Каким физическим лицам грозит выездная налоговая проверка

Налоговый контролем в России согласно п. 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля. Они бывают двух видов.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Выездная налоговая проверка является более углубленной, проводится за значительный период времени (не более трех лет) и по суммам штрафных санкций и доначисленных сумм налога значительно превосходит камеральные проверки.
Если решение о проведении выездной проверки в отношении физического лица принимает налоговый орган, то такое решение должно быть мотивированным. Значит, налоговый орган должен располагать косвенными данными, которые бы указывали на предполагаемые нарушения налогового законодательства таким физическим лицом.
Для определения этих признаков выработаны методы и принципы.
Основным документом, используемым при планировании выездной налоговой проверки, является Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Концепция не содержит отдельных положений в отношении физических лиц. Основным ориентиром для анализа их деятельности являются сведения, представляемые в декларациях о доходах (3-НДФЛ) и в меньшей степени сведения о переходе прав собственности.
Вся система контроля в отношении физических лиц состоит из проверок только тех граждан, которые представляют отчетность о своих доходах. А в отношении остальных граждан налоговый контроль не организован.
В Российской Федерации не принят специальный закон, регулирующий контроль над соответствием расходов граждан (и членов их семей) получаемым ими доходам. Поэтому проверяющие вынуждены руководствоваться принципом презумпции невиновности налогоплательщика. Но специальных законов о контроле доходов физлиц нет и в других странах.
Сам факт, что гражданин приобретает в собственность дорогостоящие объекты (недвижимость, земельные участки, транспортные средства), свидетельствует о том, что у него есть многомиллионный доход. То обстоятельство, что он его не декларирует и не платит НДФЛ, само по себе составляет правонарушение, которое при определенных обстоятельствах может квалифицироваться как преступление. Особое внимание уделяют гражданам, не подающим декларации по форме 3-НДФЛ, но имеющим значительные активы. Это касается прежде всего учредителей юридических лиц - крупнейших налогоплательщиков.
На основании постоянного мониторинга, углубленного анализа и мероприятий налогового контроляпроводятся более пристальные наблюдения в отношении следующих категорий налогоплательщиков:
-лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частной практикой;
-лиц, получающих отдельные виды доходов, не связанных с предпринимательской деятельностью и частной практикой;
-руководителей и учредителей юрлиц, которые являются основными и крупнейшими налогоплательщиками.
Сведения о человеке, полученные из внешних источников, - еще одна важная составляющая досье. Это может быть информация о физлице, содержащаяся в жалобах или обращениях, полученных в адрес налоговых органов от других лиц.
Также в указанный пласт сведений включается информация о физлице, полученная проверяющими от различных государственных органов (полиции, таможни и т.д.) в соответствии со ст. 85 НК РФ. А также от банков (ст. 86 НК РФ) и других лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ).
Сейчас у проверяющих появилась дополнительная мера контроля граждан - это получение от банков сведений о наличии счетов и депозитов, об остатках денежных средств на них, а также выписок по операциям на счетах и депозитах физлиц (п. 2 ст. 86 НК РФ). П. 2 ст. 86 НК РФ должен применяться только при наличии достаточных доказательств, подтверждающих совершение гражданином действий по сокрытию доходов. При этом истребованию выписок должен предшествовать полный и всесторонний анализ сведений, взятых из соответствующих информационных ресурсов, а также из документов, полученных при проведении контрольных мероприятий иных налогоплательщиков.
Информацию о родственных связях налогоплательщика также могут проанализировать. Такие сведения могут быть получены от миграционных отделов МВД, органов опеки и ЗАГС (п. 3 ст. 85 НК РФ). К тому же с 1 января 2015 г. органы опеки должны сообщать инспекторам сведения о фактах установления и прекращения опеки и попечительства. А органы ЗАГС - информацию не только о фактах рождения и смерти, но и о фактах заключения и расторжения браков, а также о фактах установления отцовства.
Кроме того, теперь дипломатические представительства и консульства обязаны передавать в налоговые органы не только сведения о фактах рождения и смерти временно пребывающих за границей россиян. Но и о фактах заключения или расторжения ими браков, о фактах установления отцовства, а также установления и прекращения опеки и попечительства. Такие дополнения в п. 3 ст. 85 НК РФ внесены Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ.
Данная информация позволит проанализировать благосостояние всех членов семьи (близких родственников) и сопоставить их уровень доходов с доходами налогоплательщика. А также установить взаимосвязанных лиц среди владельцев имущества. К ним целесообразно относить также лиц, которые не значатся собственниками имущества, но проживают вместе с налогоплательщиком или зарегистрированы по адресу принадлежащего ему объекта.
Особое внимание анализу благосостояния лиц, которые являются руководителями, учредителями или топ-менеджерами в компаниях, относящихся к основным и крупнейшим налогоплательщикам. Поскольку эти лица в силу своего должностного положения имеют возможность получать "серые" доходы от подконтрольных или взаимозависимых организаций. А также минимизировать базу по НДФЛ с помощью использования незаконных налоговых схем.
Кого надо бы проверить, если и будут проверять то очень ограниченно. Откупятся. А вот мелких погоняют. Налоговая у нас орган государственного контроля не для всех граждан.