Отложная помощь: виноваты ли медленные «скорые» в несчастьях пациентов?
Каждый десятый россиянин старше 15 лет, вызывавший в прошлом году скорую помощь, ждал ее более 40 минут. В соответствующем исследовании Росстата было опрошено 60 тысяч домохозяйств методом интервью с каждым из членов семьи. В Саратове же, судя по комментариям к данному исследованию в соцсетях, с медлительностью «скорых» сталкивается чуть ли не каждый первый нуждающийся житель, причем нередко врачей приходится дожидаться по несколько часов.
Стоит отметить, что данные Росстата заметно расходятся с официальной статистикой минздрава, который, к слову, назвал сообщения о долгой езде бригад «субъективной оценкой граждан». Ранее министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что «в 2017 году показатель 20-минутного прибытия кареты медиков обеспечен почти в 89% случаев на всей территории страны».
Правила оказания скорой медицинской помощи регулируются приказом Минздрава №388 н. В нем, в частности, перечисляются поводы для вызова скорой медицинской помощи в «экстренной» и «неотложной» форме. Программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской скорой помощи предполагает, что время прибытия бригад к пациенту не должно превышать 20 минут. Однако эта норма распространяется только на вызовы первой, «экстренной» формы. Для вызовов в "неотложной" форме - до 2-х часов.
Большинство российских экспертов отрасли называют одной из главных причин медлительности «скорых» устаревший автомобильный парк. Кроме того, на время приезда врачей очень сильно влияет плохое качество дорог (особенно – в регионах), «сдобренных» осадками, авариями и, соответственно, пробками. В подобных условиях «скорая» может просто не доехать до целевого пациента - по крайней мере, до живого.
Один из важнейших факторов - кадровая укомплектованность. По данным некоторых российских специалистов, в регионах бригады скорой укомплектованы лишь на 50-60%. Количество же подстанций скорой помощи при этом постоянно уменьшается: если в 2011 году в стране было 2940 подстанций, то год назад их оставалось всего 2460. Плюс к этому, наблюдается регулярный отток молодых врачей, которые буквально мечтают покинуть данную специальность из-за низких зарплат и тяжелых эмоциональных нагрузок…
Ситуация с автопарком «скорой» совсем не однозначная. У службы есть и новые «мерседесы», и старые «буханки», но их техническое состояние на собственно скорости «скорой» сказывается редко: с «мигалкой» и при том, что «скорую» пропускают другие автомобили, до места доедут и те, и другие настолько быстро, насколько это позволяют наши дороги. А дорожную ситуацию никак нельзя снимать со счетов – она может поломать любые планы, в том числе и планы «скорой».
Вы вспомните только нынешнюю зиму – она оказалась для «скорой» исключительно тяжелой. Было очень много случаев падения людей с крыш в процессе их очистки от снега, травм от схода с крыш снега и льда, сердечных приступов у граждан, перетрудившихся на уборке снега. То есть вызовов было много, а бригад-то – столько же.
Тут есть еще и такой нюанс: в современном «обществе потребления» у людей сформировались завышенные ожидания относительно всего, в том числе и относительно медицины. И когда эти ожидания не оправдываются, люди склонны предъявлять жесткие претензии к тем, кто «под рукой» - к врачам. А врачи, между прочим, выкладываются по максимуму, и это при том, что врачей, и вообще персонала, на «скорой» на так-то много, и это – основная проблема службы. Если имеется 15 автомобилей и при этом всего 5 бригад, это значит, что по вызовам будут ездить только 5 машин, а остальные – стоять в гараже. К тому же скорая помощь – очень специфический вид медпомощи. Тут не получается отводить по 15 минут на пациента. Бригаде приходится на месте решать, нужно ли пациента госпитализировать и куда, потом транспортировать в больницу, которая, кстати, может и не принять его, а перенаправить еще куда-то, и везет пациента опять «скорая». Порой по 2-3 часа приходится разъезжать по городу.
И еще: никто почему-то не принимает во внимание, с какой скоростью разрастается город, сколько новых микрорайонов появилось. А новых подстанций что-то не наблюдается - хорошо еще, что конкретно у нас их число не сокращается. А микрорайону нужна своя подстанция – с постоянным помещением, диспетчером и так далее, но процесс этот довольно сложный, связанный с многоступенчатыми расчетами, бюрократическими процедурами и, конечно, с дополнительным финансированием.
Самая серьезная проблема на «скорой» - дефицит кадров. Причем тут тоже есть свои нюансы, затрудняющие ситуацию. Работа на «скорой» очень тяжелая и даже опасная. Ты все время в дороге, которая, что называется, «полна неожиданностей». Ты никогда точно не знаешь, что и кто ждет тебя на вызове – а там может быть и пьяный хулиган, и наркоман в поисках дозы, и преступник. В общем, выпускники медвузов в «скорую» в очередь не стоят, тем более что никаких особых материальных выгод эта работа не обещает. Не рассматривать же всерьез как выгоду четырехпроцентную доплату – это же слезы горькие. Для хоть какого-то стимулирования размер доплаты должен составлять как минимум 25%.
Конечно, проблему пытаются решать, и в отношении младшего медперсонала это удается сделать. Младший медперсонал бригад – медбратья, санитары, фельдшеры – комплектуются за счет студентов-медиков, которые зарабатывают на «скорой» свои учебные баллы. Так что хотя бы проблема тяжелых работ, например, транспортировки пациентов, отчасти решается. Но это, во-первых, не значит, что по окончании вуза эти студенты останутся работать на «скорой», и, во-вторых, младший медперсонал не может ездить по вызову без специалистов, а специалистов как раз больше не становится.
В идеале бригады «скорой» должны быть специализированными – травматологическими, психиатрическими, кардиологическими, детскими и так далее, и всех должно быть в достаточном количестве. Но что толку тосковать по идеалу? На деле общие терапевтические бригады обслуживают все вызовы, количество которых все растет, поскольку растет население города. Пока по нормативам у нас не наблюдается недостатка в скорой медицинской помощи, но это потому, что эти нормативы давно никто не пересматривал с учетом изменившихся городских реалий. Такой пересмотр, конечно, вопрос не одного дня, а пока работа на «скорой» у медработников считается непрестижной и успехом не пользуется, из чего и проистекает большинство проблем этой службы. Да и пациенты вносят свою неприятную лепту. Мне кажется, граждане должны пересмотреть свое отношение к медицине вообще и к службе скорой помощи в частности: это не медицинские услуги, а именно что медицинская помощь!