Таможенная проверка как форма таможенного контроля. Понятие, нормативное регулирование, виды
Понятие и нормативное регулирование таможенной проверки как формы таможенного контроля.
Значение таможенного контроля в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности обусловливается стандартом 6.1 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции): «Все товары, включая транспортные средства, поступающие на или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю». Таким образом, объектом таможенного контроля является любой товар, перемещаемый через таможенную границу Таможенного союза.
Важную роль в сложившихся экономических условиях играет таможенный контроль в различных его формах, способствующий соблюдению физическими и юридическими лицами установленных законом таможенных процедур. Наиболее масштабной формой таможенного контроля на сегодняшний день выступает таможенная проверка.
Стоит отметить, что одной из эффективных мер при проведении таможенного контроля выступает ориентирование в процессе осуществления проверочных мероприятия на пост-контроль, который проводится после выпуска товаров таможенными органами. Данный вид контроля направлен на создание системы непрерывного контроля (от подачи предварительной информации и декларации на товары до осуществления таможенного контроля после выпуска) в целях сокращения времени осуществления таможенных операций и, как следствие, формирования благоприятных условий для развития внешней торговли.
Итак, таможенная проверка является формой таможенного контроля, проводимой таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Вышеуказанное понятие таможенной проверки, обозначенное А.Г. Чернявским, на мой взгляд, не совсем полно отражает специфику данной формы таможенного контроля, а если учесть, что на сегодняшний день действует законодательство Евразийского экономического союза и Таможенный кодекс Таможенного союза утратил силу и с 01.01.2018 действует Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017, то вышеуказанное определение таможенной проверки требует корректировки в соответствии действующими нормативно – правовыми актами ЕАЭС.
На сегодняшний день основополагающими нормативно – правовыми актами, закрепляющими основы таможенного контроля в форме таможенной проверки являются Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 331 ТК ЕАЭС гласит:
1) «Таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании»;
2) «Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств - членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов».
Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит определения понятия «таможенная проверка», однако статья 224 «Формы таможенного контроля» содержит следующее положение: «При проведении таможенного контроля таможенные органы применяют формы таможенного контроля, установленные статьей 322 Кодекса Союза». Это значит, что данная статья является по своему содержанию отсылочной, так как содержит ссылку на нормы ТК ЕАЭС, где мы можем увидеть определение таможенной проверки.
Е.В. Родительская и А.В Зубарева отмечают, что важным фактором, влияющим на результаты таможенной проверки после выпуска товаров, является качество отбора проверяемых лиц на этапе ее планирования. Учитывая экономическую значимость результатов проверки, можно утверждать, что качество отбора, в конечном счете, определяет полноту сборов таможенных платежей, налогов, акцизов и пеней, а также штрафов. Обеспечить надлежащее качество возможно, если выбор участников ВЭД осуществляется целенаправленно на основе научно обоснованных методик и алгоритмов.
Е.В. Родительская и А.В Зубарева, на мой взгляд, верно отмечают, что результативность таможенных проверок напрямую зависит от анализа деятельности проверяемых лиц – участников ВЭД.
Пункт 5 статьи 331 ТК ЕАЭС определяет перечень проверяемых лиц:
1) декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
2) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров;
3) лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения;
4) лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела;
5) лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;
6) уполномоченный экономический оператор - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке и при соблюдении определенных условий;
7) лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;
8) лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Союза.
Помимо нормативного регулирования перечня проверяемых лиц ТК ЕАЭС также устанавливает перечень вопросов, подлежащих таможенной проверке, что также немаловажно, ведь выбор конкретного направления таможенной проверки зависит от ее результативности и дальнейшего планирования мероприятий в рамках аналитической работы должностных лиц таможенного контроля после выпуска товаров. Пункт 6 статьи 331 ТК ЕАЭС содержит перечень следующих направлений:
1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
3) соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами;
4) исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела;
5) соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом;
6) соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных настоящим Кодексом;
7) соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, хотелось бы выделить следующие признаки таможенной проверки как формы таможенного контроля:
1. Таможенная проверка является формой таможенного контроля.
2. Таможенная проверка проводится должностными лицами таможенного контроля после выпуска товаров.
3. Проведение таможенной проверки как формы таможенного контроля связано с комплексом мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
4. Таможенная проверка связана с сопоставлением сведений, заявленных в таможенной декларации и документах, представленных проверяемыми лицами.
5. Нормативно – правовое регулирование таможенной проверки осуществляется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральный законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
6. Результативность таможенных проверок напрямую зависит от анализа деятельности проверяемых лиц – участников ВЭД.
7. Объектом таможенной проверки является деятельность проверяемых лиц.
8. Предметом таможенной проверки являются направления, указанные в пункте 6 статьи 331 ТК ЕАЭС.
