Бондарев Сергей Владимирович
Бондарев С. В. Подписчиков: 102
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 411

Признание уклонистом: проблемы и пути их решения

1 дочитывание
0 комментариев

С 1 января 2014 года вступил в действие пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Положениями указанной нормы на призывные комиссии возложена обязанность выносить заключение о том, что гражданин не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, за исключением граждан, не прошедших ее по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, а также статьей 24 данного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии 1.

В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, данное заключение выносится призывной комиссией на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований, начиная с 1 января 2014 года 2.

С введением указанных положений призывные комиссии получили возможность при зачислении в запас разграничивать добропорядочных граждан, получивших по решению призывной комиссии освобождение от призыва на военную службу, освобождение от исполнения воинской обязанности либо отсрочку от призыва на военную службу, и тех, кто до достижения 27-летнего возраста уклонялись от призыва на военную службу путем выезда на временное проживание за пределы Российской Федерации, выезда на другое место жительства в пределах России без извещения об этом военного комиссариата, неявки в военный комиссариат по вызовам, отказа от получения повестки и т. п.

Однако, как показывает практика, при вынесении заключения о том, что гражданин не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, призывные комиссии часто допускают нарушения требований действующего законодательства РФ. Это приводит к обжалованию указанного заключения гражданами в отношении которых оно вынесено, судебным разбирательствам и как результат его отмене.

Так, например, в 2016 году при вынесении заключения о том, что гражданин Н., являющийся сотрудником органов внутренних дел, не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, призывная комиссия К-го района города С. посчитала, что отсрочка от призыва на военную службу, предоставленная гражданину Н. призывной комиссией Т-ской области в 2005 году на основании положений подпункта «з», пункта 1, статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» является незаконной, так как он на момент ее предоставления не окончил высшее учебное заведение органов внутренних дел и не поступил на службу в указанные органы.

Данный вывод призывной комиссии К-го района города С. был основан на том, что в соответствии с указанной выше нормой данная отсрочка предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях.

Между тем, гражданин Н. в 2005 году только поступил для обучения в высшее учебное заведение органов внутренних дел. Следовательно, ему должны были предоставить отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «а», пункта 2, ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», срок действия которой закончился бы в 2009 году после окончания им обучения.

Поэтому он подлежал призыву на военную службу с 2009 года, однако в результате переезда на новое место жительства в город С. призван не был и военную службу не прошел. Делая указанные выводы, призывная комиссия К-го района города С. не приняла во внимание ряд существенных обстоятельств.

Во-первых, в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона о статусе военнослужащих (в редакции Федерального закона от 01 апреля 2005 года № 27-ФЗ, действующей на момент предоставления гражданину Н. отсрочки) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях 3.

Во-вторых, Федеральным законом от 06.07.2006 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» названный пункт Закона был изложен в новой редакции: отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях 4.

При этом статьей 5 Федерального закона от 06.07.2006 г. № 104-ФЗ установлено, что граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований 5.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований 6.

В-третьих, в соответствии с пунктом 2, статьи 17 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» зачисление гражданина в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел 7.

Гражданин Н. в 2005 году поступил для обучения в высшее учебное заведение органов внутренних дел, где обучался по очной форме в должности курсанта. Следовательно, в силу вышеуказанных положений законодательства РФ он считался поступившим на службу в органы внутренних дел. Поэтому решение призывной комиссии Т-ской области о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу на основании положений подпункта «з», пункта 1, статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» является законным и обоснованным, а предоставленная отсрочка действующей на весь период службы в органах внутренних дел.

Таким образом, призывной комиссией К-го района города С. было вынесено необоснованное заключение о том, что гражданин Н. не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Решением суда указанное заключение было отменено.

Из данного примера видно, что подготовка призывных комиссий к работе проводится поверхностно. Нормы действующего законодательства РФ, регламентирующие вопросы вынесения указанных заключений, в полном объеме ими не изучаются. В связи с этим при организации работы призывных комиссий военным комиссариатам следует проводить инструктивные занятия. В ходе данных занятий необходимо подробно разъяснять членам призывных комиссий основные положения Федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, которыми следует руководствоваться при вынесении заключений о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Кроме того, большим упущением в работе призывных комиссий, на наш взгляд, является отсутствие в их составе представителей юридических подразделений военных комиссариатов. Между тем, их присутствие позволит не только повысить правовую грамотность призывных комиссий, но и даст возможность осуществлять контроль соблюдения всех требований действующего законодательства РФ в работе указанных органов.

Исходя из вышеизложенного нам видится следующий порядок организации работы призывной комиссии:

1. Определение состава призывной комиссии с обязательным включением представителя юридического подразделения военного комиссариата, либо администрации муниципального образования или субъекта РФ.

2. Проведение инструктивных занятий с членами призывной комиссии с обязательным изучением и разъяснением всех требований действующего законодательства, регламентирующего в том числе вопросы вынесения заключения о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

3. Проведение дополнительного инструктажа перед каждым заседанием призывной комиссии.

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Незначительные отклонения? В России годными для службы в армии могут стать люди с сифилисом, психозом и гипертонией

Сначала эта новость воспринимается как первоапрельская шутка. Но нет, это всерьёз. Скоро, оказывается, можно будет служить в армии молодым людям с гипертонией, психозом и даже сифилисом и другими вене...

Выезд за границу, как способ избежать службы в армии: интересная информация

Краткое содержание:1. Введение.2. Действия перед выездом за границу.3. Обсуждение.Здравствуйте дорогие друзья и посетители сайта!Сегодня мы поговорим о том, как можно избежать призыва на прохождение

Весенний призыв 2024: сроки проведения, новый призывной возраст, штрафы и электронные повестки

В России весенний призыв в армию начинается 1 апреля. Однако в 2024 году он будет пройдет с учетом повышения призывного возраста. Электронные повестки используются для вызова граждан в военкомат,...

Казахстан: Новые миграционные правила ударят по россиянам, уехавшим от призыва в армию

Изменения делают долгосрочное проживание в Казахстане неприемлемым для десятков тысяч российских граждан, уехавших из России. Астана внесла изменения в миграционное законодательство,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы