Завод офсетных пластин
История терминов «офсет» и «офсетная печать» связана с именем замечательного немецкого актёра и драматурга Иоганна Алоиза Зенефельдера (1771-1834), настоящей страстью всей жизни которого стала типографская деятельность.
Будучи автором многочисленных пьес, Зенефельдер был озабочен поиском недорогих и доступных способов их тиражирования. Услуги типографий для молодого драматурга были не по карману, поэтому он постоянно экспериментировал с подручными средствами, пытаясь напечатать пьесы самостоятельно.
Сначала он делал стальные матрицы для отливки букв, вколачивал их в кусочки грушевого дерева и получал деревянные литеры для печати, но такие заготовки быстро разбухали от красителей и становились непригодными для использования.
Затем он пытался вырезать текст на медной пластине. Так как Зенефельдер не имел необходимых средств для приобретения соответствующего оборудования, вырезать буквы ему приходилось вручную, это занимало немало времени и сил. К тому же в его распоряжении была лишь одна медная пластина, которую приходилось постоянно стачивать и полировать. С каждым разом она становилась всё тоньше и тоньше. Крах потерпела и попытка вырезать текст на цинковой тарелке: изобретатель не знал, что такая тарелка изготавливалась из сплава свинца и цинка, поэтому плохо поддавалась травлению азотной кислотой.
Наконец, летом 1796 года Зенефельдеру улыбнулась удача. Как-то раз он собирался отдать в прачечную грязные вещи, но когда прачка пришла за заказом, у него не оказалось пера и бумаги, чтобы составить их перечень. Тогда изобретатель воспользовался оказавшейся под рукой краской, при помощи которой составил список вещей на доске из зольнхофенского известнякового камня. Когда прачка ушла, Зенефельдер протравил надпись на камне азотной кислотой и увидел, что камень после этого растворился, а текст стал выпуклым. Так, по воле случая, изобретатель открыл метод изготовления форм офсетной печати путём химической обработки зольнхофенского известнякового камня.
Совершив своё открытие, Алоиз приобрёл небольшой медный печатный станок с двумя валиками и вместе со своим соратником, композитором и музыкантом Францем Гляйснером, организовал типографию «Гляйснер и Зенефельдер» и начал печатать ноты.
Изобретатель решил продолжить свои эксперименты и не останавливаться на достигнутом. Однажды он взял старую книгу, смочил её страницу водой, смешанной с небольшим количеством гуммиарабика, и наложил на её поверхность тонкий слой краски. Краска прилипла к старинной вязи, но фон страницы при этом остался чистым. Зенефельдер сделал со страницы бумажный отпечаток, который получился зеркальным, но достаточно качественным. Тогда он попробовал написать на камне буквы жирными чернилами, протравил их азотной кислотой, смочил камень гуммированной водой и сделал ещё один отпечаток. Краска скопилась только на жирных участках камня, написанных чернилами. Смачивая камень увлажнённым валиком, Алоиз смог получить несколько отпечатков, не используя при этом гравировальную форму. Так Зенефельдер изобрёл метод плоской печати, который был назван «химическим печатанием», а с 1803 г. с лёгкой руки французов он стал именоваться литографией.
Таких талантливых людей немного, у них вероятно мутации в генах zen.yandex.ru