Вина владельца транспортного средства при ДТП

Сегодня мне хотелось бы остановиться более подробно на понятии «повышенно опасной транспортного средства (далее – т.с.)». У источника повышенной опасности можно выделить два признака - вредоносность и неподконтрольность оказания вредоносных свойств человеку. Вредоносность т.с. определяется его весом, максимальной скоростью и мощностью двигателя. Признак неподконтрольности, заключается в том, что т.с. неподконтрольно водителю вследствие продолжения движения по инерции при торможении, что предусматривает возможность, в том числе причинения случайного вреда, т.к. даже строгое соблюдение ПДД не может полностью гарантировать безопасность т.с.
Необходимо помнить, что нельзя возлагать ответственность на владельца т.с., лишённого возможности контролировать процесс его движения. В случаях когда у т.с. имеется несколько владельцев, фактическим владельцем источника повышенной опасности (далее – и.п.о.) при ДТП необходимо рассматривать то лицо, в ведении которого находилось т.с.

Наконец, степень и сила опасности и.п.о определяются также объективными окружающими условиями. Суды, в ходе разбирательства, не всегда исходят из того, что в случае наезда одного т.с. на другое - неподвижно стоящее, вред возмещается водителем движущегося т.с. по правилам ст. 1079 ГК РФ. Повышенная опасность может исходить не только от движущегося т.с., но и от внезапно остановившегося, либо движущегося быстрее, или значительно медленнее, чем основной поток т.с.. Даже стоящее т.с. возможно рассматривать в качестве и.п.о., если оно находилось вблизи дороги, создавало помехи для обычного движения и в случае, когда у другого водителя, вследствие этого возможность совершения ДТП отсутствовала.
Вследствие этого, правилами дорожного движения (далее – ПДД), при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водителю предписывается принимать все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест, а также применять специальные знаки аварийной остановки для предупреждения участников движения во всех случаях, когда т.с. может создать опасность, в том числе и в случае вынужденной остановки в местах, где остановка запрещена.
Другим критерием вины владельца т.с. является противоправность его поведения, что фиксируется посредством выявления нарушения требований ПДД.
Следует, однако, иметь ввиду, что факт нарушения требований ПДД характеризует не противоправность поведения, а виновность причинителя, т.к. в контексте положений п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
