Окончательная или временная утрата навыков работы.
Депрофессионализация.

«Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?».
Антон Чехов
Приветствую, уважаемый читатель!
Не удивлю тебя, если скажу о том, что общество способно развиваться и двигаться вперед только в условиях четко намеченного плана, основными движущими силами которого являются человеческий интеллект и неразрывно с ним связанный упорный труд.
Именно благодаря интеллекту и труду были изобретены огонь, колесо и повозка, письменность, бумага, автомобиль, электрическая лампочка. Те вещи, без которых развитие человечества было бы невозможно.
Общество, где государство признало человека высшей ценностью, а его интеллект и труд – высшей степенью самовыражения личности, будет вечно процветать и по возрастающей траектории двигаться только вперед и вверх.
Государство процветания тщательно забоится о качественном интеллектуальном и трудовом ресурсе. Оно планомерно проводит политику поэтапного сопровождения своих граждан с момента рождения до ухода на заслуженный отдых. На каждом этапе, безусловно поделенном на конкретные временные промежутки, государство оказывает поддержку своему гражданину и направляет его умственную и физическую деятельность в необходимое для процветания общества русло.
Такое государство качественно способствует своему всеобъемлющему развитию путем обеспечения постоянного роста уровня интеллектуального и физического ресурса своих граждан. Стабильный поток ресурсов, вкладываемых в человека, с точки зрения его личностного и профессионального роста гарантирует максимальную отдачу в виде общего развития экономики. Такой вот замкнутый круг.
Государство процветания тщательно заботится о качестве и количестве таких ресурсов, как рабочие места для своего народа и достойная оплата труда.
Профессиональная ориентированность и качество вакансий в развитой стране полностью идентичны профильному образованию, получаемому гражданами.
Государство процветания не допустит отсутствия рабочих мест для людей, получивших то или иное профильное образование. Не будет в такой стране и недостойной оплаты труда квалифицированных специалистов. Правительство всецело заботится об эффективном использовании интеллектуального и физического ресурса, и не допускает его истощения, т.к. этот процесс рано или поздно неминуемо приводит к деградации, упадку и регрессу общества в целом.
Отсутствие необходимого количества профильных рабочих мест для образованных специалистов является одним из явных признаков депрофессионализации общества.
В толковом словаре есть четкое определение этого термина.
«Депрофессионализация – окончательная или временная утрата навыков работы в рамках официально полученной профессии, специальности.»
Давай взглянем сегодня на течение этого процесса в нашей стране.
Корни его уходят в конец 80-х, начало 90-х годов прошлого века, когда произошла деформация профессиональной мотивации, связанная с кризисными явлениями в обществе и исчезновением некоторых отраслей производства. Эти факторы повлекли за собой массовые увольнения с рабочих мест и обесценивание рабочей силы.
Мы знаем, что предшественник РФ, СССР, имел мощную экономику именно благодаря развитой промышленности в широком спектре отраслей. В сознании людей было заложено некое понятие стабильности в стране и уверенности в завтрашнем дне. Это касалось и понимания о стране «в общем», и частной жизни. Наступление событий конца 80-х, начала 90-х общество встретило состоянием растерянности.
Физически такие события имели самое непосредственное воздействие и выражались в потере жизненной активности граждан и в устойчивой депрессии. Как следствие, у людей изменилось отношение к условиям труда, выстраиванию новых ориентиров в профессиональном поведении и произошла переоценка ценностей.
Мотивация профессиональной деятельности деформировалась из радости от самореализации и созидания в зависимость от внешних, по отношению к деятельности, мотивов.
С этого момента люди, в основной массе, постепенно перестают быть творцами, начинают смещать жизненные ориентиры в сторону потребления. Растет состояние неудовлетворенности, выражающееся в отсутствии понимания эквивалентности размера оплаты труда затраченным усилиям.
В 90-х годах происходит маргинализация социально значимых профессий, растет количество уже бывших специалистов, которые потеряли понимание своей профессиональной пригодности. Не в смысле имеющейся квалификации, конечно: ведь до периода кризиса они отлично справлялись с рабочими обязанностями, были востребованы, их работа достойно оплачивалась. Речь идет о непонимании специалистами своей нужности в рамках разваливающегося государства.
Маргинализация профессиональной деятельности крайне опасна тем, что она ощутима именно в социально значимых трудовых сферах. Например, в здравоохранении и образовании.
В итоге, люди были вынуждены проходить быструю, как бы смешно это не звучало, «переквалификацию» из социально значимых профессий (инженеров, врачей, учителей) в потребительскую нишу (торгаши, охранники и т.д.).
Еще более критическим фактором явилась «переквалификация» прямо на рабочих местах, выражающаяся в поисках дополнительных способов доходов на занимаемой должности. Иными словами, в приеме взяток. Со временем стало исчезать понятие работы «на совесть», и искусственно родился термин незаменимости конкретного специалиста (умение продать себя дороже).
Главное, что необходимо понять: на этапе начала кризиса трудовых ресурсов (конец 80-х, начало 90-х) все вышеперечисленное является следствием действий людей лишь отчасти и в малой степени. Корень проблемы и абсолютная часть вины находится в действиях государства, которое на тот момент бросило своих граждан на произвол судьбы, списав с себя практически все социальные обязательства, в том числе и забросив производство.
Идем дальше, пытаясь понять и осмыслить, каков вектор развития трудовых ресурсов в России в 21 веке.
Мотивация любого трудящегося обусловлена духовными, материальными и социальными потребностями. Уровень развития человека определяет его мотивационные связи по конкретным видам потребностей. Чем выше этот уровень, тем сложнее связи.
Массовая депрофессионализация общества, начавшаяся в конце 80-х, определила вектор дальнейшего развития трудовых ресурсов, который все четче направлен в сторону удовлетворения материальных потребностей.
В подсознании людей деньги уже воспринимаются, как едва ли не единственное средство решения всех проблем, что, в свою очередь, не может не сказаться на качестве удовлетворенности жизнью. Это неудивительно, учитывая фактор «переквалификации», о котором мы уже говорили.
Говоря о настоящем времени, смело можно утверждать, что сегодня молодежь воспринимает деньги, как единственное мерило успешности человека. Ее абсолютно не интересует: где, как и вследствие какой деятельности получены эти средства. А это отношение породило абсолютную невостребованность социально значимых специалистов и, напротив, возникновение профессий, не несущих смысловой нагрузки для развития личности в частности и страны в целом.
И это вина уже не столько государства, как случилось в конце 80-х, начале 90-х, но, в большей степени, самих людей. Именно человек определяет для себя сейчас перечень необходимых и достаточных ценностей. На основании заложенной в его голову информации. Той информации, доступ к которой он открыл сам.
Развитие в масштабе государства ложных ценностей (в контексте труда), насаждение путем пропаганды через СМИ неверных жизненных ориентиров (опять же, говоря о труде), привело к полной деформации понятий направления и смысла трудовой деятельности. Теперь среднестатистический человек намеренно превращается «трубу потребления». Такой подход разложил и развратил в сознании понятие нравственности труда. Стали появляться и активно насаждаться стремления обогатиться паразитическим путем.
Например (говоря о мужской аудитории), зачем посвящать большую часть жизни обучению инженерному делу, после которого сможешь заработать лишь на убогое существование с мыслью о том, как прокормить в следующем месяце семью, если можно путем махинаций занять руководящую позицию и на откатах заработать в тысячи раз больше?
О женской аудитории. Зачем осваивать бухгалтерское дело, сидеть, «как проклятой» с отчетами, приходя домой в 23:00, в декрете получать несчастные крохи, если можно просто выйти замуж за олигарха, и вместо напряженной работы ходить по салонам красоты, тратить десятки и сотни тысяч рублей в день на обновление разбухшего гардероба. Для этого всего-то нужно взять кредит в банке и сходить к пластическому хирургу.
Вот только почему-то такие элементы общества связывают свое будущее и будущее своих детей не с Россией, а с развитыми европейскими странами, где, к слову, чиновник, получающий откаты, сидит в тюрьме, а труд бухгалтера достойно оплачен. По каким-то необъяснимым причинам в развитых странах депрофессионализация не является даже локальной проблемой, и люди, освоив специальность, работают по ней до почтенного возраста, строя головокружительные карьеры. Или все же причины ясны?
В современной России юный гражданин РФ, получив среднее образование, следует по жизненной стезе в профильный ВУЗ (техникум, колледж), где обучается теоретическим и практическим основам будущей профессии, которой планирует посветить большую часть своей жизни. По завершении учебного процесса он собирается 5 дней в неделю заниматься одним делом.
И не просто заниматься, а совершать какие-либо прорывные действия. Последнее относится, конечно, не к каждому, тем не менее. Человек тратит от 3 до 7 лет жизни (это очень серьезный срок) на обучение конкретной специальности, получает необходимые знания и практические навыки, после чего… идет работать менеджером по продажам?!
Способен ли ты сейчас дать конкретный и обстоятельный ответ на этот вопрос?
Уверен, ты смог для себя ответить на поставленные выше вопросы. И ответить правильно. Сейчас наша страна переживает очень сложный период, корни событий которого имеют практически 30-летнюю историю.
За 18 последних лет наше государство имело все возможности восстановления статуса супердержавы с мощнейшим экономическим развитием. Мы могли стать государством, в котором доля мирового ВВП была бы сопоставима с долей ВВП США, а каждый гражданин здесь был бы счастлив.
К сожалению этого не произошло.
Все ресурсы: физические, экономические, умственные и духовные были направлены в сторону морального разложения и деградации граждан.
***
Настало время действовать и все изменить. Начни с себя: познавай, насыщай свой ум, получай новые знания, знакомься с новыми людьми, проявляй активную жизненную позицию, раскрывай невидящим глаза, думай, прежде всего, головой, а потом уже верь своим глазам и ушам
