Катастрофа в Шереметьево. Разбор процедур.
Поскольку началась всеобщая истерия по поводу того, что самолет плохой и пилоты не умеют летать на современных воздушных судах, пройдемся по техническим особенностям SuperJet 100 и аварийным процедурам, упоминавшимся в сообщениях СМИ.
Выводы
SuperJet, несмотря на всю критику, является довольно надежным самолетом с высоким уровнем резервирования систем. Процедуры, описанные в FCOM, FCTM и QRH, практически на 100% повторяют требования руководящих документов Airbus, а значит отвечают, в том числе, и европейским стандартам.
Выполнение полета в Direct Mode не является чрезмерно сложным и опасным процессом. В то же время, переход самолета в Emergency Electrical Configuration не требует выполнения немедленного возврата. Тем не менее, стоит признать, что совокупность упомянутых отказов может значительно усложнить процесс захода на посадку с превышением максимальной посадочной массы.
Личное мнение
Думаю, что истерия "SuperJet - говно" не имеет под собой никаких оснований, поскольку до момента жесткой посадки самолет прекрасно летел, а значит обеспечивал безопасность экипажа и пассажиров.
Direct mode. Что это такое?
SuperJet, по аналогии с Airbus, имеет три основных режима управления: Normal Mode, Simplified Mode, Direct Mode.
Normal и Simplified Modes обеспечивают улучшение летных характеристик воздушного судна и упрощают управление им. Данные режимы подразумевают защиту от сваливания, превышения приборной скорости, превышения максимальной перегрузки, максимальных тангажа и крена.
Direct Mode является резервным режимом управления воздушным судном на случай различных отказов бортового оборудования. Основной особенностью Direct Mode является то, что отклонение управляющих поверхностей напрямую зависит от отклонения органов управления. Кроме того, в данном режиме отсутствуют защиты, предусмотренные в Normal и Simplified Modes, при этом присутствует сигнализация о сваливании и превышении приборной скорости.
Чем характеризуется управление ВС в режиме Direct mode?
Direct Mode является нормальным режимом управления, обеспечивающим безопасное выполнение полета и безопасную посадку.
Поскольку в Direct Mode отсутствуют защиты и автоматическое триммирование воздушного судна, пилотирование должно осуществляться без резких маневров с ограничением скорости не более 280 узлов. В соответствии с рекомендациями производителя, автомат тяги должен быть выключен для упрощения продольной балансировки. Использование директоров и автопилота в данном режиме невозможно.
Самолет сертифицировался не только российскими авиационными властями, но также EASA и FAA. В связи с этим информация о том, что SuperJet в режиме Direct Mode имеет проблемы, связанные с недостаточной устойчивостью и управляемостью, не имеет ничего общего с реальностью.
Является ли переход в Direct Mode аварийной ситуацией?
Нет, не является. В соответствии с FCOM SuperJet, в случае перехода самолета в режим Direct Mode полет может осуществляться без декларирования сигналов срочности и бедствия.
Требует ли переход в Direct Mode увеличения скорости захода на посадку?
Да, но увеличение скорости не является значительным (Vref+10 kts).
Продолжение следует-

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Тяжело спорить с теоретиками, которые изъясняются терминами, непонятными, но солидными (мол-знай наших-ВС в режиме Direkt mode итд). А давай-ка поконкретнее. Где-то с год назад-элементарно найти в интернете (от 2 до 5)ЕЯСатановский (уж у него инфа из первых уст) прям рычал в микрофон-ребят, испытатели, лётчики-профи, все,как один,-взывают,-самолёт СЫРОЙ, в нём КУЧА недоработок. У меня нет причин не верить ему-он спец в своём направлении и общается со спецами-практиками, а не с теоретиками. Первый и самый главный вопрос-Кто пролоббировал скорейший выпуск самолёта в серию, зная о куче недоработок, приведших к беде (ведь это только частный случай-там ещё подводных камней-вагон), и прикрываясь сомнительными сертификатами (западными, больше половины комплектующих-оттуда, оттуда). Это первый, самый главный вопрос. Я сейчас не могу дальше комментировать, но обязательно попробуем по полочкам разложить. Что творится, у нас что-война? Всех с праздником Победы, хоть на фоне этого поздравлять стыдно-а за этих людей кто-нибудь ответит или нет, а то опять решили деньгами рот закрыть-и тишина. Самолёт от этого лучше не стал,-что, новго ЧП ждать?
К сожалению, когда у руля находятся технически неграмотные люди, они в принципе не могут знать о куче недоработок. Они простейший чертеж не могут прочесть, понятия не имеют о методологии правильной постановки задачи, не говоря уже о параметрах управления качеством (например, запасе прочности). У них навязчивая фантазия заменить людей-творцов роботами. Они искренне, как дети, верят в "робота разумного", забавляются смартфонами и др. гаджетами. На этом их образование заканчивается. Поэтому они всегда во всем находят стрелочника. Это - наша страшная беда. Если двигатели самолета расположены низко, под крыльями, - надо было рассчитывать конструкцию шасси с запасом прочности, исходя из перегрузок при аварийной посадке с полными баками.
1) Если бы стойки шасси при динамической нагрузке не подломились,-не было бы удара двигателями об ВПП,-не случилось бы возгорание, - не было бы жертв. Динамика и прочность шасси - это не забота пилотов, это ответственность заказчика, постановщика задачи, конструктора, расчетчика-прочниста. Пилоты миссию выполнили безупречно, самолет посадили. Спасшиеся от пожара обязаны жизнью, в первую очередь, пилотам. Если бы не посадили, - и героические стюардессы никого не спасли бы, рухнули бы вместе со всеми.
2) От ядовитого дыма надо было раскошелиться на противогазы для каждого пассажира. Либо разрабатывать другие материалы. Но нашим баблозависимым этого не понять.
3) Сажать надо Госприемку (заказчика).
Для того чтобы делать выводы, необходимо дождаться результатов расследования катастрофы.
К сожалению образование не техническое, но сомнения что самолет российский из деталей китайского производства.
Если бы китайского... Китайцы, можно не сомневаться, сейчас делают как надо. У нас всё развалилось. По оценкам спецов около 3/4 самолёта-из импортных комплектующих-каково? Вопросы: почему самолёт боится молний-это рядовой случай,-каждый самолёт попадает под них десятки раз, зачем на аэродроме метеослужба, почему при посадке не выработали горючее (это первейшее правило), зачем нужны и кто тестирует таких (ведь сразу расписали, что пилоты-асы)пилотов, у которых машина по взлётке скачет, как сайгак (при полных баках и таком батуте ни одна стойка не выдержит, хотя и обязана), почему пожарные прибыли через 2 минуты, хотя они обязаны были уже ждать у взлётки, что это за нормативы такие, о которых так бойко верещал представитель ГВФ-при норме 90 сек службы справились за 55,а если бы за 90?-сгорели бы все. Кто эту норму устанавливал? Почему вечером сообщили бодрым голосом, что погибший-1,ночью-13,а утром-уже, вроде как стыдливо-41,прикрываясь тем, что,мол, надо идентифицировать, посчитать и тд.Что, не знают, сколько человек на борту и сколько спаслось за из геройские профессиональные 55 сек? Кто из пресс-начальства затягивал информацию? Я им желаю всё время летать только на этих джетах и ни о чём не беспокоиться... Как и кому людям доверять жизнь,-самый главный вопрос. Лично я клянусь-судом присудят,-на этой таратайке не полечу,-стреляйте сразу.
Странно от липецких такое слышать.
Галина, а почему от липецких слышать странно, у нас законы физики другие?
Это нормально, инстинкт самосохранения.