Таким образом, ориентирование должностных лиц таможенных органов в нормативно - правовом регулировании таможенной проверки как формы таможенного контроля, ее признаках и порядке проведения позволяет наиболее полно и результативно проводить проверочные мероприятия, формировать планирование аналитической работы в рамках анализа внешнеэкономической деятельности ее субъектов.
2.2. Виды таможенных проверок
Как мы уже выяснили, таможенная проверка в соответствии со статьей 331 ТК ЕАЭС является формой таможенного контроля, проводимой таможенным органом после выпуска товаров с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Хотелось бы отметить точку зрения Р.Н. Серёминой и Е.С. Смолиной, связанной с тем, что таможенная проверка как одна из действенных мер по минимизации рисков обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений в области таможенного дела, создание условий для ускорения таможенного оформления добросовестных участников ВЭД и формирование честной конкуренции.
Часть 7 статьи 331 ТК ЕАЭС выделяет 2 вида таможенных проверок, проводимых должностными лицами таможенного контроля после выпуска товаров: камеральные и выездные.
Как утверждает А.Г. Чернявский, таможенная проверка осуществляется в форме камеральной или выездной таможенной проверки и проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном порядке.
Стоит отметить, что мероприятия по налоговому контролю также предусматривают деление налоговых проверок на камеральные и выездные, а предусмотрено это статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации. Тенденция к тесному взаимодействию таможенных и налоговых органов не случайна и, как показывает практика проведения совместных проверочных мероприятий, их результативность напрямую связана с доначислениями таможенных и налоговых платежей в федеральный бюджет.
Итак, в таможенном законодательстве предусмотрено два вида таможенных проверок, каждая из которых имеет свои особенности в порядке, сроках и способах проведения. Для того чтобы понимать, каким образом в практической деятельности должностных лиц таможенного контроля после выпуска товаров проводятся те или иные проверочные мероприятия, попытаемся выделить признаки камеральных и выездных таможенных проверок на основе действующих нормативно – правовых актов таможенного законодательства.
Камеральная таможенная проверка в соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Главная особенность камеральной таможенной проверки состоит в том, что она проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки. Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения.
В целом, ТК ЕАЭС устанавливает общие особенности данного вида таможенных проверок без привязки к порядку проведения и документам, на основании которых камеральная таможенная проверка имеет юридическую силу как форма таможенного контроля, а ведь данный аспект, на мой взгляд, является немаловажным в нормативно – правовом регулировании таможенного контроля.
Если мы обратимся к Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то при изучении положений статьи 228 можем выделить следующие особенности:
1) камеральная таможенная проверка назначается начальником таможенного органа, который будет проводить таможенную проверку, уполномоченным им заместителем начальника таможенного органа либо замещающими их лицами;
2) таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет»;
3) при направлении уведомления о проведении камеральной таможенной проверки по почте заказным письмом оно считается полученным как в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении письма адресату, так и на шестой рабочий день со дня направления заказного письма в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения письма адресату;
4) срок проведения камеральной таможенной проверки не может превышать девяносто календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки. В указанный срок не включается период времени между датой направления проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений.
5) проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на сто двадцать календарных дней при необходимости: проведения таможенной экспертизы; направления требования связанным с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка; направления (инициирования направления) запроса (требования) в государственные и муниципальные органы, банковские учреждения; направления (инициирования направления) запроса в компетентный орган другого государства - члена Союза или государства, не являющегося членом Союза;
6) продление проведения камеральной таможенной проверки осуществляется по решению начальника таможенного органа, проводящего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя начальника таможенного органа либо замещающих их лиц, о чем уведомляется проверяемое лицо с указанием срока и причины продления.
Как мы видим, ФЗ № 289-ФЗ более детально регулирует особенности проведения камеральных таможенных проверок по сравнению с ТК ЕАЭС. Однако, если обратить внимание на пункт 3 статьи 332 ТК ЕАЭС и пункт 5 статьи 228 ФЗ № 289-ФЗ, то можно столкнуться с противоречием между этими нормативно – правовыми актами в части сроков проведения камеральных таможенных проверок.
ТК ЕАЭС не ограничивает период проведения, в то время как ФЗ № 289-ФЗ устанавливает 90-дневный срок проведения камеральных таможенных проверок с возможным продлением в дальнейшем на 120-дневный срок по конкретным обстоятельствам. Возможно, по мере внесений изменений в ТК ЕАЭС данное противоречие будет устранено.
В целом, нормативно – правовые акты в сфере таможенного законодательства выделяют два вида таможенных проверок – камеральные и выездные, каждой из которых свойственен определенный порядок проведения и сроки, в соответствии с которыми должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный контроль. Именно результативность таможенного контроля в форме таможенной проверки является важнейшим фактором выполнения показателей, устанавливаемых ФТС для региональных таможен.
Спасибо, интересно.