августа.

Проголосовали:2

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Понравилась публикация?
/
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Петропавловская Любовь Сергеевна
Магонова Юлия Валериевна
Подписчиков 275
27.05.2024, 15:34
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг669.9к
Меня умиляют двойные стандарты. На этот раз - про одежду. Вот смотрите. Власти обмолвились о том,...
Подробнее
Неинтересно
0
4